Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Фаина Саневич

(записала Людмила Берковская, Тула)

     Фаина Саневич  Президент Тульского областного еврейского благотворительного центра «Хасдэй Нэшама», Фаина стояла у истоков еврейского возрождения в Туле. В 1994 году Фаина стала участницей международной конференции еврейских женщин Проекта Кешер и получила импульс для своей дальнейшей деятельности. Фаина организовала в Туле первый Женский Пасхальный Седер Проекта Кешер. Около тридцати еврейских женщин собрались тогда в Ясной Поляне, чтобы вспомнить праматерей еврейского народа, рассказать о себе, о своих корнях, о том, как труден, но необходим выход из рабства. И в тот памятный день на Седерном блюде лежал апельсин. В этом же году Фаина организовала женская группа «Юдифь», которая до сего времени реализует инициативы Проект Кешер, участвует в различных общинных мероприятиях. Воодушевленная стойкими ценностями еврейской общины, которые впитала в детстве, она является неустанным организатором и «фандрейзером», все время осуществляя какие-то новые проекты, позволяющие по-разному оказывать помощь 2500 евреям в своей общине. Фаина содействует формированию еврейской самоидентификации женщин и других членов общины, вовлечению в общину большего числа людей среди еврейского населения города, неравнодушных к своим корням, к своему наследию.  
       



           Фаина родилась 26 сентября 1939 года в местечке Озаринцы Винницкой области (Украина), где стояли недалеко друг от друга и синагога, и костел, и церковь. Она помнит, как в праздник Симхат Тора евреи местечка танцевали с Торой, как постились в Йом-Кипур, как проводили Пасхальный Седер. Мама Фаины была образованной женщиной. В доме хранились молитвенники на идиш, и, поскольку идиш девочка знала, приобщение к традиции во многом проходило через книги. К матери за советом и помощью приходили самые разные люди, она никогда никому не отказывала. Почти всегда разговор сопровождался цитатами из Талмуда на иврите. Многое из Торы мама знала наизусть. Вместе с родителями Фаина пережила годы фашистской оккупации, с июля 1941 года по март 1944 года находилась в гетто. Сама Фаина осталась жива просто чудом: «Когда началась война, мне было всего полтора года. Нас приютила у себя украинская семья. Тогда за укрывательство евреев фашисты сразу уничтожали всю семью, включая женщин и детей. Всем грозила смерть. Я с мамой пряталась в подвале, мама зажимала мне рот рукой, чтобы мой плач не был слышен. А над нашей головой хозяйка поставила корову- так было надёжнее. С тех пор прошло много лет, но я на всю жизнь запомнила этот урок доброты. Семья, которая спасла нас, стала для нас самыми близкими людьми». Отец, вернувшись с фронта без руки, потерял возможность работать по специальности-до войны он был парикмахером. Местные власти доверили ему заведование мельницей. С помощью отца вся деревня в те страшные времена спасалась от голода.
         Школу Фаина закончила с золотой медалью и поступила во Львовский политехнический институт, стала химиком. Некоторое время работала в проектном институте во Львове.  В 1965 году переехала в Тулу, работала во ВНИИПИМе до 1997 года, защитила кандидатскую диссертацию.  Фаина вышла замуж за Анатолия Саневича. Так родилась эта красивая пара настоящих единомышленников, т.к. и Анатолий тоже происходил из старинной еврейской семьи, хранящей традиции предков. В новой семье хранили старые обычаи даже тогда, когда вспомнить об этом никто не решался: заказывали тайно в Туле мацу или привозили ее с Украины, отмечали еврейские праздники, заказывали кадиш в синагоге. Все эти "мертвые" для еврейской культуры годы в Туле сохранялся миньян.
            В 1994 году Фаина стала участницей международной конференции еврейских женщин Проекта Кешер в Киеве и получила импульс для всей своей дальнейшей деятельности. Там же познакомилась со Светланой Якименко, директором Проекта Кешер, и, по её предложению, организовала в Туле первый Женский Пасхальный Седер. Около тридцати еврейских женщин собрались тогда в Ясной Поляне, чтобы вспомнить праматерей еврейского народа, рассказать о себе, о своих корнях, о том, как труден, но необходим выход из рабства. И в этот памятный день на Седерном блюде лежал апельсин.        
           По возвращении с Конференции участницы начали создавать женские группы Проекта Кешер в появляющихся еврейских общинах.  Зачастую именно они становились инициатором создания общин, так случилось и в Туле. Фаина организовала женскую группу «Юдифь» в 1994 году, и до сего времени она реализует множество инициатив Проект Кешер, активный участник, и часто инициатор мероприятий, проходящих в общине. Особая ценность ее деятельности – содействие формированию еврейской самоидентификации женщин и других членов общины, вовлечению в общину большего числа людей среди еврейского населения города, неравнодушных к своим корням, к своему наследию. Ни один праздник в общине не проходит без участия женщин – активистов и волонтёров Проекта Кешер. Они – организаторы различных социальных акций- расчистка еврейского кладбища, сбор вещей в военный госпиталь, сбор пожертвований в фонд «Керен Каймет ле Исраэль», установление дружеских взаимоотношений с иными национальными объединениями и т.д. С появлением в группе выпускниц программ «Бейт Бина» Проекта Кешер, (одна из которых-Людмила Берковская, возглавляет группу с 2006 года), женщины стали регулярно заниматься изучением Торы. Интересные методики проведения занятий, овладению которыми обучают на семинарах Проекта Кешер, привлекают в группу всё большее число женщин. Даже те, кто никогда не читал Тору, готовы не только просто знакомиться с содержанием, но обсуждать события, характеры героев, выносить уроки для себя, воплощать в современную жизнь принципы и обычаи еврейского народа, установленные нашими праотцами, праматерями. Всё большее число женщин приходят на встречу шаббата, или организуют шаббатний вечер дома. Традиционным стало проведение Международного Женского Седера и других женских празднований, инициируемых и поддерживаемых методически Проектом Кешер. И, конечно, женщины становятся участниками традиционных Песах-седеров, проводимых в общине. Для поддержания интереса участников лидеры групп стараются расширять направления работы: «Еврейское образование», «Женское здоровье», «Противостояние бытовому насилию», «Социальная активность». В группу приходят женщины других национальностей, участвуют в изучении еврейских источников, ощущают открытость еврейского народа, что способствует уменьшению роста антисемитизма в городе и обществе.  Отмечается личностный рост, рост авторитета женщин, прошедших обучение на программах Проекта Кешер, как внутри группы, так и в общине.
           По семейным традициям Фаина тянулась всегда к благотворительной деятельности. По возвращении с международной конференции еврейских женщин Проекта Кешер, увидев, как много можно сделать для евреев города, она обратилась за помощью к своим сыновьям, мужу и получила полную поддержку. Взяла в синагоге у габая список семидесяти пожилых людей - самых нуждающихся - и попыталась наладить им регулярную помощь.  Говорит Фаина: «А в сентябре в Тулу прибыли гости из США - Роди и Вильям Левины. Она - активистка благотворительной организации "Яд-ле-яд", он - генерал, участник освобождения Европы от фашизма. Они привезли дефицитные лекарства - это была первая помощь, полученная нами от американских евреев. Через год в Санкт-Петербурге я посетила "Хэсэд Авраам". По-хорошему позавидовала: нам бы в Туле такой! И после многих усилий мечта стала явью: в апреле 1996 года зарегистрировала еврейский благотворительный центр "Хасдэй Нэшама". К тому времени у нас уже сложился тесный круг единомышленников – волонтеров». В 1994 году впервые приехал в Тулу представитель "Джойнта" Ицхак Авербух. Именно он дал тульскому "Хэседу" название "Хасдэй нешама", «Душа милосердия», как это точно и образно сказано по отношению к людям, которые делают в Туле "гмилут хасидим". Потом Тула получила гуманитарную помощь от "Хамы" - 15 тонн груза, и все старались помочь не только большому городу, но и маленьким городкам Тульской области. Потом появились собственные спонсоры Тулы, и их уже немало. К доброму человеку тянутся другие добрые и щедрые люди. Да и сама Фаина и ее муж часто, не задумываясь вкладывают собственные деньги в благое дело.
     Но с самого начала своего существования Хесед вел не только благотворительную деятельность. Он действительно, а не только по названию, стал душой возрождающейся общины.  Единомышленники объединяются по возрастам и интересам: есть  женский, молодежный, семейный клубы, а также клуб по изучению еврейской истории и традиции, идиш, еврейской кухни и другие. Более двух тысяч томов насчитывает библиотека. Выходит газета "Нэшама". Действуют театральная и литературная студии, хореографический коллектив. Созданный в конце 1999 года ансамбль еврейской музыки "Хасдэй Нэшама" известен уже за пределами Тулы. С 2002 года работает кошерная столовая. По инициативе Фаины Саневич созданы еврейская воскресная школа, с 1999 года работает еврейский детский сад "Лаудер Шолом", с 2000 года существует и еврейская общеобразовательная школа "Лаудер".
С 2000 года, под эгидой Проекта Кешер команда под руководством Фаины начала реализовывать в Туле проект «Колот», цель которого - создание модели работы групп разных национальностей для решения такой серьезной проблемы как домашнее насилие в России.  Пройдя стажировку в США вместе с другими участницами проекта, именно  Фаина стала в Туле инициатором  просветительской работы  о недопустимости домашнего насилия, организации  телефонов доверия и других служб для жертв насилия, создания коалиций государственных и общественных организаций . В 2002 году в ТОЕБЦ "Хасдэй Нэшама" благодаря Проекту Кешер и организации «Всемирный ОРТ» открылся центр информационных и коммуникационных технологий для обучения женщин "Орт-КешерНет". Тульская еврейская община была выбрана для осуществления этого проекта благодаря многолетнему сотрудничеству с Проектом Кешер и активной деятельности женской группы «Юдифь».
         Фаина является тем лидером, благодаря которому еврейская община в городе Туле возродилась и продолжает динамично развиваться. Руководствуясь принципами «Тикун олам» и «Дугма Ишит», Фаина являет собой яркий пример настоящего женского еврейского лидерства.
         Всем еврейским женщинам Фаина желает: «Любить свой народ, не забывать свою историю и традицию и нести людям добро!».

.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.