Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Пкудей

                       

Тема занятия:  «СООРУЖЕНИЕ СВЯТИЛИЩА»

(по «Шмот», 39:32) Недельный раздел « Пкудей»

 

                                              «Семьдесят ликов Торы» 

                                                            Институт Изучения Иудаизма в СНГ

под руководством раввина А. Штейнзальца

 

Варианты перевода:

ЭТИМ КОНЧИЛАСЬ ВСЯ РАБОТА ДЛЯ СКИНИИ ШАТРА СОБОРНОГО; И СДЕЛАЛИ СЫНЫ

ИЗРАИЛЕВЫ [ВСЕ]; КАК ПОВЕЛЕЛ Г-СПОДЬ МОШЕ, ТАК И СДЕЛАЛИ. (Д. Йосифон)

 

И ЗАВЕРШЕНА БЫЛА ВСЯ РАБОТА СКИНИИ, ШАТРА СОБРАНИЯ; И СДЕЛАЛИ СЫНЫ ИСРАЭЛЯ [РАБОТУ]; ВО ВСЕМ, КАК ПОВЕЛЕЛ Г-СПОДЬ МОШЕ, ТАК СДЕЛАЛИ ОНИ. (Ф. Гурфинкель)

 

И ЗАВЕРШИЛАСЬ ВСЯ РАБОТА ПО СООРУЖЕНИЮ ШАТРА, ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ – А СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СДЕЛАЛИ [ВСЕ] ТАК, КАК Б-Г ПОВЕЛЕЛ МОШЕ, В ТОЧНОСТИ ТАК. (П. Гиль)

 

Комментарии:

Раши: И сделали сыны Исраэля – работу, как повелел Г-сподь.

Р. Элияѓу Мизрахи: Если бы было сказано «все, что повелел», этот оборот исполнял бы функции

недостающего здесь прямого дополнения. Но сказано иначе: «все, как повелел»,– и это сообщает лишь о том, что они не отклонились от указаний, но сказуемое все еще требует дополнения. Раши восполнил этот пробел, тем более что в самой структуре предложения содержится намек на

недостающее.

«Беэр Ицхак»: Как повелел Г-сподь Моше – Здесь начало новой фразы, а ее окончание – так и сделали. Ведь если бы структура фразы была такой: «И сделали сыны Израилевы все, как повелел Г-сподь Моше…», – то заключительный оборот «…так и сделали» был бы излишним. По этой причине слова «как по велел Г-сподь Моше» завершаются оборотом «так и сделали», а предшествующая им фраза («И сделали сыны Израилевы...») является прерванным оборотом,в котором недостает прямого дополнения

– «работу».

«Маскиль ле-Давид»: Наш учитель [Раши] разрешил трудность посредством вкрапления в стих слов «работу». Известно, что «работа» может быть двух видов: работа - приношение (пожертвования. – Прим.пер.) и работа-сооружение (строительство Святилища, «Шатра соборного». – Прим. пер.). Если в работе-приношении принимал участие весь народ, то работа - сооружение была уделом мастеров, «мудрых сердцем», как сказано: «И сделали сыны Израилевы [работу-приношение], как повелел Г-сподь Моше; так и [мастера] сде ла ли [работу]». Последний оборот подчеркивает, что «мудрые сердцем» мастера также исполнили работу-сооружение в соответствии с повелением Г-спода.

Рамбан: И сделали сыны Израилевы все, как повелел Г-сподь Моше, так и сделали – Всякий раз, когда речь идет о ревностном соблюдении заповедей, в тексте появляется удвоение. Так, например, во фрагменте, посвященном принесению пасхальной жертвы, сказано: «…и сделали сыны Израиля – как повелел Г-сподь Моше и Аѓарону, так и сделали» (12:28). Этот оборот – «так и сделали» – всегда используется в Торе для подчеркивания ревностного соблюдения заповедей. Во фрагменте, посвященном исчислению народа, также сказано: «И сделали сыны Израиля – все, как Г-сподь повелел Моше, так и сделали» («Бемидбар», 1:54). И во__ фрагменте о двенадцати посохах вождей израильских колен: «И сделал это Моше; как повелел ему Г-сподь, так и сделал» (там же, 17:26).

«Ѓа-эмек давар»: И сделали сыны Израилевы все; как повелел Г-сподь Моше, так и сделали. Учитывая то воодушевление, с которым сыны Израиля ожидали появления Шхины, Б-жественного

присутствия, в их среде, можно было бы ошибочно предположить, что ради этого они были готовы предпринять все возможное и невозможное, сообразно с их душевными порывами. Поэтому Тора

подчеркивает, что «как повелел Г-сподь Моше, так и сделали», – ровно столько, и ни на йоту более.

«Аин тахат аин»: Как повелел Г-сподь Моше, так и сделали – Этот языковый штамп сообщает не о полной идентичности, а, скорее, о приближенном соответствии. Поэтому в стихе нет противо-

речия. Исполняя заповедь, невозможно сделать все в абсолютном соответствии с полученным указанием. В частности, это относится к последовательности, в которой должны совершаться работы. Например, в разделах, содержащих «повеления», описание Святилища предваряет описание его предметов. Однако в разделах, посвященных реализации заповеди, порядок обратный. Мастера, занимавшиеся строительством Святилища, – не роботы и не автоматы. Используя интеллектуальный

потенциал, они поступали соответственно духу и характеру заповедей. Эту же мысль подчеркивали и мудрецы, от глаз которых не скрылись несоответствия между этими эпизодами.

Вавилонский Талмуд («Брахот», 55а): Бецалель получил имя благодаря своей мудрости. Моше сказал ему: «Сделай Ковчег, принадлежности и Святилище». Тот ответил: «У людей принято сначала построить дом, а затем вносить в него утварь. Ты же говоришь: “Сделай Ковчег,принадлежности и Святилище”. Куда я внесу принадлежности, которые изготавливаю?!» Воистину так хотел сказать Б-г:

«Сделай Святилище, Ковчег и предметы». Ответил Бецалелю Моше: «Воистину ты – бе-цель-Эль (букв. “под сенью Б-га”) и постиг это!»

Ш.-Р. Ѓирш: Моше проверил всю работу по ее завершении и заметил, что она имеет две отличительные особенности. Во-первых, мастера в точности выполнили ее; каждая мельчайшая деталь свидетельствовала об их преданности заповеди. Во-вторых, «как Всевышний приказал, так они

и сделали». Их рвение и энтузиазм были полностью подчинены воле Всевышнего. Не было ни малейшей попытки внести в работу свои собственные идеи и свою индивидуальность. Напротив, каждый из мастеров почитал своим высшим достижением послушно, скрупулезно и точно воплотить не свою идею, но повеления Б-га. Свобода в подчинении, подчинение при полной свободе – вот что заставляет с радостью осознавать собственную силу и составляет самую важную особенность

морального совершенства в поступках еврея. Это то, что характеризует человека как «раба Б-га».

 

Вопросы:


*Какую текстовую лакуну заполняет своим комментарием Раши и зачем?

* Какие синтаксические разбивки этого стиха возможны? Как они влияют на смысл?

* Сколько самостоятельных предложений содержит стих – два или три?

* Насколько оправдано использование в святом тексте литературных приемов – «удвоений», «языковых клише»?

* Кто способен лучше исполнить повеление – человек или автомат?

* Не выглядит ли поступок Бецалеля дерзким по отношению к Небесам?

* Допустимо ли применять логику при исполнении воли Всевышнего? Где границы допустимого?

* Кто из авторитетов выступает против спонтанных актов в служении Творцу?

* Что, по мнению Ш.-Р. Ѓирша, составляет самую важную особенность морального совершенства в поступках еврея?

* Душевный порыв, острое религиозное переживание, спонтанный эмоциональный выплеск – все это является высшей формой в служении Творцу или, наоборот, способно привести к нарушению нормативных предписаний?

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.