Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Вайеце

Краткое содержание главы "Вайеце"

Брейшит (Бытие), 28:10-32:3

Яаков покидает отчий дом в Бээр-Шеве и отправляется в Харан. В пути он останавливается на ночлег в неком "месте", где ему снится лестница, соединяющая небо и землю, по которой поднимаются и спускаются ангелы. Во сне Б-г является ему и обещает, что земля, на которой он лежит, будет отдана его потомкам. Наутро Яаков воздвигает камень, служивший ему изголовьем, как жертвенник и монумент, и обещает, что сделает его домом Б-жьим.
В Харане Яаков останавливается у своего дяди Лавана, на которого работает пастухом. Лаван соглашается отдать свою дочь Рахель в жены Яакову за семь лет работы. Однако по истечении этого срока в брачную ночь вместо Рахели Лаван отправляет к Яакову свою старшую дочь Лею, и подлог обнаруживается лишь наутро. Спустя неделю Яаков женится и на Рахели, согласившись отработать на Лавана еще семь лет.
У Леи рождаются шестеро сыновей: Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Зевулун, - а также дочь Дина. Рахель же остается бесплодной. Затем Рахель отдает свою служанку Бильгу Яакову в жены и у той рождаются сыновья Дан и Нафтали. Лея делает то же самое со своей служанкой Зилпой и нее рождаются Гад и Ашер. Вслед за тем молитвы Рахели находят отклик и у нее рождается Йосеф.
По истечении четырнадцати лет пребывания в Харане Яаков хочет вернуться домой, но Лаван уговаривает его остаться, обещая часть приплода в вознаграждение за работу. Несмотря на многочисленные попытки Лавана обмануть его, Яакову удается весьма разбогатеть. Шесть лет спустя Яаков тайком покидает Харан, но Лаван отправляется за ним в погоню и настигает его. Б-г является Лавану во сне и предостерегает его не причинять Яакову никакого вреда. Лаван и Яаков заключают соглашение на холме Галь-Эд, после чего Яаков отправляется в Святую Землю, где его встречают ангелы.


Уроки недельной главы:

1.    Почему Яаков любил Рахель, но женился на Лее
2.    Начни с себя!
3.    Недопустимость лашон ара – живой пример
4.    Причина и следствие


1.    Почему Яаков любил Рахель, но женился на Лее

Согласно тексту Торы, «Рахель была красива станом и красива видом», а «у Леи были слабые глаза» (Берешит 29:17). Для чего в святом тексте были сообщены такие детали? Как правило, Тора скупа на описание упоминаемых в ней людей или мест.
На первый взгляд, Лея была публично унижена подобной характеристикой. Обычно в Торе нет места критическим оценкам, но в данном случае налицо явное противопоставление красоты Рахели физическим дефектам Леи. Комментируя эти строки, Раши высказывает предположение, согласно которому зрение Леи ослабло потому, что она много плакала, молясь Всевышнему о том, чтобы Он изменил ее судьбу. Лее было суждено стать женой грешника Эйсава, и она этого не желала.
Ее молитвы имели такую силу, что в итоге она вышла замуж за Яакова, а не за Эйсава. В Талмуде молитва Леи приводится в качестве примера того, как общение человека с Б-гом может изменить его жизнь. В Торе она отождествляется с собственными слезами, которые символизируют веру человека и искренность его молитвы. Изо дня в день Лея обращалась к Небесам, и ее молитва всегда была искренней и сильной.
Позднее, будучи беременной в седьмой раз, Лея молилась Всевышнему, чтобы этот ребенок не был мальчиком, поскольку из двенадцати сыновей Яакова большинство родила именно она, и ей не хотелось, чтобы ее сестра Рахель чувствовала себя обделенной, родив лишь одного из них. Случилось чудо: пол ребенка, который должен был родиться мальчиком, изменился в утробе матери, и в итоге родилась дочь Дина. Молитва Леи вновь достигла Небес, и судьба ее изменилась еще раз.
Великий мудрец и знаток Каббалы, рабби Шнеур Залман из Ляд, объяснял это тем, что душа Леи зародилась в мире мыслей, а душа Рахели — в мире слов. Лея была интровертом, умела медитировать и созерцать свой внутренний мир, проникая в глубь собственной души, находя новые силы любить Творца. Она была примером скромности и непорочности, и глаза ее были слабы от слез, проливаемых из-за обуревавших ее чувств.
Рахель была другой. Она умела общаться с людьми и быстро находила общий язык с любым. Красота Рахели олицетворяла ее внутренний мир. В гиматрии имя Рахель (238) совпадает с фразой «вайехи ор» — «да будет свет». Она несла свет, освещающий все вокруг.
Эта особенность Рахели объясняет первую реакцию Яакова во время их знакомства. Увидев Рахель, «Яаков поцеловал Рахель, и поднял голос свой, и заплакал» (Берешит 20:11). Яаков понял, что построит семью, с которой начнет свою историю избранный народ. Он предвидел, что 12 его сыновей станут оплотом духовности и морали в этом мире, который будет отвергать эти идеи. Это случилось в тот момент, когда он встретил Рахель, которая должна была стать его женой, женщиной, способной вырастить детей и воспитать их подобными самой себе.
Но почему Яаков «поднял голос свой и заплакал»? По мнению Раши, Яаков понял, что Рахель станет прекрасной женой и матерью, но увидел, что она не будет похоронена вместе с ним, и их общая миссия будет омрачена этим фактом.
Как бы то ни было, в тот момент Яаков не осознавал, что в этом союзе и в становлении еврейского народа не хватало Леи. Да, Рахель идеально подходила для воспитания в детях прекрасных коммуникативных качеств, но Лея была нужна для того, чтобы привнести в еврейский народ умение созерцать и молиться. В галуте (изгнании), за пределами Земли Израиля, для еврейского народа были бы важны качества, присущие Рахели. А природные особенности Леи пригодятся в те времена, когда евреи будут жить в Эрец Исраэль, развивая свои отношения с Творцом.
Яаков подумал о галуте и понял, что ему нужна Рахель. Но как только семья Яакова покинула Харан, где пребывала в личном галуте, и отправилась в Святую Землю, миссия Рахели в этом мире закончилась, и она умерла. После себя Рахель оставила Йосефа, который, как и она, умел вести за собой людей. В итоге Йосеф привел к процветанию целую страну. Сыновья Леи, напротив, всю жизнь были пастухами и занимались медитацией. Даже живя в Египте, они вели затворнический образ жизни.
И Рахель, и Лея стали праматерями еврейского народа. Рахель наделила нас умением находить общий язык с людьми и расширять сферу влияния. А Лея даровала способность к духовной работе и ведению диалога с Б-гом.
Рохл Гольцкеннер


2.    Начни с себя.

Р-н Йоси Голдман
Философы уже давно озадачены величайшим вопросом о свободе выбора, с одной стороны, и Б-жественной предопределенности, с другой. Наша жизнь определяется судьбой или же мы обладаем истинной свободой?
В целом в иудаизме главенствует мнение о личной свободе выбора в вопросах морали, веры и этики. Но когда речь идет о таких вещах, как жизнь или смерть, или даже здоровье и богатство, то, как бы нам ни хотелось управлять ситуацией, на самом деле мы скорее оказываемся зависимы от сил нам неподвластных. Где мы живем, как долго будем жить и насколько хорошо – это все в руках Всевышнего. Что мы можем и должны выбирать - так это то, какой образ жизни мы ведем. Будет ли у нас благочестивая, праведная, порядочная и честная жизнь – зависит от нас и только от нас. Всевышний уступает нам свободу в решении того, насколько хорошими, добрыми и еврейскими мы будем. Или не будем.
"И поднял Яков ноги свои, и пошел он в землю сынов востока". Эта строка из главы Торы "Вайеце" рассказывает о путешествии Якова, бегущего от гнева Эсава. Он направился в Харан, где, в конечном счете, завел семью и заложил основу всего еврейского народа. Но зачем сказано так странно: "и поднял Яков ноги свои"? Неужели Тора хочет сказать нам, что для того, чтобы сдвинуться с места, нам сначала нужно поднять ноги? Разве Яков застрял в болоте или что-то вроде того?
Многие из нас оглядываются на окружающие обстоятельства и пожимают плечами: "Ну, что тут поделаешь?". Если мы родились в бедности или выросли в не очень привилегированной среде, мы смиряемся с тем, что обречены на провал. Многие люди говорили мне, что являются частью "потерянного поколения" евреев, не имеющих еврейского образования и воспитания. Их родители были так заняты выживанием в этом мире, что просто не имели времени и возможности вырастить детей в соответствии с еврейской системой ценностей, с которой росли сами. Ужасно, но эти люди чувствовали, что навсегда потеряны для Торы и еврейства.
Раввин Джонатан Сакс (главный раввин Великобритании) как-то рассказал, что, будучи молодым студентом факультета философии в Кэмбриджском университете, он много путешествовал по миру и посещал великих людей. Когда он приехал на аудиенцию к Любавичскому Ребе, то Ребе спросил его, что он делает для еврейских студентов Кэмбриджа. Он было начал свой ответ: "В условиях, в которых я сейчас нахожусь…" Ребе прервал его и сказал: "Никто не "находится" в условиях. Мы сами создаем свои условия!"
Конечно, бывают ситуации, когда мы оказываемся в обстоятельствах, которые вне нашей власти; но на протяжении жизни, мы встречаем достаточное количество возможностей для изменения наших обстоятельств. Всевышний дает каждому из нас уникальные качества, таланты и потенциал, и только от нас зависит, как мы сможем использовать и развить эти дары. Жизнь полна вдохновляющих примеров людей, которые смогли побороть недуги, увечья и самые разнообразные препятствия. В еврейском мире многие добились видного положения, начав с нуля. Тора принадлежит каждому еврею по праву рождения. Мы лишь должны это востребовать.
В конечном итоге оказывается, что процитированные выше слова Торы взвешены и тщательно подобраны. "Поднял Яков ноги свои и пошел своим путем". Некоторые люди идут туда, куда ведут их ноги. В независимости от направления, они просто движутся по инерции, позволяя своим ногам управлять собой.
Но не Яков. Он был хозяином своих ног и хозяином своих обстоятельств. Он направил свои ноги по правильной дороге и стал хозяином своей судьбы. Да будет у нас всех сила подняться над своими обстоятельствами.
Перевод Анны Каллер


3.    Недопустимость лашон ара – живой пример.

Рав Зелиг Плискин
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
И ЯАКОВ ДАЛ ОБЕТ, И СКАЗАЛ: ЕСЛИ БУДЕТ СО МНОЮ БОГ И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ПУТИ, ПО КОТОРОМУ ИДУ…(Берешит 28:20)
Мидраш говорит, что он просил Бога сохранить его от лашон ара (злословия) (Берешит раба). Хафец Хаим призывает нас учиться у Яакова: мы должны быть особенно внимательны, чтобы не говорить лашон ара, когда нам угрожает опасность. В опасности, человек остро нуждается в помощи, а злословие может оттолкнуть Бога, и Он не захочет ее оказать. Поэтому Яаков, зная коварство Лавана, просил Бога уберечь его отлашон ара (Шмират алашон).
Хафец Хаим рассказывает об одном мудреце прежних поколений, который до начала разговора о каких-либо мирских делах всегда молился, прося Бога уберечь его от лашон ара.
Со всеми надо говорить вежливо и дружески
Яаков в конце пути к Лавану встретил пастухов.
И ЯАКОВ СПРОСИЛ: ОТКУДА ВЫ, БРАТЬЯ? И СКАЗАЛИ: МЫ ИЗ ХАРАНА (Берешит, 29:4)
Р. Нафтали Цви Берлин пишет, что так вежливо и дружественно Яаков говорил с каждым. Поэтому и назвал этих пастухов «братья».
Перед встречей с человеком, справьтесь о его семье и благополучии
ОН [ЯАКОВ] СКАЗАЛ ИМ: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛАВАНА, СЫНА НАХОРА? И СКАЗАЛИ: ЗНАЕМ. А ОН СПРОСИЛ: У НЕГО ВСЕ ХОРОШО? (Берешит, 29:5, 6)
Яаков справился о благополучии Лавана до встречи с ним, потому что надо по-разному приветствовать хозяина, в зависимости от того, радостен тот или печален (Сфорно).
И хорошо узнать заранее о семье хозяина: не разведен ли он, или бездетен, чтобы не сказать то, что может ранить.
Мы обязаны протестовать против несправедливости — даже если не знакомы с тем, кому сделано зло
И СКАЗАЛ ОН [Яаков пастухам]: ЕЩЕ ВЕЛИК ДЕНЬ, НЕ ВРЕМЯ СОБИРАТЬ СТАДА, НАПОИТЕ ОВЕЦ И ИДИТЕ ПАСТИ (Берешит, 29:7)
Когда Яаков увидел, что лежат стада, он подумал, что пастухи собираются их отвести в загоны. Поэтому напомнил им, что еще рано, время овцам пастись, и если они наемные пастухи, то рабочий день еще не закончился.
Праведного человека задевает несправедливость, даже если она творится между чужими людьми (Сфорно).
Порицайте, но не гневайтесь на того, кто вас обманул
Семь лет Яаков работал на Лавана, чтобы тот отдал ему в жены свою дочь Рахель. И когда годы прошли, Лаван устроил пышный свадебный пир:
А НА УТРО [после свадьбы]: АХ! ЭТО ЖЕ ЛЕЯ! — И СКАЗАЛ [Яаков] ЛАВАНУ: ЧТО ТЫ МНЕ СДЕЛАЛ? ВЕДЬ ЗА РАХЕЛЬ Я НА ТЕБЯ РАБОТАЛ! ЗАЧЕМ ОБМАНУЛ?! (Берешит, 29:25)
Удивительно владел собой Яаков. После семи лет тяжкой работы его обманули. Из-за козней Лавана вместо Рахели женился на Лее. Большинство людей впали бы от гнева в безумие, а он даже не рассердился, только упрекнул Лавана и спросил, зачем он это сделал.
Будьте особенно осторожны, когда говорите с тем, кто страдает
И РАХЕЛЬ УВИДЕЛА, ЧТО НЕ РОЖАЕТ ЯАКОВУ, ВОЗРЕВНОВАЛА К СЕСТРЕ И СКАЗАЛА ЯАКОВУ: ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ! А ЕСЛИ НЕТ — Я УМРУ. И РАССЕРДИЛСЯ ЯАКОВ НА РАХЕЛЬ, И СКАЗАЛ: ЧТО Я ВМЕСТО БОГА, КОТОРЫЙ ЛИШАЕТ ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА (Берешит, 30:1, 2)
По мнению Сфорно, Яаков рассердило то, что Рахель считала беременность зависящей от него, а не от воли Творца. Он обиделся за Бога, вступился за Его честь, и это чувство оказалось сильнее его любви к Рахели. Тем не менее, в мидраше (Берешит раба) мудрецы утверждают, что ему следовало сдержаться. Несмотря на справедливость его порицания, он должен был принять во внимание ее состояние и не высказываться резко. За это он был наказан.
Сын Хафец Хаима пишет, что его отец всегда контролировал себя, говоря с нищими, хотя иногда те говорили такие вещи, что трудно было удержаться от гнева. Мудрецы (Мехилта и Мишпатим) учат, что запрет обижать вдову и сироту распространяется на всякого, кто страдает. Запрещено причинять им даже самое малое страдание или неудобство.
Мы всегда должны тщательно взвешивать свои слова, чтобы не причинить ими никакого вреда
Яаков после двадцати лет верной службы тестю отправился домой с женами и детьми. Однако перед уходом Рахель взяла у отца идолов, чтобы он им не поклонялся. Лаван погнался за Яаковом и обвинил в краже идолов. А он не только дал Лавану возможность искать пропажу, где тот захочет, но и произнес проклятие:
У КОГО НАЙДЕШЬ ТВОИХ БОГОВ — ПУСТЬ УМРЕТ (Берешит 31:32)
Сфорно пишет: Яаков подумал, что идолов взял для поклонения один из слуг. Ему не пришло в голову, что их взяла жена, причем из лучших побуждений — чтобы отец не служил им. Раши цитирует мидраш, согласно которому из-за этого проклятия вскоре умерла Рахель. Как мы должны быть внимательны к каждому слову!
Лаван перерыл все пожитки Яакова и ничего не нашел.
РАССЕРДИЛСЯ ЯАКОВ, СТАЛ СПОРИТЬ С ЛАВАНОМ, И ОТВЕТИЛ ЕМУ: ЧТО ЗА ЗЛО Я ТЕБЕ СДЕЛАЛ? КАК ПЕРЕД ТОБОЙ СОГРЕШИЛ, ЧТО ТЫ МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕШЬ? (Берешит, 31:36)
Мидраш указывает на сдержанность Яакова, несмотря на охвативший его гнев. Лаван обвинил его в краже, искал у него своих идолов и не нашел. И все же не сказал Лавану ничего обидного, что могло бы усугубить их ссору. Только защищался от обвинений и настаивал на своей невиновности.
Не следует ввязываться в спор, говорит Хафец Хаим, даже если вы абсолютно правы.
Ничего нельзя брать без разрешения, даже самой малости
Яаков сказал Лавану:
ВОТ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я У ТЕБЯ, У ОВЕЦ ТВОИХ И КОЗ НЕ БЫЛО ВЫКИДЫША, И НЕ ЕЛ Я БАРАНОВ ТВОИХ СТАД, И РАСТЕРЗАННЫХ ЗВЕРЯМИ НЕ ПРИНОСИЛ ТЕБЕ. МОЙ УБЫТОК ЭТО БЫЛ, И ТЫ ТРЕБОВАЛ ЕГО ИЗ МОЕЙ РУКИ, ДНЕМ УКРАДЕННОГО ИЛИ НОЧЬЮ. ДНЕМ СНЕДАЛ МЕНЯ ЖАР, НОЧЬЮ — ХОЛОД, И БЕЖАЛ СОН С МОИХ ГЛАЗ (Берешит, 31:38, 39, 40)
Р. Йерухам Левовиц говорит о величии Яакова. Лаван каждый раз его обманывал, а он многие годы тяжко трудился, был честен и смотрел за стадами Лавана, как за своими стадами. Порой люди считают себя свободными от всех обязательств по отношению к тем, кто их обманывает. Но не таковы наши праотцы.


4.    Причина и следствие.

Этот рассказ о том, как Яаков провёл двадцать лет у своего дядюшки Лавана, имеет свою собственную ценность помимо того, что это зарождение колен Израиля. Это реализация должности Яакова, который родился, держась за пятку брата. В этом есть множество намёков. Намёк, который так хотелось видеть отцу, что он будет следовать за старшим братом – это очень приятно в перспективе, но нереализуемо в этом мире. Другой намёк, что он будет хватать брата и не давать ему обхитрить, а как  мы помним, Эсав был продолжателем таланта Нимрода, то есть, он был «ловцом», был искусным в ловле, и он ловил человеческие души; и прежде всего он умудрился  ловить даже такого великого человека, как Ицхак. В той или иной степени, по-видимому, Ицхак недооценил, чего следует ждать от этого сынка. Но, переходя к образу Яакова, надо сказать, что он только позднее, вернувшись в эту землю, после того, как он будет бороться с ангелом, получит новое имя Исраэль. Это имя в качестве корня, по мнению мидраша содержит «прямоту» - «йешар» («шин» и «син»  - это одна и та же буква только с разными точками над ними).  Мы уже говорили, что это свойство прямоты является определяющим качеством всех трёх Праотцов. То, что не так просто проложить путь прямоты  в этом непрямом мире,  объясняет, как получается, что Яаков  в предыдущем разделе, в Толдот, имеет очень простую характеристику: «иш там», то есть,  «человек бесхитростный». Эсав искусен в ловле, а Яаков ничего этого не умеет, он сидит в «шатрах» и постигает мудрость. И мы видим, что все практические шаги, которые ему приходится предпринимать, это шаги довольно хитрые. И отсюда некоторый намёк на то, что для того, чтобы проложить прямые пути в «кривом мире», нужно быть человеком очень изощрённым. Для того, чтобы в этом мире жить бесхитростно, нужно очень много «хитрить». Мы сталкиваемся с этим, когда Яаков, зная, что представляет собой его дядюшка Лаван, понимая, что тот его обманет очень легко,  тем не менее, когда Лаван предлагает ему назначить плату, то он говорит: «Семь лет буду работать на тебя, пасти твой скот, за твою младшую дочь, Рахель». Мудрецы объясняют, что если он скажет: «за Рахель», то тот приведёт ему какую-нибудь рабыню, и скажет, что это Рахель; если скажет: «за твою дочь», то он приведёт старшую, и скажет, что я её переименовал в Рахель. Поэтому он обозначает абсолютно однозначно: «За твою младшую дочь Рахель» (тем не менее тот его всё-таки обманул). Это выражение Яакова стало поговоркой в языке иврит современном, которое обозначает исчерпывающее перечисление абсолютно всех условвий. Правда, когда имеешь дело с насоящим «мастером», то трудно избежать того, чтобы попасться. Лаван – такой мошенник, который не просто «вытаскивает из кармана» и убегает, а он на претензии Яакова говорит: «Как же ты так со мной поступил, у нас не принято выдавать младшую дочь раньше старшей» . И мудрецы говорят, что если бы Яаков обратился даже в самый справедливый Бейт-Дин, они бы сказали. что незнание местных обычаев  не оправдывает, и даже если он обещал тебе, он мог предположить, что за семь лет та выйдет замуж, а теперь ты должен взять замуж старшую.  В мидраше Яаков не сразу идёт объясняться с папашей Лаваном, а набрасывается с упрёками на Леа. В Торе говорится, что на утро он увидел: «И вот, это – Леа». То есть, ночью он думал, что это Рахель.
И Яаков  говорит Леа: «Обманщица, дочь обманщика». Она ему на это отвечает: «А ты думал, что бывают учителя без учеников? Когда твой слепой папа говорил: Зсав, Эсав, то ты отвечал: да, это я». На первый взгляд перед нами некая «симпатичная» базарная сцена, как будто они с детства знакомы. Но мидраш всё-таки не ограничивается таким бытовыми «узорами», а в этом есть глубина гораздо более сильная.  Можно сказать, что Леа породила половину колен Израиля, и она великая праведница! Конечно, она ведёт себя, как ей велел отец, но на серьёзном уровне надо понять, что она хочет сказать, когда говорит: «Ты думал, что бывают учителя без учеников»? И дальше она говорит: «Ты, может быть, думаешь, что когда твоя мама послала тебя, чтобы ты пошёл и выдавал себя за Эсава (в мидраше предполагается, что ей всё известно), то думаешь ли ты, что ты говорил неправду своему отцу? Ты говорил чистейшую правду потому,  что если бы ты не перенял на себя эту функцию, то что бы с ней было? Ведь ты человек «шатра», а Эсав – человек поля». И действительно, это два совершенно разных типа. Человек шатра пасёт скот, общается со звёздным небом. И есть только два пути, как человек проявляет своё внутреннее состояние во внешнем мире: это слово и дело; это речь и руки.  И эти дары были разделены между двумя близнецами. Как Ицхак говорит: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава». Может быть, что на уровне пшата Ицхак озадачен и не может понять, кто перед ним? Но на уровне мидраша это может обозначать, что это то, что я хотел, то есть, совместить один талант с другим: голос Яакова, а руки – Эсава, и эти руки будут делать то, что будет дальше поднимать голос. Поэтому в принципе, теоретически, у Эсава была та задача, которую он мог бы осуществить в этом мире.  То есть можно сказать, что бороться с ангелом должен был Эсав, это был его ангел. Он должен был реализовать способности человека дела, «человека поля» так, чтобы, наконец, исправить то, что испортил Каин. Каин был человеком очень сильных задатков. У него был могучий характер, но чем сильнее качество, тем труднее его подчинить нужному делу, нужной задаче. Но в принципе это возможно. Ицхак по свои задаткам тоже человек поля, но он понимает, что это качество можно облагородить, можно освятить, но только очень трудно. Он этого ждёт от Эсава, но не дождётся: Эсав пошёл по другому пути, он, вырастая из корня Авраама, усвоил то, что растёт из корня Нимрода, он стал искусным в «ловле», он ушёл от верного пути, и поэтому в нашей традиции он называется «Исраэль мумар» – «еврей, который перекинулся в чужую религию», то есть, он отчуждился, отошёл от своего. Поэтому, если Аврааму было сказано, что в Ицхаке наречётся тебе потомство, то больше искать негде, только – из Ицхака. Если Эсав «вышел из игры», то обе эти функции вынужден принять на себя бесхитростный Яаков. И Леа говорит ему: «Ты думал, что бывают учителя без учеников? Если ты, «человек  шатра», принял на свою шею задачу «человека поля», неужели ты думаешь, что ты справишься с этой задачей с одной Рахелью,  которая, как и ты,  «человек шатра». Ты без меня ничего не сможешь сделать; мы нужны тебе обе. И поэтому, когда ты говорил о Рахели, то я соглашалась, потому что тебе нужны и я и Рахель». 
Божественная справедливость, которая осуществляется здесь, заключается отнюдь не просто в "обмане за обман". Мидраш сообщает, что, когда Яаков получил благословение, которое предназначалось Эсавy, то он взвалил на себя всю ношу, приходящуюся на долю первородного сына. У его отца Ицxака было два сына, y дяди Лавана - две дочери; старшая предназначалась старшему, а младшая - младшему. Получив благословение Эсава, Яаков получил в жены также и Лею.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.