Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Инна Матвеева



(записала Людмила Котова, Львов)


Инна МатвееваВ 1997 году в синагоге Инна познакомилась с Галиной Гаврилиной, руководителем женской группы «Авив». Галя пригласила ее на ближайшую встречу, на которой Инна узнала, что женская группа входит в Проект Кешер, и стала участвовать в ее деятельности. Инна, будучи секретарём организации «Яд-ле Яд», помогала организовать Акцию «16 дней против насилия» с участием женщин разных конфессий, в заключении которой и все вместе зажигали памятные свечи на развалинах львовской синагоги «Золотая Роза». Встречу, посвящённую толерантности, проводили вместе с молодёжной группой «Дор Ходаш» в помещении Общества еврейской культуры им. Шолом-Алейхема, а потом на городской площади запускали в небо светящиеся фонари.
Совет Инны: «Идти вперёд по пути познания еврейства, идти и не сдаваться!»


        Инна родилась и выросла во Львове (Украина). Родители ее мамы, Гити (Гали) Берман, жили до войны в Кролевце Сумской области. Оттуда мамин отец, Арон, ушёл на фронт. Мама с бабушкой были в эвакуации в Казахстане.  До 1942 года от дедушки приходили с фронта письма, написанные между строчками газет или книг. Эти жёлтые листочки хранятся у Инны до сих пор. Потом бабушка получила «похоронку», в которой сообщалось, что дедушка пропал без вести. В мае 1944 года мама и бабушка вернулись в Кролевец. Однажды к ним пришел человек, оказавшийся однополчанином дедушки. Выполняя данное слово, он специально приехал рассказать семье, как погиб его фронтового друга во время тяжёлых боёв под Сталинградом. В 1946 году мама приехала в послевоенный Львов учиться, окончила техникум, да так и осталась жить в этом городе. Здесь она встретила своего будущего мужа – Абрама Дынькина, папу Инны. Он был родом из села Самотевичи Могилёвской области. Как раз в первых числах июня 1941 года его забрали на срочную службу в армию.  Когда немцы заняли Белоруссию, все евреи Самотевичей были расстреляны. Вернувшись после войны, папа увидел сгоревшую хату и братскую могилу, где лежали и его родные. Затем отца отправили на борьбу с бандитизмом в Западную Украину. В 1948 году во Львове Галя Берман и Абрам Дынькин поженились, и в 1949 году родилась Инна. Семья состояла из пяти человек: родителей, Инны с сестрой и приехавшей к ним бабушки Мани, маминой мамы.
        Инна всегда идентифицировала себя, как еврейка, никогда этого не скрывая. Родители еврейских традиций не соблюдали, на идиш говорили между собой. Бабушка же общалась в основном на идиш, постоянно читала сидур, рассказывала, как, бывало, в талесе молился дедушка Арон. Всегда ходила отмечать еврейские праздники (действующей синагоги в городе не было, но евреи собирались тайно у кого-нибудь на квартире). На Песах бабушка обязательно приносила мацу, бережно упакованную в чистую наволочку. Инна идиш понимала, но не говорила на нём.
 В 1966 году Инна поступила на экономический факультет Львовского политехнического института. Училась на вечернем отделении, потому что надо было помогать семье. С антисемитизмом практически не сталкивалась. Работая после школы на швейной фабрике среди местных украинцев, угощала коллег мацой на Песах, пончиками - на Хануку и всегда чувствовала доброжелательный интерес к еврейским традициям. Не было дискриминации по национальному признаку и на заводе «Электрон». Инна выполняла обязанности помощника экономиста в закрытом цехе, где изготавливалась секретная аппаратура. Во Львове всегда уважали тех евреев, которые не скрывали своей национальности и придерживались своих традиций.
     Когда сыну было 13 лет, Инна привела его в ешиву при Львовской синагоге. Он принял в честь прадедушки еврейское имя Арон, затем уехал продолжать традиционное религиозное еврейское образование в Канаду. Чтобы иметь возможность общаться с его учителями и соучениками, Инна начала самостоятельно изучать идиш, а затем постепенно вошла в жизнь еврейской общины Львова. Для нее очень значимо «сознание того, что направила сына в нужное русло, и он стал настоящим евреем, живёт в Израиле. После традиционной еврейской свадьбы (хупы) сына проходил обряд Шева Брахот, когда друзья и знакомые в течение семи дней приглашали в гости новобрачных и всю семью для свадебных благословений. Я увидела, в какой достойный круг принят мой сын и услышала, с каким уважением и любовью люди говорят об Ароне, с радостью и гордостью почувствовала, что это значит – быть еврейской женщиной и еврейской матерью! Он много трудится, сам заработал на учёбу в институте. Теперь он инженер компьютерных сетей и продолжает, при этом, учиться в ешиве. Радуюсь, что у него хорошая, соблюдающая традиции семья, что у меня уже три внучки, которым я передам наши семейные традиции»
            С 1994 года Инна активно работает в еврейских организациях, где много узнала, многому научилась, имела возможность самореализовываться, помогать людям, видеть результаты своих трудов, занимаясь разнообразной деятельностью:
            - координацией помощи больным, неимущим и пожилым;
- поисками стройматериалов и мониторингом строительства капличек (часовен) на могилах еврейских праведников и философов в городах Западной Украины;
- набором детей в еврейскую гимназию, проверкой их еврейства по Галахе;
- устройством и организацией общинных шабатов и вечеров, приуроченных к еврейским праздникам при участии 100 – 150 человек. Праздник Ту Би Шват проводился совместно с женской группой «Авив».
- координацией работы со спонсорами общины и паломниками-хасидами;
- содействием людям в поисках и восстановлении документов, подтверждающих их еврейство, для чего приходилось связываться с областными архивами не только Украины, но и других постсоветских республик.
Несколько лет Инна занималась большим проектом: упорядочиванием еврейских фондов в государственных архивах Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Волынской областей. Принимала участие в работе по систематизации наследия выдающегося учёного - искусствоведа Фаины Петряковой и в создании на основе этого Научного центра иудаики и еврейского искусства во Львове. Была секретарём благотворительной организации «Яд-ле-Яд», директором организации «Єврейське відродження Галичини».
В настоящее время Инна - член правления Львовского общества еврейской культуры им. Шолом-Алейхема, член социальной комиссии ЛОБО Бней Брит «Леополис», организовывает посещения членами общины театров Львова. По словам Инны, работа позволяет ей чувствовать себя нужным для общины человеком.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.