Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Хайей-Сара

Краткое содержание главы "Хайей-Сара"

Брейшит (Бытие), 23:1-25:18
Сара умирает в возрасте 127 лет и Авраам хоронит ее в пещере Махпела в Хевроне, которую он приобретает у хитийца Эфрона за 400 серебрянных шекелей.
Авраам посылает своего слугу Элиэзера в Харан, чтобы тот нашел там жену для Ицхака. Подойдя к Харану, остановившись у колодца, Элиэзер просит Б-га явить ему знак: когда девушки придут по воду и он попросит воды напиться, та, что предложит напоить также его верблюдов, будет предназначена в жены сыну его господина.
Ривка, дочь Бэтуэля, племянника Авраама, приходит к колодцу, и делает все в точности так, как загадал Элиэзер. Прийдя в дом Бэтуэля, Элиэзер рассказывает историю своего путешествия. Ривка отправляется вместе с Элиэзером в Землю Кнаан, где они встречают Ицхака, вышедшего для молитвы в поле. Ицхак женится на Ривке и, полюбив ее, находит утешение после кончины своей матери.
Авраам женится на Кетуре (Агарь), которая рождает ему еще 6 сыновей, однако Ицхак становится его единственным наследником. Авраам умирает в возрасте 175 лет. Ицхак с Ишмаэлем хоронят его в той же пещере Махпела, где была погребена Сара.


Основные уроки недельной главы:

1.    Жизнь после жизни
2.    Сара - пример жизни
3.    Помоги себе сам


1.    Жизнь после жизни

Глава Торы "Хайей-Сара" полностью посвящена событиям, происшедшим после ухода из этого мира нашей праматери Сары: покупке участка земли для ее захоронения, женитьбе Ицхака на Ривке, которая стала утешением Ицхаку после смерти его матери и т. д.
Таким образом название главы - "Жизнь Сары", - казалось бы, по смыслу прямо противоположно ее содержанию. Но, как известно, названия глав Торы абсолютно точны, поэтому должна быть глубокая связь между между тем, о чем повествует эта глава, и истинной сущностью "жизни Сары".
Истинная жизнь вечна. Она не прекращается с уходом человека из этого мира, но продолжается, находя выражение в его потомках и в том, как впоследствии развиваются события в мире. С этой точки зрения именно события, происходящие после смерти человека, больше раскрывают смысл его жизни и проявляют ее истинную сущность.
Читая эту главу, повествующую о событиях, развивавшихся после смерти Сары, мы убеждаемся в вечности ее жизни. Мы видим, что Ривка, пришедшая в ее дом после ее кончины, продолжает идти по путям Сары. И даже чудеса, постоянно происходившие при ее жизни, теперь снова продолжаются - уже в заслугу Ривки.
Более того, все события, описываемые в этой главе, подтверждают прижизненную правоту Сары.
Желанием Сары было, чтобы лишь ее единственный сын Ицхак получил благословение Всевышнего, поскольку именно он был носителем святости. В противоположность этому, Авраам был отцом и других народов (потомков Ишмаэля и сыновей Кетуры) и пекся о благополучии всех своих сыновей. Сара возжелала изгнать из дома "сына наложницы", Авраам же был весьма обеспокоен этим и молился за благополучие Ишмаэля.
События, о которых рассказывает глава "Хайей-Сара", подтверждают именно правоту Сары. Начинается глава с рассказа о покупке пещеры Махпела. Изначально в ней были похоронены Адам и Хава, праотцы всего рода человеческого. Теперь же мы видим, что это место Авраам выбрал для захоронения своей жены Сары, и в дальнейшем там были похоронены лишь праотцы и праматери еврейского народа - в полном согласии с желанием Сары о благословении именно потомков ее сына Ицхака.
Затем заходит рассказ о миссии Элиэзера. Элиэзер, был лучшим из учеников Авраама, о нем сказано, что он "поил учением своего учителя других", и он удостоился Свыше многих чудес, но когда он захотел, чтобы учитель женил своего сына Ицхака на его дочери, ему было отказано. Как объяснил сам Авраам: "Сын мой благословен, ты же проклят1, и проклятый не соединится с благословенным".
И в заключение главы также говорится о правоте Сары: "...отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку". Поэтому и называется она "Жизнь Сары", ибо именно в ней раскрывается вечность и правота ее жизни.
(Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в "Ликутей сихот", т. 15, стр. 145. Изложение р-на Давида Эльдина


2.    Сара - пример жизни

Хотя глава называется «Жизнь Сары», она фактически начинается с ее смерти. Необычно и первое предложение «И было жизни Сары 100 лет и 20 лет и 7 лет – это годы жизни Сары». Почему возраст праведницы сообщается не одним числом, а тремя? И почему, лишь с малыми нюансами, дважды говорится о «жизни Сары»? Комментаторы дали этому три объяснения.
Все три утверждают, что Тора здесь восхваляет Сару за ее совершенство, но каждое из них выделяет особый его аспект. А в целом мы имеем возможность убедиться на конкретном примере, как праведность возвышает человека над потоком  быстротекущего времени.
Итак, обратимся к мидрашам,  раскрывающим внутренний смысл текстов Торы в дополнение к их прямому пониманию.
ПЕРВЫЙ МИДРАШ
«И было жизни Сары 100 лет и 20 лет и 7 лет – это годы жизни Сары» (Брейшит, 23:1) – на эту фразу мидраш дает следующий комментарий: «“Б-г знает дни праведных и их наследие пребудет вовек” (Псалмы, 37:18), то есть так же, как они праведны, так и их годы праведны. В 20 она (Сара) была красива, как в 7, а в 100 так же свободна от греха, как в 20». (Согласно другому мнению она была прекрасна в 100 лет, как в 20, и в 20 лет безгрешна, как в 7).
Многие комментаторы, включая Раши, говорят, что таким образом объясняется троекратное повторение слова «лет». Поэтому далее процитирован стих из Псалмов «Б-г знает дни праведных (совершенных)». Это подразумевает, что определение «совершенный» может характеризовать сами дни: каждый день в жизни праведника сам по себе совершенен. Такое мнение подтверждает и само построение начальной фразы главы, которое таким образом намекает, что все годы ее жизни были равны в своем совершенстве. Но в подобном объяснении содержится целый ряд трудностей.
1. Мидраш говорит: «так же, как они праведны, так и их годы праведны». Но, если праведность здесь означает свободу от греха, то праведность (совершенство) человека и праведность (совершенство) его дней являются одним и тем же. Однако мидраш пользуется языком сравнения – «так же, как», предполагая тем самым, что речь идет о двух разных вещах.
С другой стороны, если понимать под совершенством физическую красоту, то мидраш, безусловно, затруднителен для понимания, ведь, хотя Сара и могла быть так же прекрасна в 100 лет, как в 20, но это нельзя отнести ко всему периоду между этими датами, ибо было время, когда красота Сары поблекла (Брейшит, 18:12). Так что, хотя в 100 лет она и могла быть совершенной, но к ее годам (предшествующим) это не относится.
2. Подразумеваемое выражение «годы их совершенны» является странным, так как обычно оно воспринимается как совершенство самих лет. Но мидраш здесь использует эту фразу для обозначения совершенства человека на протяжении этих лет.
3. Кажется, что переход, который делает мидраш от выражения «дни праведников» к выражению «так и их годы совершенны», ничем не оправдан. Хотя цитата, содержащая слово «дни», и приводится для объяснения встречающегося в главе слова  «годы», было бы, безусловно, более логично использовать слово «дни» для объяснения фразы, упоминающей «дни праведников».
ВТОРОЙ МИДРАШ
Дав первое объяснение, мидраш добавляет второе: «другое объяснение – Б-г знает дни праведников». Это относится к Саре, которая была совершенна в своих действиях, как сказал рабби Йоханан: «подобно телице без порока».
На первый взгляд, есть два различия между этим и предыдущим объяснениями:
а) Первое объяснение применяет определение «совершенный» к дням, а второе – к людям.
б) Первое объяснение понимает совершенство как нечто всеобъемлющее, включающее и чисто физическое качество красоты, в то время как второе относит совершенство лишь к добрым делам.
Но и во втором мидраше есть проблемы:
1. Понятно, что второй комментарий должен добавить нечто новое к нашему пониманию фразы «Б-г знает дни совершенных». Но что же фактически он добавляет помимо очевидной информации вроде «лишь тот, кто действительно совершенен, может считаться совершенным»?
2. Что добавляет к нашему пониманию данного мидраша сделанное рабби Йохананом сравнение с «телицей без порока»?
3. Мидраш, относя стих Псалмов к Саре, на первый взгляд, разъясняет сам этот стих, а не фразу из нашей главы, что было его первоначальной задачей.
ТРЕТИЙ МИДРАШ
Объяснив троекратное повторение слова «годы» в рассматриваемой фразе, мидраш переходит к комментарию кажущегося лишним в этом контексте выражения «это годы жизни Сары». Он связывает это выражение со второй частью стиха из Псалмов: «и их наследие пребудет вовеки». Мидраш говорит: «Для чего Тора добавляет “это годы жизни Сары”? Чтобы сообщить нам, что жизни праведников драгоценны для Г-спода как в этом мире, так и в мире грядущем».
Но это тоже требует разъяснения.
1. Факт, что праведники имеют долю в грядущем мире, равно как и то, что их существование там драгоценно для Г-спода, очевиден. Зачем же мидраш сообщает нам об этом, да еще приводит в доказательство стих из Псалмов?
2. Мы можем согласиться с тем, что намек на грядущую жизнь заключен в повторении самого слова «жизнь» в разбираемой фразе («И было жизни Сары …это годы жизни Сары»). Но откуда следует дополнительная информация о том, что жизни праведников в грядущем мире драгоценны для Г-спода?
3.  Какова связь между двумя не связанными друг с другом на первый взгляд толкованиями заключительной части фразы из недельной главы: между ее простым смыслом, относящимся к жизни Сары в этом мире, и толкованием мидраша, говорящим о ее грядущей жизни?
СОХРАНЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВА
Мы сможем найти ответы на эти вопросы, если вначале разберем следующее: как человек, оказавшийся в обстановке, губительной для его внутреннего уровня, может сохранить свою целостность? У него есть для этого три пути:
1. Он может внутренне укрепить себя, чтобы не поддаваться влиянию окружающей среды. Но такая победа неполноценна, ибо если он ослабит контроль, то начнется капитуляция, иначе говоря, понизится его уровень.
2. Он может отделиться от окружающих. Но опять же эта победа лишь постольку, поскольку он удалился от всех искушений. Встретившись с ними лицом к лицу, он точно так же подвержен возможности падения.
3. И наконец, он может повлиять на свое окружение, поднять его до собственного уровня. Это и является полной победой над окружающей средой. Опасностей в этом случае удалось не только избежать, но и полностью устранить.
Таким же образом человек может сохранить себя от греха и даже от физического распада. Он может преодолеть законы времени. Во-первых, укрепляя себя духовно, человек способен преодолеть соблазны материального мира, но при этом остается потенциал греха, от которого можно уберечься только постоянной бдительностью. Вот почему мидраш, говоря о Саре, сообщает, что, когда ей было 100 лет, она была, как в двадцать. На этом уровне существует только подобие, а не полная идентичность между старостью и юностью.
Во-вторых, ведя жизнь, освященную сущностью души, а не ее внешними проявлениями, иначе говоря, уходя от материального, человек может преодолеть время и его физические эффекты. Но опять-таки это положение непостоянно, поскольку тело сохраняет свою связь с материальностью. И наконец, когда и тело, и его действия пронизаны духовностью, физическая природа человека не подавляется, а трансформируется, и все его существо приобретает вневременную духовность в отношениях с Б-гом. При этом не возникает даже возможности греха.
НЕИЗМЕННОСТЬ САРЫ
Вот почему мидраш объясняет, что Сара была в 100 лет, как в 20, только после цитаты из Псалмов, дополненной разъяснением, что «как сами они совершенны, так и годы их совершенны». Только через совершенство всей жизни можно достичь того состояния неизменности, которое характеризует Сару. А повторение слова «лет» в первой фразе главы говорит, что каждая из приведенных цифр (100, 20 и 7) сравнивается с другими: в 100 лет Сара была также далека от самой возможности греха, как в 20 или как в 7. Иными словами, она достигла высшей из трех ступеней целостности.
Но как это согласуется с тем фактом, что она была подвержена изменениям и что был период, когда она утратила свою красоту? На иврите слово «шнотам», «их годы», означает также «их изменения». Тем самым мидраш приобретает дополнительный смысл, сообщая нам, что даже «их изменения совершенны». Хотя (а может быть, именно поэтому) внешне праведники также меняются, эти перемены лишь помогают раскрыть их внутреннее постоянство, ибо свет, излучаемый их душами, не тускнеет.
КОНЕЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВО
В применении к праведникам выражение из Псалмов (84:8) «идти от силы к силе», означает, что их жизнь представляет собой не просто развитие на каком-то определенном уровне, но постоянный прогресс и подъем на более высокие ступени служения Всевышнему. В таком случае можно ли расценивать как похвалу Саре утверждение, что все ее годы были равны в своем совершенстве? Ведь такое равенство подразумевает отсутствие прогресса!
Именно эту проблему призван разрешить второй мидраш. Говоря нам, что на момент своей смерти Сара достигла «совершенства в ее действиях», он указывает, что она достигла того уровня совершенства и близости к Б-гу, на котором становится возможным ретроактивно довести до совершенства все ее прошлые действия (подобно тому как истинное раскаяние превращает прошлые грехи в заслуги). Таким образом, второй мидраш идет дальше первого: первый говорит о свойстве, общем для всех праведников, а второй относится только к Саре, которая пошла дальше общего уровня и фактически трансформировала предыдущие действия финальным раскаянием. И именно поэтому Рабби Йоханан добавляет сравнение с «телицей без порока», ведь как раз принесением в жертву телицы достигалось ретроактивное искупление всего еврейского народа со времен Исхода из Египта.
ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ
Но проблема все-таки остается. Каждому отведен свой срок жизни, и пределами этого срока определяется работа, которую человек должен стремиться совершить в этой жизни. Но Сара умерла преждевременно, ибо, согласно объяснениям мудрецов, «душа покинула ее», когда она услышала, что ее сын Ицхак связанным возложен на жертвенник.
Если она не прожила полностью отведенный ей срок и не успела завершить поставленные задачи, то как мы можем назвать ее жизнь совершенной?
Мидраш сообщает, что для ответа на этот вопрос Тора и добавляет фразу «это годы жизни Сары», так как «жизни праведников драгоценны для Б-га и в этом мире, и в мире грядущем». Иными словами, праведник, умерший преждевременно, может завершить свою работу даже в грядущем мире. Точно так же награда за создание духовных ценностей воздается покинувшим этот мир, а добрые дела сына или дочери помогают умершим родителям.
ВЕЧНЫЙ ДУХ
И наконец, осталось лишь одна проблема. Время в этой жизни дается нам не только для того, чтобы совершить определенное количество добра, но еще и для того, чтобы нашими действиями освятить само время. День, посвященный выполнению заповедей, есть день, соответствующий цели его существования. Следовательно, несмотря на то что Сара могла завершить выполнение своей задачи в грядущем мире, время в этом мире осталось неосвященным и, значит, несовершенным.
Именно поэтому разбираемая фраза из Торы после упоминания лет жизни Сары продолжает «это годы жизни Сары». По мнению мидраша, последнее относится к ее жизни в грядущем мире. Тем, что Тора считает ту жизнь продолжением прожитых ею лет, она сообщает нам, что и после смерти влияние святости Сары продолжало сохраняться. Праведная жизнь не заканчивается смертью: она освещает все, что после нее.
Из бесед Любавичского Ребе.


3.    Помоги себе сам

Р-н Йоси Голдман
"Б-г помогает тем, кто помогает себе сам". Является ли это утверждение богохульством? Отрицает ли оно присутствие руки Б-жьей в наших успехах? Мне вспоминается один разговор с одним самозванным атеистом, цинично использовавшим это выражение в том смысле, что все его значимые достижения были только делом его собственных рук и не имели никакого отношения к Б-гу.
Я позволю себе с этим не согласиться. На мой взгляд, "Б-г помогает тем, кто помогает себе сам" – это вполне религиозное утверждение. Его значение в полной мере согласуется с традиционной еврейской философией. Б-г, конечно, помогает нам в достижении целей, но Он требует, чтобы сначала мы помогли себе сами. Если мы будем просто сидеть сложа руки и ждать чудес, то будем очень разочарованы.
"И благословит тебя Г сподь, Б г твой, во всем, что ты будешь делать"1 - эти слова все объясняют вполне недвусмысленно. Благословения приходят к нам от Б-га, но надо что-то делать, чтобы они пришли. Конечно, мы верим в чудеса, но мы не должны рассчитывать на них. Сочетание нашей усердной работы с Б-жественным благословением – вот идеальная дорога к успеху.
Классический тому пример – фермер. Он может пахать и сеять и потеть круглыми сутками, но если не будет дождя - ничего не вырастет. И наоборот, все дожди мира не смогут вырастить ничего, если фермер предварительно не посадит это в землю. Только если фермер сделает свою работу, а с небес польется дождь, можно ожидать обильного урожая. И то же самое везде, в независимости от того, фермеры мы или предприниматели, ремесленники или интеллигенция, работники или работодатели.
Существуют такие религиозные идеологии, которые не одобряют медицинское вмешательство в случае болезни. Они рассматривают это как недостаток веры в великого Целителя всякой плоти. Более того, в моем городе прямо сейчас идет судебное разбирательство из-за того, что врачи сделали ребенку, находящемуся в критическом состоянии, переливание крови, несмотря на то, что родители были против этого по религиозным соображениям. Иудаизм утверждает, что в то время как Б-г, конечно, Высший Целитель, Он предпочитает действовать через усилия заслуживающих доверия врачей.
Глава Торы "Хайей Сара" рассказывает о том, что Ицхак взял в жены Ривку: "И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери". Раши, ссылаясь на Мидраш, объясняет, что в этой фразе содержится больше, чем кажется на первый взгляд. Когда она вошла в шатер, это было так же, как если б она была Сарой, матерью Ицхака. Дело в том, что заслугу своей праведности Сара была награждена тремя особыми чудесами. Ее субботние свечи горели всю неделю до наступления следующего Шабата; тесто, из которого она пекла халы, несло в себе благословение; а облако Шхины (Б-жественного Присутствия) не отходило от ее шатра. Когда Сара умерла, эти благословения исчезли. Когда появилась Ривка, они тут же вернулись назад. В сущности, это был очевидный знак Ицхаку, что Ривка его настоящая суженая, и что этот шидух был заключен на небесах.
Тем не менее, каждое из этих чудес требовало некого предварительного человеческого участия. Свеча должна быть зажжена, тесто должно быть замешано, а шатер должен быть установлен перед тем, как Б-г вмешается и сотворит все эти чудеса. Другими словами, Он помогает нам, но мы должны сначала помочь себе сами.
Это как в истории про человека, неистово просившего Б-га послать ему выигрыш в лотерею. По прошествии долгого времени, не дождавшись выигрыша, он потерял и веру, и терпение. В мучительном разочаровании он излил свои чувства Всевышнему: "Б-же! Месяцами я молился тебе. Почему Ты не помог мне выиграть в лотерею?" В ответ с Небес раздался голос: "Потому что ты, болван, не купил билет!"
Конечно, выиграть в лотерею, увы, не так просто, но на самом деле это касается всех наших начинаний. Б-г помогает тем, кто помогает себе сам. Будем делать то, что зависит от нас, а уж Он, дай-то Б-г, позаботится об остальном.
Перевод Анны Каллер

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.