Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Шлах

Краткое содержание главы "Шлах"

Бэмидбар (Числа) 13:1-15:41



Моше посылает в Землю Кнаан двенадцать разведчиков. Сорок дней спустя они возвращаются, неся гигантскую виноградную гроздь, плоды граната и фиги как свидетельство изобилия и плодородности этой земли. Однако при этом десять разведчиков утверждают, что страна эта населена великанами, которых евреям никак не одолеть; только Калев и Йеошуа настаивают на том, что эта земля может с легкостью быть завоевана, как об этом повелел Б-г.
Смущенный разведчиками народ рыдает, что лучше б им было вернуться в Египет. Всевышний в гневе постановляет, что приход евреев в Святую Землю будет отсрочен на сорок лет, в течение которых все поколение Исхода умрет в пустыне.
Далее в главе "Шлах" даются законы о приношениях менахот, а также заповедь об отделении халы как подношения Б-гу при замесе теста.
Человек, собиравший дрова в нарушение законов Шаббата, наказывается смертной казнью.
Всевышний дает заповедь прикреплять кисти (цицит) к углам четырехугольной одежды как знак, напоминающий о всех мицвах Торы.


Уроки недельной главы:

1.    Пути истины
2.    Кара за недоверие
3.    Из жизни
4.    Все лучшее – детям


1.    Пути истины

В еврейской традиции существует понятие "миньян" - кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для свершения общественных молитв и некоторых ритуалов. Это понятие впервые вводится именно в главе "Шлах". Моше послал двенадцать разведчиков высмотреть страну Израиля. Десять из них описав ее небывалые достоинства, сказали, что земля эта населена могучими великанами, которых евреям ни за что не одолеть. И только Калев и Иеошуа призвали народ исполнить повеление Всевышнего и овладеть Святой Землей.
Тора называет десятерых разведчиков, посланных в землю Кнаанскую и оклеветавших ее, - "община". Отсюда мы делаем вывод, что когда речь идет об общине, имеются в виду по крайней мере десять человек. Представляется справедливым вопрос, почему столь важное понятие выясняется именно из рассказа о разведчиках?
Известно, что разведчики были лучшими в своих коленах, а следовательно, во всем народе людьми, поэтому их и послали "высмотреть" землю Израиля. В чем же был их грех? Как объясняют наши комментаторы, они не хотели, чтобы еврейский народ входил в эту страну, они предпочитали остаться в пустыне. И в конечном итоге так и произошло: Всевышний выполнил их пожелание, и еврейскому народу суждено было странствовать по пустыне еще сорок лет.
Почему же разведчики хотели предотвратить вступление евреев в страну Израиля? Читая Тору, мы часто приходим к неверному суждению, будто странствие по пустыне было одним из самых тяжелых моментов в истории еврейского народа. Внимательно же изучив предмет, мы придем к выводу, что в пустыне было не так уж плохо. Сыны Израиля не нуждались ни в пище, ни в воде - Всевышний обеспечивал их манной, и с ними постоянно передвигался источник Мирьям; они не страдали ни от жаркого солнца, ни от дождей - "облака Славы" защищали их лагерь. С другой стороны, не составляло большого труда представить себе, что ждало евреев в новой стране: войны, тяжелый труд...
Совсем недавно евреи получили Тору, и разведчики прекрасно понимали, что ее изучение, исполнение заповедей будет гораздо легче обеспечить в условиях, когда у народа не будет никаких забот.
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что понятие "община" связано с историей о разведчиках. Единственным желанием этих святых людей было находиться как можно ближе к Б-гу, и "грех" их был на очень высокой ступени - они не понимали, что вхождение в страну Израиля являет собой ступень более высокую, чем даже полное соединение с Б-жественностью.
Рамбам говорит о том, что служение Всевышнему состоит из трех уровней. Первый, самый низкий, на котором находятся невежды и маленькие дети, только начинающие служить Всевышнему, - "служение из страха", когда человек исполняет волю Б-га, боясь Его кары; второй уровень - "служба из любви", когда человек служит Всевышнему, испытывая к Нему искреннюю любовь, желает исполнить Его волю, с помощью чего он может приблизиться к Нему, соединиться с Ним. На этом уровне и находились разведчики, они любили Творца и руководствовались лишь желанием быть к Нему как можно ближе, чтобы никакие материальные заботы не стали помехой для этой цели.
Этот уровень очень высок, но он не наивысший, и Всевышний оставляет евреев еще на долгий срок в пустыне. Им предстоит еще сорок лет странствовать по ней, чтобы подняться на более высокий уровень, знаком которого должно стать вхождение в страну Израиля. Этот уровень означает "идти путями истины, просто потому что это - истина". Это означает вовсе не думать о своих ощущениях, о плодах своего служения Б-гу. Все, что необходимо - это исполнить Его волю, потому что это Его воля и это истина. Именно на этом уровне находились двое из разведчиков, не вошедшие в "общину", Калев и Иеошуа, не испугавшиеся трудностей, которые ждали еврейский народ в Израиле. Они точно так же, как и их товарищи, понимали, что трудности будут, но для них было важнее исполнить желание Всевышнего привести еврейский народ в Израиль.


2.    Кара за недоверие

Рав Бен-Цион Зильбер
Афтарой (напомню: афтара — отрывок из пророков, который читают в субботу в синагоге после чтения недельной главы) к главе «Шлах» является отрывок из Книги Иеошуа (2:1-24). Если в главе рассказывается о том, как евреи загодя отправили разведчиков в Эрец-Исраэль, чтобы выяснить, какова страна, куда они должны войти, то отрывок из Книги Иеошуа, который возглавил еврейский народ после смерти Моше, говорит об отправке разведчиков в Эрец-Исраэль спустя сорок лет, когда евреи подошли к границам Израиля. Первая разведка привела к тому, что евреям пришлось сорок лет странствовать в пустыне, после второй разведки евреи, как известно, вошли в страну.
Возникает вопрос. Неужели евреи не извлекли никаких уроков после первой истории с разведчиками? Почему Иеошуа, который, кстати, был в составе первой группы разведчиков, повторил это действие, несмотря на трагедию, последовавшую за первой разведкой? Умные люди на ошибках учатся, на собственных — тем более. В уме Иеошуа сомневаться не приходится. В чем же дело?
Отвечая на этот вопрос, Мальбим говорит, что отправка разведчиков Моше и отправка разведчиков Иеошуа — совершенно разные действия, имевшие разную форму и разные цели. Мальбим указывает на пять различий между ними.
Рассмотрим обстоятельства первой разведки.
Когда была предпринята первая разведка? Когда от Эрец-Исраэль евреев еще отделяло значительное пространство и речь еще не шла о практическом вступлении в страну.
Какова была цель первой разведки? Выяснить, хороша или нет обещанная евреям земля, что там растет, окружены ли стеной города в этой стране, сильны ли ее жители. В подтексте этой задачи явно читается: стоит ли эта страна усилий? Имеет ли смысл с риском для жизни ее завоевывать? Подход расчетливый, строго деловой.
Кто был включен в группу разведчиков, или, можно сказать, экспертов? Двенадцать человек — по одному представителю от каждого колена. Никто не хотел полагаться на мнение другого, все евреи хотели как бы получить личное представление о «товаре», почему и полагались только на «своих».
Кто считал разведку необходимой? Все. Отряд был отправлен по приказу Моше, но по воле и требованию всего народа.
Кому разведчики доложили о результатах разведки? Общему собранию. Их отправил весь народ, и перед всем народом они отчитались.
Кончилось все это плохо.
Попробуем понять почему. В чувстве, которое побудило евреев отправить разведку в Эрец-Исраэль, таилась опасность сомнения и в ценности страны, которую им навеки даровал Б-г, и в возможности одержать победу над ее могучим населением. Мы говорим, «таилась опасность сомнения». Стало быть, сознательного сомнения не было? А если так, то что плохого в лишней проверке? Допустим, человек в общих чертах представляет себе, что все более или менее в порядке. Однако почему бы не быть точным и предусмотрительным до конца? Действительно, быть точным и предусмотрительным очень неплохо. А вот рассматривать в лупу гарантии от лица, которому есть все основания доверять, не очень хорошо. Ненужная проверка выдает, что в душе человек сомневается в фактах, в которых сомневаться нечего, т.е. попросту не хочет делать то, чего они требуют.
Разведка, предпринятая евреями во времена Моше, выражала их недоверие и к тому, что Всевышний говорил об Эрец-Исраэль как о самой прекрасной в мире стране, и к тому, что надо войти в нее и захватить ее.
О разведке во времена Иеошуа сказано: «И послал Иеошуа, сын Нуна, из Шитим двух соглядатаев тайно, говоря: “Пойдите, осмотрите землю и Иерихо” (2:1).
Во-первых, евреи стояли уже на границе страны, а значит — во-вторых — разведкой решался практический вопрос: не “что это за страна?”, а “как удобнее и надежнее в нее войти?” Не “что”, а “как”. В-третьих, разведчиков послал сам Иеошуа, без участия “общественного мнения”, послал только двоих, и отчитались они только перед ним. Представим себе, что первые двенадцать разведчиков передали свое донесение только Моше и Аарону. Каким бы негативным оно ни было, Моше и Аарон, конечно, сказали бы: так или иначе, а идти надо. Отчет перед вождем исключил опасность брожения и колебаний.
Задавшись вопросом, почему евреи повторили свою ошибку, мы не только выясняем, что повторения ошибки не было, но и глубже осознаем, в чем состояла ошибка первой разведки. Уникальная способность евреев безоговорочно довериться Всевышнему, которую евреи проявили у горы Синай, на этот раз им изменила. И хотя уже на следующее утро они опомнились, Всевышний на сорок лет задержал их вступление в Эрец-Исраэль.


3.    Из жизни

Рав Арье Кацин, из цикла «На тему недельной главы»
— Мой партнер постоянно обвинял всех в воровстве, — поделился со мной один бизнесмен из Бруклина. — А недавно он исчез, предварительно сняв все деньги с нашего общего банковского счета…
Этот рассказ удивляет вас? Или, может быть, следующая история покажется вам наивной?
— Ваш сотрудник грубо со мной разговаривал! — пожаловался кто-то раву Паму.
— Только сейчас я понял, как много и напряженно он работает! — воскликнул рав Пам…
Два разных человека, два разных подхода к жизни…
Шестьдесят четыре года рав Пам преподавал в иешиве «Тора ваДаас». Когда ученики спрашивали его, почему он не опубликовал свои уроки, он отвечал словами рабби Исраэля Салантера:
«Не все, что ты думаешь, следует говорить! Не все, что ты говоришь, следует записывать! И не все, что ты написал, следует публиковать!»
В 1993 году рав Пам выпустил свою книгу, отобрав уроки, которые наиболее эффективно помогали ученикам совершенствовать свой характер. И все же один из этих уроков рав Пам считал самым важным, а ученики свидетельствовали, что именно он кардинально менял их жизнь…
«Справедливо суди ближнего своего» (Ваикра 19:15).
Указание «справедливо судить ближнего» понимается, прежде всего, как обращение к судьям творить справедливый суд. Однако мудрецы Талмуда понимают эти слова и в более широком смысле. Тора обращается к каждому человеку: суди о ближнем с лучшей стороны (Шевуот 30а). В этом случае слово «справедливо» — цедек на иврите — переводится и как «заслуга, добро». Тора указывает не осуждать человека, подозревая его в чем-то дурном, а искать в нем заслуги, его добрую сторону.
Если бы Тора обращалась лишь к судьям, то выражение «суди» было бы уместно, но если Тора обращается ко всем людям, то следовало бы сказать: «относись к людям снисходительно». Почему же Тора использует слово «суди»? — удивляется рав Пам.
Потому что каждый раз, когда человек говорит о другом что-то плохое, он становится ему судьей, прокурором на Небесном суде, объясняет Хофец Хаим. Наши слова обладают огромной силой! Слова осуждения становятся проклятием, которое может нанести огромный вред человеку и бумерангом вернуться к обвинителю. В соответствии с концепцией «мера за меру», «тот, кто строго судит других, будет сам строго судим Небесами!»
Если же человек проявляет снисходительность, стараясь найти заслуги человека, то он становится ему адвокатом на Небесном суде. «Тот, кто снисходительно относится к другим, сам заслужит снисходительности на Небесном суде!» Не случайно рабби Леви Ицхак из Бердичева утверждал, что «язык был сотворен лишь для того, чтобы изучать Тору и защищать людей!».
Сразу оговоримся, что речь идет не об умиротворении зла, с которым нужно бороться, а о том, как прекратить бороться с достойными людьми. Нам следует помнить, что если на чьи-то недостатки человек и должен обращать внимание, то в первую очередь на свои собственные.
Однако человек ослеплен любовью к себе, поэтому даже «бревна в своем глазу не замечает», хотя в глазу своего ближнего «видит соринку». Как же человек может увидеть и исправить свои недостатки? Замечая недостатки в других людях, он должен думать о себе!
Все, что происходит в нашей жизни, не случайно, учил Баал Шем Тов. И то, что человек сталкивается с ситуациями, в которых проявляются определенные недостатки в других, является рукой провидения, ибо таким образом Всевышний указывает человеку на его собственные недостатки!
… Иллюстрацию этой мысли мы находим в нашей недельной главе. После путешествия по стране Израиля разведчики «оклеветали перед евреями Землю, которую осматривали, сказав: Земля эта … истребляет жителей своих» (Бемидбар 13:1—2).
«Почему история о разведчиках следует сразу же за историей о Мирьям? — спрашивает Раши и приводит слова мудрецов Талмуда. — Потому что она была наказана за злословие против своего брата Моисея, а негодяи видели это, но не извлекли урока».
Мы должны извлекать уроки из происходящего вокруг нас, исправляя себя, а не осуждая и унижая окружающих.
Мирьям не увидела особого достоинства Моисея как пророка, сравнив его с Аароном и с собой. Так же и разведчики не осознали достоинства Земли Израиля по сравнению с другими странами. Увидев, что Моисей не уделяет достаточного внимания своей жене, Мирьям осудила его. И разведчики осудили Землю Израиля, сказав, что она «поедает жителей своих», не увидев чуда в том, что могли незамеченными путешествовать по всей Земле, ибо везде люди были заняты похоронами…
… «Тот, кто гневно указывает на недостаток другого человека, указывает на свой собственный недостаток!» — сказали мудрецы. После ста двадцати лет жизни человек будет судить себя сам. Он увидит всю прожитую жизнь. Перед ним предстанут ситуации, в которых он осуждал кого-то, сам совершая этот же грех. Это вызовет чувство стыда, которое и является сжигающим огнем ада.
— Неужели каждый раз, когда мы гневно осуждаем кого-то, мы осуждаем себя? — удивитесь вы.
Если у человека есть какая-то слабость в действиях, мыслях или даже на подсознательном уровне — в чувствах, ему приходится с ней постоянно бороться. Это вызывает раздражение и гнев. Когда же человек видит этот недостаток в другом, то проецирует гнев на себя. Прежде чем гневно осуждать кого-то, человеку следует спросить себя: «Раз я гневаюсь, значит, во мне есть этот недостаток, и мне нужно исправить его прежде всего в себе.»
Таким образом, «увидев соринку в чужом глазу», человек, возможно, разглядит и «бревно в своем собственном»!
Если же человек преодолел недостаток, то, даже увидев его в другом, он испытает сострадание и не будет осуждать его, а задумается о том, как ему помочь…


4.    Все лучшее - детям

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Основная идея главы Торы "Шлах" – рассказ о разведчиках, которых Моше направил в Страну Израиля. Разведчики вернулись с неутешительными вестями. Они рассказали об укрепленных кнаанских городах, о великанах, населяющих эту страну, и подвели итог: "Не можем мы пойти на этот народ, ибо он сильнее нас".
Такое сообщение вызвало бурную реакцию в еврейском стане: одних охватила паника, а другие впали в уныние. "И плакал народ в ту ночь, и роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля: "Лучше бы умерли мы в стране Египетской или в пустыне!.. Зачем Б-г ведет нас в страну эту? Чтобы пали мы от меча?.. Чтобы дети наши стали добычей?..""
И тогда Всевышний обращается к народу через Моше: "Ропот сынов Израиля услышал Я. Так скажи им: "Дети, о которых говорили вы: "Добычей станут", – их введу Я, и они овладеют этой страной!.."
НАША "КРЫША" - НЕБО ГОЛУБОЕ
При чтении этот отрывка возникает несколько вопросов.
Неужели обычным страхом перед опасностью военного столкновения можно объяснить нежелание евреев войти в страну Кнаан, обещанную им Всемогущим Б-гом? Ведь на глазах этих людей произошли "десять казней", в результате которых было практически уничтожено Египетское государство. Они были свидетелями рассечения Красного моря и гибели в его водах армии ненавистного фараона. Наконец именно им выпала честь получить священную Тору на горе Синай из рук самого Б-га. Как же можно поверить, что они просто испугались врага? Неужели они забыли о самой надежной защите еврейского народа – Всевышнем!?
Во-вторых, странно, что, цитируя нелепые и потому очень обидные слова евреев, Б-г приводит лишь ту их часть, где говорится о детях: "Дети, о которых говорили вы…"
ЛОЖЕЧКУ ЗА ПАПУ
Основатель хасидизма – рабби Исраэль Баал Шем Тов – неоднократно говорил, что все в этом мире не случайно и во всем есть Б-жий промысел. Все, что происходит с человеком, все, свидетелем чего ему довелось стать, должно научить его какому-то новому аспекту в служении Творцу. Однажды один из учеников спросил Бешта: "Я видел, как мать кормила с ложечки своего маленького ребенка. Какой хасидский урок должен я из этого вынести, и какому служению это должно меня научить?"
- Как чему научить?! – удивился Ребе, – Ведь это один из наиболее ярких примеров работы учителя с учеником. Во-первых, родители всегда выбирают для ребенка только самую лучшую пищу, затем тщательно перетирают ее, чтобы не дай Б-г, в еде не было чего-либо, что может ему навредить, например, косточек. Но и это еще не все. Ребенок не желает есть – не хочет принимать еду, заботливо приготовленную матерью. Ну и что же, по-вашему? Мать откажется от идеи дать ему то, в чем он жизненно нуждается, сам этого еще не осознавая? Как бы не так! Родители начинают рассказывать ему занятные истории, играть с ним, в общем, находят способ, чтобы он сам открыл рот. Но и на этом их работа не заканчивается. Часть еды он обязательно выплевывает, или просто роняет изо рта. Задача родителей – подхватывать ее и пытаться снова впихнуть ему в рот. Часто эту процедуру нужно повторять по несколько раз. Быть может, увидев такое неуважительное отношение к еде и к своему труду, мать, обидевшись, в следующий раз откажется кормить ребенка? Нет! Она готова снова и снова стараться ради своего чада. Так как ее любовь к ребенку не зависит от его поведения.
Об этом сказали наши мудрецы, что для маленького ребенка хлеба требуется больше, чем он может съесть, потому что большую часть он обязательно раскрошит. А ведь "хлебом" еврейской души называют Тору, так как она питает нашу душу и через нее поддерживает тело. Известно, что взрослый изучает Тору с большим усердием, чем ребенок. Это отражается в том, как он старается применить на практике полученные знания. Ребенок, наоборот – при изучении большую часть обязательно "раскрошит". Это происходит потому, что дети не уделяют учебе такого же внимания, как взрослые, и не прилагают особых усилий. Не удивительно, что многое из выученного дети забывают.
БЕСЦЕННЫЕ КРОШКИ МУДРОСТИ
Под словами "дети наши станут добычей" евреи подразумевали самих себя. Они опасались, что после заселения земли Израиля их высочайший уровень постижения Торы утратит свое совершенство. Ведь, находясь в пустыне, они были освобождены от всех бытовых забот и могли всецело посвятить себя изучению мудрости Творца.
Но в стране Израиля их ждала совсем иная жизнь – возделывание земли, сбор урожая и многие другие житейские дела. Евреи боялись, что из-за этого придется сократить время изучения Торы, и соответственно, качеству изучения Книги Книг будет нанесен невосполнимый урон. "Мы, в конце концов, превратимся в детей, которые "крошат" Тору больше, чем принимают вовнутрь!" – опасались они. "Будет ли Б-г возиться с нами, когда мы откажемся "открывать рот" или начнем "выплевывать" то, что с таким трудом Он в нас поместил?"
Именно на это ответил им Всевышний: "Дети, о которых говорили вы: "Добычей станут", – их введу Я, и они овладеют этой страной.
СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО
В этих словах Творец поклялся народу Израиля, что Его отношение к нам не обусловлено нашим поведением, так же как и любовь матери к своему ребенку. И мудрец и "младенец" одинаково дороги для Него. Более того, если еврей, которого обстоятельства вынуждают погрузиться с головой в материальные заботы, все же находит время для изучения Б-жественной мудрости, а затем твердо придерживается этого распорядка, то его служение Творцу ценится гораздо выше, чем служение того, кто посвятил постижению Торы всю свою жизнь.
И не беда, что мы пока стоим на ступени "детей": ведь, во-первых, мы дети не чьи-то, а Хозяина этого мира, а во-вторых, именно "детям", то есть нам с вами, предписано владеть этой страной!
(По материалам беседы Ребе, "Ликутей Сихот", т. 13.)







  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.