Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Ваешев 5775

Краткое содержание главы "Вайешев"

Брейшит (Бытие) 37:1–40:23


 
Яаков вместе с двенадцатью сыновьями поселяется в Хевроне. Его любимцем становится Йосеф, которому старшие братья завидуют, из-за предпочтения, которое ему оказывает отец, и особых знаков отцовской любви, как, например, подаренная Йосефу многоцветная рубашка. Йосеф рассказывает братьям два увиденных им сна, в которых предсказывается, что в будущем он воцарится над ними. Это еще больше распаляет их ненависть к нему.
Шимон и Леви замышляют убить Йосефа, но Реувен советует бросить его в яму, намереваясь позже вернуться и спасти его. Пока Йосеф сидит в яме, Йеуда предлагает братьям вместо того, чтобы убить, продать его проходящим мимо ишмаэльтянам. Испачкав рубашку Йосефа в крови козленка, братья показывают ее Яакову, чтобы тот поверил, что его любимого сына сожрал дикий зверь.
Йеуда женится и у него рождаются три сына. Старший, Эр, умирает молодым и бездетным, и его жена Тамар сочетается левиратным браком с его братом Онаном. Онан грешит, впустую изливая семя, и тоже умирает. Йеуда не хочет, чтобы его младший сын женился на Тамар, и под благовидным предлогом отсылает ее. Однако, Тамар, желая, чтобы ее дети, во что бы то ни стало, были потомками Йеуды, переодевается блудницей и отдает себя Йеуде. Когда Йеуда узнает, что его невестка беременна, он распоряжается, чтобы ее казнили, так как она согрешила прелюбодеянием, будучи посвященной, его младшему сыну. Но когда Тамар предъявляет вещи, оставленные им у нее в качестве залога за будущую плату, он осознает, что она беременна от него, и публично это признает. Тамар рождает двух сыновей: Переца (предка царя Давида) и Зераха.
Йосефа приводят в Египет и продают Потифару, царедворцу фараона. Б-г благославляет его во всем, что он делает, и вскоре Йосеф становится управляющим в доме своего господина. Жена Потифара влюбляется в прекрасного юношу, но когда Йосеф отвергает ее домогания, она говорит мужу, что "раб-еврей" пытался ее изнасиловать, и добивается того, что Йосефа бросают в тюрьму. Там он добивается уважения и доверия со стороны главного тюремщика, который делает Йосефа управляющим в тюрьме.
В заточении Йосеф встречает двух царедворцев фараона, брошенных в темницу за оскорбление господина: главного виночерпия и главного пекаря. Оба обеспокоены приснившимися им снами, которые Йосеф истолковывает: через три дня виночерпий будет освобожден, а пекарь повешен. Йосеф просит виночерпия замолвить за него слово перед фараоном. Истолкование Йосефа сбывается, но виночерпий забывает про Йосефа.


Уроки недельной главы:

  1. Тамар – уроки для царей

  2. Йосеф – уроки соучастия 



1.    Тамар – уроки для царей.

Книга Бытие (гл.38) рассказывает: У Иеhуды, сына Яакова, было три сына; и взял он первенцу своему в жены Тамар. Но первенец Иеhуды вел себя неугодно очам Господа, и он умер. И сказал Иеhуда своему второму сыну: "Войди к жене брата твоего и женись на ней, как деверь, и восстанови род брата своего". И вошел он к ней, но не захотел восстановить род брата своего, и это было зло пред очами Господа, и Он умертвил и его. И тогда Иеhуда сказал Тамар, невестке своей: "Иди и жди, пока подрастет третий сын мой". Ибо он подумал: "Как бы не умер он, подобно братьям его, "- и не хотел он женить его на ней. И одела Тамар одежды вдовства и ждала. И прошло много дней, и Иеhуда овдовел; и вот, через некоторое время пошел он стричь овец. И уведомили Тамар, говоря: "Свекор твой идет стричь овец своих"; и сняла она с себя одежду вдовства своего, окуталась покрывалом, и села около дороги, где проходил Иеhуда,- ибо видела, что вырос третий сын Иеhуды, а она не дана ему в жены. И увидел ее Иеhуда, и почел за блудницу, ибо она закрыла лицо свое. И он завернул к ней по дороге, и сказал: "Позволь, войдy к тебе" - ибо не знал, что она невестка его. И она сказала: "Что ты дашь мне, если войдешь ко мне?", и он сказал: "Я пришлю козленка из стада". Она же сказала: "Дай мне залог, что исполнишь обещанное, пришлешь: печать твою и шнурок твой, и посох, что в руке твоей". И дал он ей, и вошел к ней; и она зачала от него. И встала и пошла, и сняла с себя покрывало свое, и оделась опять в одежды вдовства своего. Иеhуда же послал козленка через друга своего, чтобы взять залог из руки женщины, но тот не нашел ее. И было через три месяца, и сказали Иеhуде, говоря: "Развратничала Тамар, а ведь она продолжает ждать замужества в семье твоей, и даже вот, она беременна от блуда"; и Иеhуда сказал: "Выведите ее, и пусть она будет сожжена". Едва она была выведена, как послала она к свёкру своему сказать: "От человека, чьи эти вещи, я забеременела". И сказала: "Узнавай же, чьи это печать и шнурок, и посох". И узнал Иеhуда, и сказал: "Да, она беременна от меня, и она более права, чем я, ибо я не дал ее в жены сыну моему". И настало время родов ее, и вот, близнецы в yтробе ее. И был один наречен Перец, а второй Зераx.
И это начало пути Машиаха.
История Иеhуды и Тамар, даже прочитанная просто как семейная драма, захватывает читателя динамичностью сюжета, величием и благородством поступков. Однако, мы будем впечатлены еще более, когда осознаем эту драму как первый шаг в появлении Машиаха: ведь именно от брака Иеhуды и Тамар родился Перец, а от него произошли Боаз, Давид, Соломон и далее весь род еврейских царей, вплоть до будущего царя-Мессии. История возникновения еврейского царского дома, не предстает перед нами здесь простой и спокойно - добропорядочной, она постоянно балансирует на грани нравственно допустимого (правда, не переходя ее). Но именно в такой пограничной ситуации рождаются энергия и сила, способные далее дать жизненный импульс миру и повести его за собой.
Величие Тамар.
Иеhуда и Тамар не только соответствовали друг другу, не только были двумя великими людьми, достойными того, чтобы от них произошло царство, но и продемонстрировали в этой истории два важнейших качества, необходимых еврейскому царю (и вообще всякому настоящему еврейскому лидеру).
Когда Тамар собирались вывести на сожжение, "она послала сказать своему свёкру: я беременна от человека, которому принадлежат эти вещи"; и об этих словах спрашивается в Талмyде: "Почему Тамар не попросила посланника прямо сказать Иеhуде, что она беременна от него? Ответ дается такой: "Ибо достойному человеку предпочтительнее броситься в пылающую печь, но не допустить того, чтобы своими действиями опозорить ближнего публично". РаШИ комментирует: "Тамар предпочитала сгореть, но не допустить публичного позора Иеhуды, поэтому она послала свое сообщение так, чтобы только Иеhуда узнал свои вещи и понял, в чем дело; и если он захочет, то признает ее невиновность, а если нет - она сгорит, не открыв правды".
На первый взгляд, даже с точки зрения еврейского закона поведения Тамар трудно одобрить. Неужели запрет оскорбления входит в число заповедей, ради соблюдения которых надо жертвовать жизнью? А если не так, то зачем же Тамар так себя ведет? Ответ состоит в том, что, конечно же, иудаизм, хотя и считает уважение к ближнему важнейшей заповедью, все же никоим образом не требует от обычного человека жертвовать жизнью ради этого. Однако уровень моральных требований, которые Тамар предъявляет к себе, - это далеко не уровень простого человека и даже не уровень "обычного праведника". Тамар предъявляет к себе критерии "праведности для царя" - а эти критерии, по некоторым параметрам, весьма существенно превышают обычный "моральный уровень для среднего человека" - и потому она, в противовес обычным моральным нормам, решила рискнуть жизнью.
Никого не украшает пренебрежение, проявленное по отношению к ближнему. Но только для царя, обладающего огромной властью, подобное пренебрежение граничит с преступлением. Ведь царь вознесен над всеми, и для него презрительно отзываться о тех, кто не согласен с его политикой, - легко, удобно и соблазнительно. Но такое поведение царя неизбежно влечет за собой разрушение моральных норм и далее всей структуры жизни в стране, и поэтому для него оно преступно. И поэтому, еще тогда, на заре создания еврейского народа, Тамар своим поведением учила будущего еврейского царя не говорить "Меня не колышет, что думают подданные" - и преподать этот урок было для нее важнее, чем сохранить собственную жизнь.
Величие Иеhуды
Второй урок поведения царя мы учим на примере поведения Иеhуды. Он мог бы просто, без особых объяснений, помиловать Тамар: мог бы легко оправдать изменение своего решения гуманностью или целесообразностью. Иеhуда, однако, поступает иначе: он не только признает свою неправоту в сложившейся ситуации, но признает, что и его прежние действия также были весьма далеки от идеала. Он публично объявляет, что не только судил недостаточно справедливо, но и что "неизвестно откуда появившаяся беременность Тамар" вызвана его поведением, не слишком достойным для патриарха. Только такое умение признавать свои ошибки может быть положено в основание еврейского царского рода.


2.    Уроки соучастия

Р-н Йоси Голдман
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что простой вопрос "Как дела?" может нести религиозный смысл, и что он играет важную роль в известном сюжете Торы?
В главе "Вайешев" (Брейшит 37-40), мы читаем о драматической судьбе Йосефа: разноцветная рубашка - знак отцовского расположения, ревность братьев, продажа Йосефа в рабство в Египет. После того, как он отверг домогательства жены своего хозяина, ложно обвиненный ею молодой Йосеф оказался заточенным в египетскую тюрьму. Там он встретил пекаря и виночерпия фараона и правильно истолковывал их вещие сны. Позже, когда фараону самому понадобилась интерпретация снов, виночерпий вспомнил о Йосефе, его вызволили из темницы и привели на ковер к фараону. Толкование сна, данное Йосефом, удовлетворило фараона, и молодой еврейский раб превратился в царедворца, и даже был назначен правителем всего Египта.
С чего началось спасение Йосефа? Оно началось с того, что заключенный в тюрьму Йосеф заметил, что виночерпий и пекарь выглядят подавлено. "И пришел к ним Йосеф утром, и увидел он их, и вот они сумрачны. И спросил он царедворцев фараона, которые с ним под стражей в доме его господина: "Почему ваши лица сумрачны сегодня?"" (Берейшит 40:6-7). Они рассказали ему о своих тревожных снах, Йосеф их верно истолковал, а что было дальше - хорошо известно.
Но зачем Йосефу нужно было вообще что-то у них спрашивать? Что странного в том, что в тюрьме люди выглядят грустно? По идее, в заточении депрессия является нормой.
Согласно объяснению Любавического Ребе, Йосеф проявил высшую степень заботы и участия в других людях. Оторванный от отца и родного дома, лишенный свободы, в чужой стране, он вполне мог бы упиваться своими несчастьями. Но увидев, что его товарищи по несчастью выглядят крайне обеспокоенными, он был достаточно внимателен, чтобы поинтересоваться их состоянием. В итоге он не только помог им, но и его собственное спасение пришло благодаря этой судьбоносной встрече. Если бы он подумал: "Ну, у меня и своих проблем хватает, почему я еще должен о них волноваться?", - то, вероятно, томился бы на тюремных нарах целую вечность. Иногда, говорит Ребе, простой вопрос "Как дела?" может сыграть судьбоносную роль в истории.
Этот эпизод учит нас быть в жизни приветливее. Приветствовать людей; может быть, немного чаще улыбаться.
Несколько лет назад, я изучал один из трактатов Талмуда, где говорилось об одном великом мудреце, утверждавшем, что он никогда не ждал, пока с ним поздороваются и всегда сам здоровался со всеми первым. Я решил опробовать такой подход на практике. Здесь в Йоханненсбурге каждый Шабат мне приходится идти пару километров до синагоги и обратно, и на пути мне встречается множество прохожих, в основном местных чернокожих. Очень редко кто-то из них здоровался со мной, но сейчас я первым говорю им "Доброе утро". Они всегда отвечают мне, хотя я должен признаться, что некоторые из них при этом выглядят крайне удивленными. В стране, где на протяжении многих лет они не считались полноправными гражданами, простое приветствие может одарить человеческим теплом. И наоборот, я порой неприятно удивляюсь, когда другой еврей проходит прямом мимо меня, даже не кивнув мне в ответ головой.
Когда мы спрашиваем знакомых "Как дела?", рассчитываем ли мы получить ответ? Попробуйте провести такой эксперимент. В следующий раз, когда вас спросят, как дела, ответьте: "Паршиво!", - и посмотрите, действительно ли человек слушает и реагирует на ваши слова, или он продолжает вести себя, как ни в чем не бывало, не обращая внимания на ваш ответ.
Помимо многих выдающихся качеств Йосефа, которые мы должны стараться перенять и воспитать в себе, в этом довольно простом эпизоде Йосеф напоминает нам, что нужно искренне интересоваться состоянием других людей. Это не должно быть ниже нашего достоинства, и мы также не должны подавлять в себе стремление честно и искренне интересоваться состоянием других. Кто знает, может это изменит не только их жизнь, но и нашу.
Перевод Анны Каллер


  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.