Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Недельная глава ТРУМА

Краткое содержание главы "Трума"

Шмот (Исход) 25:1-27:19

Всевышний велит еврейскому народу принести подношение - пятнадцать видов различных материалов: золото, серебро, медь; синюю, пурпурную и красную шерсть; лен, козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи тахаша, дерево шитим, оливковое масло, пряности, камни ониксовые и самоцветы, - из которых, как повелевает Б-г, они "пусть сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них!"
На вершине горы Синай Моше получает подробные указания о том, как должно быть устроено это "жилище Б-гу", чтобы евреи могли его разбирать, переносить и снова возводить во время странствий по пустыне.
Во внутреннем помещении Святилища - Святая Святых - за искусно сотканной занавесью помещался Ковчег, содержащий Скрижали Завета, на которых были высечены Десять Заповедей. На крышке Ковчега находились фигуры крылатых Крувим, выкованные из чистого золота. В наружном помещении стояла Менора - золотой семисвечник - и золотой Стол для возложения хлеба.
Три стены Святилища возводились из 48 вертикальных балок, каждая из которых была покрыта золотом и устанавливалась в два серебряных подножия. Строение покрывалось тремя слоями покрытий: полотнища многоцветной ткани из шерсти и льна, покрытие из козьей шерсти и покрытие из овечьих шкур и шкур тахаша. Переднюю стороны Святилища закрывала вышитая занавесь, висящая на пяти столбах.
Двор Святилища, где помещался бронзовый Жертвенник, был окружен ограждением из решетчатых льняных полотнищ, висящих на серебряных крючках шестидесяти столбов с серебряными ободьями и медными подножиями.


Основные уроки недельной главы:

1.    Модель вселенной
2.    Символика и строение Мишкана
3.    Хронология

 


1.    Модель вселенной

Три уровня духовности - в Храме во вселенной и в людях

Из трудов Любавичского Ребе
        
"И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них... И сотки завесу из скрученных вместе нитей льна, голубой шерсти, багряницы и червленицы... И будет у вас завеса отделять Святилище от Святая Святых... И сделай ограду двора, в котором будет стоять Святилище (Мишкан)... Длина двора – сто локтей, пространство двора – пятьдесят на пятьдесят локтей..."
Шмот, 25:8; 26:31,33; 27:9, 18
Сказали Мудрецы, что Всевышний сотворил мир, поскольку "возжелал, чтобы было Ему жилище в нижних мирах" (Мидраш Танхума, Насо, 16; Тания, гл. 36). Иначе говоря, физический мир должен сделаться для Б-га домом – средой, восприимчивой к Его Истине и проявляющей ее.
Когда народ Израиля в Синайской пустыне воздвиг Святилище (Мишкан), – это было самой первой попыткой создать для Б-га дом. 15 материалов – "золото, и серебро, и медь, и голубую шерсть, и багряницу, и червленицу, и лен, и козью шерсть, и шкуры бараньи, окрашенные в красный цвет, и шкуры тахашей, и стволы акации, масло для Меноры, благовония для масла помазания и ароматного воскурения, ониксы и другие камни, вставляемые в эйфод и хошен" (Шмот, 25:3-7), – олицетворявших три царства: животное, растительное и минеральное, были использованы для этого сооружения, в котором совершалась служба Б-гу. Когда Б-г явил Свое присутствие в Скинии, она стала прообразом исполнения Б-жественной цели творения - "жилище Ему в нижних мирах".
Скиния представляла собой удлиненное строение протяженностью 30 локтей с востока на запад и 10 локтей – с севера на юг и 10 локтей в высоту (примерно 15х5х5 метров). Три стены Скинии, северная, южная и западная, были образованы балками из акации, покрытыми золотом. Крыша Скинии была трехслойной: сперва ее покрывали коврами, сплетенными из голубой шерсти, багряницы, червленицы и льна, на них набрасывали покрывало из козьей шерсти, а поверх натягивали шкуры животных.
С восточной стороны Скинии стена отсутствовала – ее заменяла завеса (масах, или "экран"), натянутая на пяти столбах. На расстоянии 10 локтей от западной стены помещалась другая завеса (парохет), висящая на четырех столбах, – она разделяла Святилище на два помещения: внешнее, 20х10 локтей, непосредственно Святилище, и внутреннее, 10х10, Святая Святых. В Святилище располагался "золотой алтарь", на котором возжигались благовония (кторет); "стол", на котором лежали хлеба приношения (лехем-апаним); Менора, семь светильников которой возжигались каждый день, ближе к вечеру, чтобы горели всю ночь. В Святая Святых находился увенчанный двумя отлитыми из цельного куска золота ангелами (крувим) Ковчег Завета со Скрижалями, и вход в это самое сокровенное место был разрешен одному лишь Первосвященнику (Коэн-Гадол) однажды в году, в Йом Кипур.
К Скинии прилегало огороженное плетеными полотнищами пространство "двора" (хацер), площадью 100х50 локтей. Во дворе, перед Святилищем, стоял "наружный жертвенник" для всесожжений, на котором приносились Б-гу животные и растительные жертвы (корбанот и менахот). Между жертвенником и Святилищем стояла "умывальник" (кийор), в котором священники омывали руки, прежде чем войти в Святилище или приступить к служению.
Тройная структура Скинии (огороженное пространство, Святилище и Святая Святых), воспроизведенная впоследствии в Иерусалимском Храме, являет собой прототип творения, содержащего Б-жественную цель. Он отражает три основных сферы макрокосма, троичное деление времени, три сферы социума и личной жизни каждого.
Уровни материального
Когда мы бодрствуем, наше внимание по большей части сосредоточено на физических предметах и физической активности: мы едим или готовим трапезу, обдумываем, что бы нам съесть, или зарабатываем деньги на пропитание, или что-то еще - мы прислушиваемся к какой-то из своих телесных нужд или к одному из многочисленных физических объектов, которыми мы обставляем свою жизнь.
Но часто за этой материальностью жизни просвечивает нечто более глубокое. Мы вдруг обнаруживаем, что видим окружающие нас предметы и все происходящее в каком-то ином свете. Осознаем, что человек, с которым говорим, – не одно только тело: в нем есть душа, ищущая внимания нашей души. Мы обнаруживаем, что пища, которую мы едим, – не только пища, но – энергия, приводящая в движение мотор нашей жизни, энергия, которая может быть использована во имя чего-то полезного, конструктивного, даже чего-то духовного. Мы осознаем, что наш дом, мебель, деньги на счету в банке – не просто материальные объекты, не только показатель нашего материального благосостояния, а – инструменты, которые можно использовать ради куда более важных и значимых целей, которые мы всю жизнь мечтали достичь.
В такие моменты кажется, что окружающие нас физические предметы сбросили свою вещественную оболочку, в которую они обычно закованы. И нашему мысленному взору они кажутся легче, воздушнее, чище и будто освещенными изнутри духовным светом. Мы на мгновение как бы заглядываем в саму душу материального мира.
И бывают редкие моменты, – вероятно, только раз в жизни, когда завеса материальности не только становится прозрачной, но спадает полностью. Это моменты, когда мы до конца вырываемся из ее тисков, достигая духовной сущности мира. В такие моменты физическое тело и его физические нужды становятся абсолютно несущественными перед лицом бесконечности и вечности души.
Зоны времени
Эти три видения реальности запечатлены во временных циклах, управляющих нашей жизнью. Еврейский календарь определяет зоны для материальной деятельности, возвышенности, позволяющие увидеть мир в более очищенном состоянии, и пики совершенной духовности.
"Шесть дней работай и делай всю работу свою" (Шмот, 20:9) – велит Тора. А Мидраш в этом повелении усматривает такую же мицву, как в продолжении стиха: "а седьмой день, Суббота, Б-гу... не совершай никакой работы..." Ибо шесть дней в неделю нам заповедано, действуя в условиях физического мира, совершенствовать его, борясь с его материальной личиной. И хотя мы стремимся поддерживать в себе сознание иных, духовных уровней реальности и совмещать это сознание со своей активностью в физическом мире, мир продолжает скрывать свой лик под маской материальности. Та духовная реальность, которая и побуждает нас действовать, пребывает в нашем сознании, но мы не можем увидеть ее в "реальном" мире, в который мы погружены.
Однако на седьмой день физический мир являет нам лик, в котором явственнее различима святость, он утонченнее, чище. Это не значит, что наша жизнь становится менее физической. Наоборот, нам заповедано чтить Субботу праздничной трапезой с вином, красивой одеждой и прочими радостями, доставляющими физические удовольствия (Рамбам, Законы Субботы, 30:3,7 и 14). Однако в Субботу все наши физические действия светятся духовным содержанием. И мы переживаем их, не потакая материальному, а празднуя Б-жье творение.
Пятьдесят с лишним недель в году мы соблюдаем этот цикл – шесть дней материальности, за которыми следует седьмой день, когда "физическое" предстает очищенным, являет нам свою душу. Затем, раз в году наступает Йом Кипур - "Суббота Суббот".
В "Субботу Суббот" мы отдаляемся от работы, отказываемся от еды, питья и множества других материальных потребностей, отрекаемся от комфорта, чтобы сконцентрироваться исключительно на духовной стороне вещей. В этот день телесный аспект нашего существования полностью отходит на второй план, и наша душа сияет, освободившись от своего физического сосуда.
Народ
На национальном уровне народ Израиля разделен на три категории; для каждой из них определена своя область проявления, являющаяся центром их жизни: дела материального мира, очищенное физическое бытие и полная трансцендентность.
Двенадцать из тринадцати колен Израиля называют собирательным именем "израилиты" – это крестьяне, купцы, политики, те, чья жизнь сосредоточена на делах материального мира.
Одно колено, колено Леви, Б-г избрал для более духовного служения. Это колено включает в себя коэнов (священников), – они совершают службы в Святилище, приносят жертвы, воскуряют благовония, зажигают Менору и исполняют множество иных ритуалов, - и левитов, помогающих коэнам в этой работе.
Б-жественное служение, осуществляемое коэнами и левитами, вовсе не было полностью отделено от жизни физического мира. При заклании жертвенных животных часть сжигалась как жертва Б-гу, но значительное количество мяса по закону съедалось коэнами или теми, кто приносил жертву. Менора давала физический свет, благовония наполняли Святилище физическим ароматом. "Хлеба предложения", в течение всей недели выкладывавшиеся на "стол", каждую Субботу делили между коэнами, которые должны были их съесть.
Однако то были священные объекты и действия – физические по форме и субстанции, но окруженные аурой Б-жественности. Мясо было священным, священным был свет, и также аромат был священным. Даже самый обычный наблюдатель мог видеть, что коэны и левиты заняты не обычной деятельностью, но священной работой, их явная цель – служение Б-гу.
Среди священнослужителей, происходящих из колена Леви, один назывался "святым из святых" (Диврей Айамим I, 23:13) – как тот, чья святость превосходила освященное физическое служение других членов этого колена. Он был Первосвященником, которому одному только было заповедано вести жизнь, всецело отстраненную от материальности обычного существования. Первосвященник "никогда не покидает Святилища" (Ваикра, 21:12, – речь здесь идет не о полном запрете для Первосвященника когда-либо покидать Святилище, но о том, что Скиния предназначена ему как постоянное место пребывания) и не принимает участия в социальной и гражданской деятельности, неотъемлемой для жизни обычного человека. Вся его сущность посвящена одному: поддерживать состояние постоянного самоотреченного присоединения к Б-гу.
Мироздание
Человек – вселенная в миниатюре, а мироздание – макрокосмос человека (Мидраш Танхума, Пкудей 3 и др.). Совокупность творения отражена в нашей жизни, а структура нашего существования зеркально отображается в космическом обустройстве.
Потому деление жизни на три сферы – материальную, освященную физическую, и чисто духовную, - отражено в структуре всего творения. По словам Маймонида, "всё сотворенное в этом мире Б-гом подразделено на три категории". Первая категория – материальный мир: это "творения, которые состоят из материи и формы и подвергаются постоянному воздействию разрушения: тела человека и животных, растения и минералы". Ко второй категории принадлежат физические сущности, обладающие более "чистой" природой, – они также есть "материя, наделенная формой, однако эти объекты не столь эфемерны, как объекты первой категории". Третья, наивысшая сфера творения, объемлет исключительно духовные сущности, которые "есть лишь форма, без материи. Таковы ангелы, являющиеся не физическими телами, а различными формами Б-жественной энергии" (Мишне Тора, Законы оснований Торы, 2;3).
Вкус, зрение и обоняние
Скиния, первый дом Б-га на земле, была моделью мироздания, времени, народа Израиля и всякой индивидуальной жизни.
Внешняя зона Святилища, его двор, – самая "материальная" часть. Здесь на "наружном жертвеннике" приносились в дар Б-гу жертвы, которые Он назвал "Своей пищей" (Бемидбар, 28:2). Многие из этих животных жертв употреблялись в пищу коэнами во дворе; некоторые из них и прочими членами народа Израиля – у себя дома.
Двор был не только местом "пищевой" составляющей служения Б-гу, – там же находилось и то, что является другой стороной материальности – отходы. (Напомним: по Маймониду, признаком, определяющим различие между двумя классами физических творений, является то, что одни "подвержены постоянному разрушению", тогда как другие "не столь эфемерны".) Пепел, остающийся после чистки двух алтарей и светильников Меноры, относили в специально предназначенное для этого место во дворе (Ваикра, 6:3; Мишне Тора, Законы ежедневных и дополнительных приношений, 2:12; 3:4). Туда же сносили "зоб с перьями", остающиеся после приношения в жертву птиц (Ваикра, 1:16). Также во дворике складывали черепки от разбитых глиняных горшков, в которых готовилось мясо жертвы, приносимой во искупление совершенного греха. Стояла во дворике и чаша для омовений: коэны, входя во двор Скинии из "мира внешнего", должны были очиститься от всего материального и грубо-плотского, что пристало к ним, покуда они пребывали вне Храма.
С другой стороны, внешнее помещение Скинии, Святилище, являлось местом для более "тонких" элементов службы, таких как свет (пламя меноры) и запах (благовония, воскуряемые на золотом алтаре). В Святилище также наличествует элемент, связанный с пищей и вкусом - хлеба предложения - однако здесь этот элемент акцентирует более тонкую природу мира, представленного внутренним пространством Святилища. Хлеба предложения обладали особыми свойствами: они не плесневели и не черствели, даже простояв на "столе" всю неделю. Поэтому они тоже олицетворяют более высокую сферу физического мира, которую Маймонид связывает со вторым уровнем творения – со свойственной ему устойчивостью к распаду. Кроме того, хлеба предложения являются субботней пищей, которую дозволено вкушать лишь коэнам, и тем самым подразумевается, что это пища особого рода, выше и чище обычной.
Если вход во двор Святилища дозволен любому из народа Израиля, то доступ в Святилище открыт лишь коэнам, а в Святая Святых входить мог лишь один Первосвященник и то только раз в году, в Йом Кипур, священнейший из дней года.
Святая Святых есть "Суббота Суббот" Скинии: место, где полностью отсутствуют материальное и физическое. Здесь отсутствовал элемент, каким-то образом связанный с "пищей" (точно так же не едят на Йом Кипур, а жизнь Первосвященника не связана ни с чем материальным), даже с "субботней пищей" внешнего помещения Святилища. Единственные службы, отправляемые здесь, – воскурение благовоний (при том, что запах – физический феномен, он лишен тактильности, присущей вкусовым ощущениям и наглядности зрительных восприятий, а потому его почитают "пищей для души" и олицетворением духовности (Талмуд, трактат Брахот, 43б)), а также кропление кровью двух "жертв всесожжения" (животных, от которых не едят ни куска, а целиком сжигают на алтаре), совершаемые в Йом Кипур.
Личная обитель
Повелевая народу Израиля построить Храм, Б-г говорит Моше: "И построят мне Святилище, и Я буду обитать среди них" (Шмот, 25:8). Рабби Ишая Горовиц, автор классического философско-кабаллистического труда "Шней Лухот Абрит" (Шало), отмечает, что Б-г сказал Моше не "Я буду обитать в нем", но "Я буду обитать среди них", то есть в каждом из них.
Всякий из нас – это "Святилище", подлинная вселенная, объемлющая различные пласты времени, пространства и человечества. Святилище, в каждом компоненте которого Б-г может чувствовать себя как дома, будь то его сокровенная глубина чистейшего духа, или его внешнее помещение очищенной материальности, или же внешний двор материальной жизни как таковой.
Источник: записки Любавического Ребе к трактату о Меноре, сделанные в 5699 (1938-1939) году. Опубликовано в "Решимот", т.т. 81-85.    


2.    Символика строения Мишкана и предназначенных для него предметов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

К тому тайному знанию, которое зашифровано в строении Мишкана и принадлежностей для него, следует, на мой взгляд, подходить вот каким образом. Сам Мишкан, первый его слой, представлял собой «полотнища из голубой шерсти, пурпурной шерсти, алой шерсти и льна, сплетенных вместе, и с вытканным изображением керувим». Второй слой, покрывающий первый, был сделан из козьих шкур, а над ними, как покрывало всего шатра, располагался третий, сделанный из шкур красных баранов и животных, называемых в Торетхашим. Четвертый материал, входящий в состав самого Мишкана — это дерево, инкрустированные золотом и стоящие на серебряных подножиях доски, из которых были сделаны стены Мишкана.
Итак, при строительстве Мишкана были использованы четыре различных материала. В самом этом числе содержится сообщение о том, что любое общество, любое объединение людей состоит из четырех групп, или четырех уровней. Первая группа — это мудрецы, ведущие уединенную и возвышенную жизнь. Вторая — труженики, обрабатывающие землю, занимающиеся ремеслами и торговлей. Третья — военные, богатыри, умеющие и склонные воевать. И четвертая — властители, которым принадлежит страна и которые управляют ею — богатые и почитаемые. Именно этим четырем группам соответствуют четыре материала Мишкана.
Голубая, пурпурная и прочие виды шерсти обозначают мудрецов, которые живут уединенно, каждый сам по себе. Поэтому шерсть для Мишкана окрашена в разные цвета. И поэтому же на полотнищах из этой шерсти вытканыкерувим: слово «ткач», хошев, на Святом языке созвучно слову «размышляющий», так как эти люди посвящают себя именно размышлению и изучению. А чтобы указать на тонкость и деликатность их душевной организации, в качестве материала выбраны только тонкие нити — не золото и не серебро.
А расположенные над Мишканом полотнища из козьих шкур символизируют тех, кто обрабатывает землю. Поэтому для их прикрепления используется не золото или серебро, а медь, что должно указывать на грубость этих людей, на отсутствие в них утонченности.
Самое верхнее покрытие шатра, которое служило ему крышей, обозначает воинов и богатырей, поскольку они тоже красны от крови, которую проливают на землю. Поэтому здесь тоже не использовано золото и серебро, поскольку их орудие — железный «меч обоюдоострый».
А доски, из которых построены стены Мишкана, символизируют господ и правителей страны, которых все боятся и почитают. Стены необходимо было составить «из досок дерева шитим, стоящих», и это последнее слово указывает на величие. Кроме того, эти доски были и сами покрыты золотом, и к ним были приделаны золотые крюки. Засовы, скрепляющие доски, тоже были отделаны золотом, а подножия, на которых доски устанавливались, были серебряными. Все это — признаки богатства, почета и стремления к власти.
Таким образом, устройство Мишкана символизировало все человеческое общество и каждую его группу в отдельности.
Мишкан состоял из нескольких частей, у каждой из которых были свое величие и своя особая святость. Самой святой частью была внутренняя, которую называют еще Святая Святых. В ней стоял арон акодеш, Ковчег завета, в котором находились лухот, скрижали Завета. Сверху Ковчег был накрыт крышкой, по краям которой стояли золотые керувим. Такое устройство Мишкана должно было намекнуть нам и научить нас, что человеку не достичь совершенства, пока он входит в любую из этих четырех групп, то есть, относится или к мудрецам, или к крестьянам, или к «богатырям земли», или к «властителям, у которых золото и которые наполняют свои дома серебром». Ведь на самом деле смысл жизни человека, его успех и его благо — занятие Б-жественной Торой и исполнение Его заповедей, как сказал глава всех мудрецов (Коэлет 12:13): «Послушаем всему заключение: Б-га бойся и соблюдай Его заповеди, потому что в этом — вся (суть) человека». Поэтому в арон акодеш помещались скрижали Завета, а рядом с ними — свиток Торы, а сверху его обрамлял золотой венец, показывающий, что истинная корона и истинный венец — это Тора, что именно она приносит человеку почет и венчает его драгоценной короной. А над крышкой арон акодеш располагаются два керувим, и это указывает нам, что Б-жественная Тора дарована Б-гом благословенным посредством духовных сущностей. Поэтому керувимраспростирают крылья над крышкой арон акодеш, показывая, что Тора спустилась от Того, Кто выше всего. Моше-рабейну сказал об этом: «Г-сподь от Синая пришел и воссиял им от Сеира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых; от правой руки Его пламя закона для них». Лица керувим были повернуты друг к другу, что намекает на определение ангелов, высказанное нашими святыми мудрецами: «Все они любящие, все они ясные…»
И еще мне представляется возможным, что эти керувим, духовные сущности, в материальном мире изображались в виде двоих маленьких детей, не имеющих никакого порока и никогда не ощущавших вкуса греха. Один из них изображался в виде мальчика, а другой — девочки. В этом содержится намек на то, что любой еврейский мальчик и любая девочка должны были бы с самого раннего возраста посвятить все свое время Б-жественной Торе и «повторять ее слова днем и ночью» — как через изучение, так и через исполнение заповедей, — и этим они добьются счастья и личного совершенства.
Их крылья были распростерты над арон акодеш, то есть, закрывали собой его крышку. Это означает, что они связаны с Торой, находящейся под ними, и погружены в нее, и точно также связаны с высшими сущностями, «председательствующими в царстве» Небесном.
Лица их были повернуты друг к другу. В этом содержится намек на то, что всякий, кто носит имя Израиля, должен, в первую очередь, направить свои крылья, свои мысли, ввысь, то есть, служить своему Создателю благословенному, исполняя заповеди, связанные с отношениями между человеком и Б-гом. Но одного этого недостаточно: каждый еврей должен, кроме того, повернуться лицом к своему брату, то есть, любить своих ближних, исполняя заповеди, связанные с отношениями «между человеком и другими людьми». И после того, как стих отметил, что лица керувим повернуты друг к другу, он добавляет: «К крышке арон акодеш должны быть направлены лица керувим». Эти два указания вместе следует понимать так: человек обязан строго следовать Торе, помещенной в аронакодеш, и в тех областях, которые касаются отношений человека и Б-га, и в тех, что определяют отношения человека с другими людьми, и что именно к Торе он должен быть обращен и к ней должен стремиться. Кроме того, это учит нас, что через Тору к человеку приходит пророчество, так как внутри арон акодеш находится Тора, а пророчество, приходящее к Моше-рабейну, исходило из пространства между керувим. (Именно поэтому, когда после разрушения Храма арон акодеш был скрыт, пророчество прекратилось и пророки перестали появляться). Стих говорит: «И Я буду являться тебе там, и буду говорить с тобой сверху капорет(крышки арок акодеш), из пространства между двумя керувим», так как в заслугу Торы евреи обретают пророчество. По этой же причине никакой другой народ, кроме потомков Израиля, не удостоился пророчества, согласно сказанному в стихе: «…все, что Я повелю тебе (передать) сыновьям Израиля».
Святая Святых отделялась от остальной части Мишкана занавесом, называемым парохет. (Когда по образуМишкана был построен Храм, на месте этого занавеса была выстроена стена, тоже предназначенная для отделения Святая Святых). И глубинный смысл этого занавеса или стены — намек на то, что Б-жественную Тору необходимо хранить, изучать и исполнять ради нее самой, а не ради получения награды, как сказал Антигнос в трактате Авот. Ведь тот, кто готов к по-настоящему верному служению, не должен обращать внимания ни на что, кроме своего служения — соблюдения Торы, и не должен действовать ради ожидаемой награды. Именно поэтому Святая Святых, символизирующая успешное служение как таковое, была отделена от оставшейся частиМишкана, называемой Дворцом и символизирующей награду и разнообразные блага, обещанные за служение.
Итак, занавес-парохет отделял Святая Святых от Дворца, в котором располагались три предмета: шульхан(стол для хлебов приношения), менора (семисвечник) и золотой жертвенник для воскурений. Они указывают на то, что если человек соблюдает заповеди Торы и исполняет их ради них самих, не ожидая награды и не надеясь на нее, Б-г ни за что не оставит его без награды. Кроме того, мы узнаем, что от Б-га милостивого и милосердного приходит награда трех видов.
Первый — это материальная награда, богатство и почет. Б-г в этом мире не покидает своих праведников, согласно стиху «…И не видел я праведника оставленным, и потомство его — просящим хлеба». А о Торе царь Шломо сказал в своей мудрости: «Долгота дней — справа от нее, слева от нее — богатство и почет». Символом этого вида награды является стол с лежащими на нем хлебами приношения, о которых сказано: «Хлеб приношения передо Мной всегда…» Это означает, что почет и богатство по воле Б-га благословенного всегда найдут того, кто их заслужил. Сам стол был сделан из чистого золота, которое неизменно служит знаком богатства; он был снабжен ножками, и для него было изготовлено много различной посуды: стойки для хлебов, ложки и блюда, которые по той же причине тоже были из чистого золота. А еще стол был обнесен решеткой, а верхний его край обрамлен золотым венцом — символом почета. Ведь в отношении материальных и суетных благ иногда нам бывает совершенно непонятно, почему «путь злодеев удачен, а праведник пропадает в своей праведности».
А на столе лежали двенадцать хлебов. Это число соответствует либо числу колен Израиля (и тогда выбрано для того, чтобы каждому колену сопутствовала удача), либо числу месяцев года (и выбрано как указание на постоянство, как объясняет Йосифон), либо двенадцати созвездиям (и тогда это число означает, что созвездия всегда будут по воле Б-га благосклонны к нам).
Хлеба лежали на полках из чистого золота, и в этом тоже указание на почет и величие. А на хлебах лежали две золотые ложки с благовониями; благовония символизируют доброе имя.
Итак, теперь тебе ясно, что первый предмет, установленный во Дворце, то есть, стол, призван указать на один из видов награды.
Второй вид награды, которой Б-г одарит «любящих Его Имя», — это мудрость и разумение. Если человек будет желать только Б-жественной Торы, он станет мудрым, обретет умение выводить новое знание из уже имеющегося и ему откроются все тайны мудрости, в силу сказанного: «Ибо Б-г дает мудрость, из Его уст — знание и понимание». И если человек будет исполнять заповеди, то его мудрость сохранится навсегда. И на этот второй вид награды за исполнение заповедей, то есть, награды, которую получает душа, указывает менора, так как «свеча Б-га — душа человека». Семь светильников меноры символизируют семь видов мудрости, которые содержатся в Б-жественной Торе. Все эти светильники были повернуты в сторону центрального, который называется «западной свечой», а он, в свою очередь, был обращен в сторону Святая Святых. В этом содержится указание на то, что истинной мудростью является только та, что основана на Торе, хранящейся в арон акодеш.
Материалом для меноры служило чистое золото, что указывает на важность мудрости и на ее вечность, а также на то, что она не терпит неправильных мнений, не согласующихся с верой, поскольку она вся — чистое золото.
Заниматься менорой должны были коэны: Аарон и его сыновья. Они должны были «обустраивать ее, (чтобы горела) с вечера до утра перед Б-гом». Это символизирует обязанность коэнов обучать народ истинной мудрости. Именно они предназначены быть «мужами сильными, трепещущими пред Б-гом», которые будут «обустраивать» мудрость, то есть, обучать ей народ «перед Б-гом», то есть, так, чтобы она всегда согласовалась с Торой.
Менора была украшена чашечками, шарами и цветками, выкованными из самого ее корпуса. Это указывает на то, что все разделы мудрости, все науки выводятся одна из другой, так что одна наука служит основой для следующей.
Менора была сделана из цельного куска золота весом в кикар. В этом заложено указание на принципиальное единство всех наук, которые ведь все описывают один и тот же мир, хотя и с разных сторон. Поэтому царь Шломо сказал: «Мудрость женщин построила дом, вытесала семь его столбов», — мудрость едина, как дом, который, хоть и состоит из многих частей, является одним цельным созданием. А семь столбов из этого стиха —
это семь отраслей, на которые делится наука, то есть, семь различных тем, которые она исследует и которые различаются между собой настолько, чтобы именоваться независимыми областями знания. И в этом же состоит символ, заключенный в строении самой меноры, которая была сделана, как уже говорилось, из единого куска золота, разделенного на семь выходящих из ее основы ветвей.
Во всех поколениях наши мудрецы обнаруживали все новые и новые символы, заключенные в строении меноры. Я же выбрал из них только те, которые наиболее ясно выражены в ее описании.
Итак, ты узнал о символике второго предмета Дворца, то есть, меноры, соответствующей второму типу награды за изучение и соблюдение Торы.
Третий, последний вид награды, которую Б-г дарует за соблюдение Торы, состоит в том, что душа человека, посвятившего себя Торе, после смерти погружается в свет жизни, как сказала царю Давиду мудрая женщина (1 Шмуэль 25:29): «И будет душа господина моего завязана (у Б-га) в узел жизни». Этот вид награды символизируется золотым жертвенником для воскурений. Он был предназначен для того, чтобы ароматный дым поднимался от него ввысь, символизируя возносящуюся к Небесам праведную душу. Жертвенник был расположен строго напротив Святая Святых поодаль от стола и меноры. И в этом содержится указание на то, что спасение души приобретается не богатством и почетом, которые символизирует стол, не мудростью и исследовательским талантом, а только через саму Тору, то есть, через полное слияние с керувим, простирающими свои крылья к Небесам. И поскольку эта награда — главная и самая важная, первосвященник в исключительный день поста Йом кипур входил в Святая Святых с воскурением и ставил его перед арон акодеш икерувим, как бы говоря: «Вернись, душа моя, к месту покоя своего!» Воскурение обладало силой останавливать эпидемии, поскольку для спасенной души телесная смерть — ничто, и такая душа в силах прекратить страдание. Именно по этой причине первосвященник приносил на этом жертвеннике воскурение утром и вечером, согласно требованию Торы: «Постоянное воскурение перед Б-гом, Святая Святых оно для Б-га», — ведь утро и вечер символизируют жизнь и смерть. Выражение «перед Б-гом» как раз и указывает на душу, вечно пребывающую в обществе Б-га, а «Святая Святых» говорит о духовной, чистой и высокой награде, соответствующей не телесному человеку, а духовной сущности. Именно поэтому подобное выражение не отнесено в Торе ни к столу, ни к меноре.
Этот жертвенник был сделан из золота, что символизирует его значимость и вечность. Однако он был облицован деревом, и в этом содержится дополнительное важнейшее указание: только с помощью поступков в материальном мире — малоценном и преходящем, как дерево, — человек может достичь вечного спасения, которое символизирует золото.
Итак, я рассказал о символике трех священных предметов, стоящих в эйхале — Дворце Б-га, средней частиМишкана, отделенной от двора Мишкана особым занавесом, называемым масах. И общий смысл в том, что три эти предмета символизируют три вида Б-жественной награды.


3.    Хронология

Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Во второй книге Торы, Шмот, в ее седьмой недельной главе, которая называется Трума («Приношения»), рассказывается о возведении евреями переносного Храма. В нем они совершали жертвоприношения все те годы, пока скитались по пустыне после Исхода из Египта. Назывался этот переносной Храм — Мишкан. И служил он евреям ровно 479 лет, вплоть до возведения царем Шломо (Соломоном) так называемого Первого (стационарного) Храма в Иерусалиме.
Из Египта евреи вышли в 2448 году от Сотворения мира, что соответствует 1313‑му году до начала принятой европейскими народами эры. На следующий год наши предки приступили к сооружению своего первого святилища. Затем в течение 39 лет его на своих плечах носили по пустыне евреи из колена Леви, левиты, прямые потомки третьего сына нашей праматери Леи, жены Яакова, внука Авраама… Вы еще не забыли еврейскую историю? Ей были посвящены наши выпуски, выходившие в те месяцы, когда в синагогах читают первую книгу Торы — Берешит. Давайте, пользуясь случаем, приведем в порядок наши знания и выпишем важные события мировой истории, как она представляется в свете Торы.
Создание мира и Адама:1-й год (он же 3760 до ныне принятой эры).
Потоп:1656 от Сотворения мира (2105 до н.э.).
Рождение Авраама:1948 (1813 до н.э.).
Вавилонская башня:1996 (1765 до н.э.).
Семья Яакова спускается в Египет:2238 (1523 до н.э.).
Рождение Моше:2368 (1393 до н.э.).
Исход из Египта и дарование Торы на Синае:2448 (1313 до н.э.).
Вступление в Эрец Исраэль:2488 (1273 до н.э.).
Начало царствования царя Давида:2854 (907 до н.э.).
Освящение Первого Иерусалимского Храма:2928 (833 до н.э.).
Разрушение Первого Храма:3338 (423 до н.э.).
Чудо Пурима:3405 (356 до н.э.).
Чудо Хануки:3622 (139 до н.э.).
Разрушение Второго Храма:3828 (68 год ныне принятой эры).
Завершение Вавилонского Талмуда:4260 (500).
Рождение Раши, великого комментатора Торы:4800 (1040).
Рождение Рамбама:4894 (1134).
Изгнание из Испании:5252 (1492).
Начало Первой мировой войны:5674 (1914).
Дальше вам самим все известно.
Вернемся к переносному Храму, Мишкану. Представлял он собой достаточно просторное разборно-сборное сооружение, внутри которого (а также в его дворе) во время остановок евреев в их блужданиях по пустыне размещались следующие священные предметы: Ковчег, стол, светильник, жертвенники и специальный медный умывальник для омовения рук и ног священников.
Центральным элементом являлся Ковчег, по-еврейски — Арон, или Арон Абрит, Ковчег завета. Сделан он был из дерева акации и покрыт золотом изнутри и снаружи. В Ковчеге находились Лухот Абрит, две каменные Скрижали с начертанными на них Десятью заповедями. Именно эти Скрижали получил Моше на горе Синай. Сверху Ковчег покрывала крышка из чистого золота, которая называлась Капорет. Крышку украшали Керувим — две крылатые фигурки, изготовленные вместе с Капорет из цельного куска золота, причем вся композиция была создана не литьем, а чеканкой.
Покрытый золотом стол Храма — по-еврейски Шульхан — предназначался для двенадцати хлебов, которые возлагались на него каждую неделю от двенадцати колен.
Внутри Мишкана постоянно горел светильник, Менора. С ее изображениями мы знакомы; наряду с Щитом Давида, Маген-Давидом, она с древних веков является символом еврейства, своего рода нашим национальным гербом. Только не путайте ее с Ханукией, ханукальным светильником: у последней восемь стеблей, а у Меноры— семь. Она, как и крышка Арона, была сделана чеканной — из одного куска чистого золота.
Храм представлял собой как бы микромодель всей вселенной.
Менора символизировала мудрость, а Шульхан богатство.
Кстати, именно в честь чуда с Менорой Храма (свершившегося, правда, несколько позже, во времена Второго Храма) мы и зажигаем ханукальные свечи в праздник Хануки. О событиях того времени мы уже рассказывали: народ, восставший против засилья греко-сирийцев, освободил Иерусалим и очистил Храм от всех идолов, которых натащили туда идолопоклонники; было решено немедленно зажечь Менору, однако во всем Храме нашелся только один сосуд с чистым оливковым маслом, которого хватало лишь на один день. Что было делать? С одной стороны, заповедано, чтобы Менора горела постоянно. С другой стороны, масла хватит на день, и снова зажечь Менору можно будет только через неделю, когда приготовят другое масло. Может, в таком случае не стоит спешить? Победители решили зажечь огонь. И чудо свершилось: масла хватило не на один день, а на восемь… Так и мы, евреи: всегда стоит совершить то, что требует от нас наше еврейство, не откладывая на потом. А Тот, Кто возложил на нас обязанность быть евреями, нам поможет.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.