Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Ноах

Всевышний велит Ноаху, единственному праведному человеку на земле, построить гигантский ковчег, поскольку всемирный потоп сотрет всякую жизнь с поверхности земли. Ковчег же должен стать убежищем для Ноаха и его семьи, а также для животных - по паре от каждого вида.
На протяжении сорока дней и ночей льет дождь, и затем вода прибывает еще на протяжении ста пятидесяти дней, пока не успокаивается и не начинает спадать. Из окна ковчега, севшего на горе Арарат, Ноах выпускает сначала ворона, а затем несколько раз голубя, чтобы "увидеть, ушла ли вода с поверхности земли". Когда почва полностью высыхает - спустя 365 дней после начала Потопа - Б-г повелевает Ноаху и его семье выйти из ковчега и вновь заселить землю.
Ноах возводит жертвенник и приносит жертву Всевышнему. Б-г клянется больше не уничтожать все человечество за их поступки и устанавливает радугу знаком нового союза с человечеством. Ноах получает Свыше заповеди, среди которых запрет убийства и запрет есть мясо или кровь еще живого животного, хотя в принципе мясо животных после Потопа разрешается людям для употребления в пищу.
Ноах насаждает виноградник и пьянеет от вина. Два его сына, Шем и Йафет, прикрывают наготу своего отца и получают вслед за тем благословение Ноаха. Уделом Хама, надругавшегося над отцом, становится проклятие.
На протяжении десяти поколений потомки Ноаха остаются единым народом с одним языком и культурой. Затем, восстав против Творца, они возводят огромную башню как символ своей несокрушимости. Б-г смешивает их язык, и они перестают понимать друг друга. В результате этого люди забрасывают строительство башни и рассеиваются по земле, образуя семьдесят народов.
Глава "Ноах" завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Аврама и рассказом о путешествии семьи Аврама из Ур-Касдима в Харан по дороге в землю Кнаан.


Основные уроки недельной главы:

1.    И был на Земле один язык http://www.jewishsib.com/community/
2.    Источники бездны и окна небесные http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/1317744
3.    Не возвращаться к ошибкам Ноаха http://toldot.ru/jfamily/forchildren/forchildren_8923.html


1.    И был на Земле один язык
Р-н Дов-Бер Хаскелевич
Родословная народов мира заканчивается в Торе, в книге Бытия – Брейшит, словами: "Это семейства сынов Ноаха по родам их, по народам их. От этих разделились народы на земле после потопа". В Торе даются родословные трех сынов Ноаха: Шема, Хама и Йефета. Любой народ, на каком бы континенте он ни жил, неизбежно ведет свое происхождение от этой древней семьи.
 
После родословной потомков Ноаха в Торе идет рассказ о Вавилонском столпотворении. Рассказ начинается словами: "И была по всей земле речь одна и одни и те же слова" (11:1). Затем рассказывается о построении башни "главою до небес": "И сказал Б-г: “Ведь народ один и речь у всех одна… А теперь не будет для них ничего невозможного – что бы они ни вздумали делать. Сойдем же и смешаем там речь их, чтобы один не понимал речи другого”" (11:6-7).
 
О происхождении народов исследователи чаще всего судят по их языкам. Лингвисты подразделяют многие азиатские и африканские языки на семитические – по имени Шема или Сима – и на хамитские – по имени Хама, сынов Ноаха. К семитической группе языков относятся древнееврейский, древневавилонский, ассирийский, арамейский, различные арабские диалекты, амхарский язык в Эфиопии и некоторые другие. Хамитскими являются относятся древнеегипетский, коптский, берберский языки, а также многие другие африканские языки и диалекты.
 
В настоящее время, правда, в науке существует тенденция объединять хамитские и семитические языки в одну семито-хамитскую группу. Народы, происходящие от Йефета, говорят, как правило, на индоевропейских языках. К этой группе относится подавляющее большинство европейских языков, а также многие из языков народов Азии: иранские, индийские, тюркские.
 
В первой половине ХХ века русский лингвист, этнограф и археолог Николай Яковлевич Марр ввел даже термин "яфетические языки" (по имени Йефета) для обозначения родства языков Закавказья с языками семитическими и хамитскими.
 
Что это был за "единый язык", на котором разговаривали все люди мира? Иешуа Штейнберг, в свое время инспектор виленского Еврейского учительского института, опубликовавший в конце XIX века "Пятикнижие Моисеево" с русским переводом и кратким комментарием, ограничился кратким замечанием.
 
"Немало именитых лингвистов подразумевали под этим общечеловеческим языком язык еврейский на том, между прочим, основании, что многие собственные имена первобытного мира, сохранившиеся в языках всех народов изгнания, построены из корней языка еврейского".
 
Согласно традиции иудаизма "Единый язык", на котором говорили люди до разделения на народы, был "Священный язык". То есть тот язык, на котором позднее говорили пророки и на котором написано Священное Писание. Рабби Иеуда а-Леви, великий еврейский философ, поэт и лингвист XII века, суммировал эту традицию в своей книге Кузари. Священный язык – это язык, на котором Создатель говорил с Адамом, и люди на нем говорили вплоть до Вавилонского столпотворения.
 
На факт использования, согласно Торе, древнееврейского языка первыми людьми указывает и Писание, где обнаруживается игра слов, не переводимая на другие языки. Так, жена называется по-древнееврейски иша от иш (муж), что указывает на единство и святость брачного союза. Имя Адам (человек) – отадама (земля), Хава (по-русски Ева) – от хай (живое), "ибо она была матерью всего живого", Каин – от канити (я приобрела) и так далее. Этот язык получил название иврит по имени Эвера, потомка Шема, ибо Эвер сохранил этот язык, передав его Аврааму. Авраам пользовался священным языком только для святых целей. Обиходным же языком Авраама был арамейский, весьма близкий к священному языку, но – в результате всеобщего употребления – утративший чистоту, строгость и грамматическую стройность иврита.
 
Примерно то же можно сказать и о другом семитском языке – арабском. Арабский как живой язык превосходит иврит письменных памятников изобилием синонимов и наличием точных обозначений предметов и выражений. Этими достоинствами, безусловно, обладал и иврит в эпоху пророков. Поэтому, читая поэтические отрывки Писания, мы сталкиваемся с совершенно другой лексикой, зачастую со словами, которые встречаются в Писании только один раз. В результате длительного пребывания евреев в изгнании первоначальное богатство Священного языка было утеряно, и дошедший до нас язык Библии – это лишь уцелевший остаток древнего иврита. Такова традиция и точка зрения иудаизма, изложенная в книге Кузари рабби Иеуды а-Леви.
 
Ученые интуитивно давно осознавали происхождение языков мира из единого источника. Так, немецкий философ XVII века Готфрид Вильгельм Лейбниц, владевший многочисленными языками различных семейств, довольно много занимался вопросами родственных отношений языков и общей теорией языка. Лейбниц, хотя и отвергал "еврейскую теорию" происхождения языков, то есть библейскую теорию происхождения всех их от Священного языка – иврита, склонялся к признанию единого первоначального языка. Его он предпочитал называть "адамическим", то есть ведущим происхождение от Адама.
 
Что здесь имеется в виду, попробуем продемонстрировать на нескольких простых примерах. Мы говорим по-русски есть; по латыни est; по-немецки и по-английски is. Это все – языки индоевропейские. Перейдем, однако, к семитическим языкам: по-древнееврейски еш, по-арамейски ит или ис.
 
Шесть по-древнееврейски шеш, по-арамейски шит или шис, по-украински шiсть, по-английски six, по-немецки sechs. Слово семь по-английски seven, по-немецки sieben, по-древнееврейски шева.
 
Или возьмем более сложный пример. Слово идея, заимствованное из древнегреческого языка, имеет параллельный корень в древнееврейском. Де'а по-древнееврейски означает "знание", "мнение". В древнееврейском языке, а также в других семитических языках, корень этого слова, состоящий из трех букв йод, далет и аин, имеет довольно широкое употребление: Йоде'а – "он знает", яда – "знал", йивада – будет известно. Обратим внимание, что и в русском языке существует глагол ведать, то есть "знать", и по-древнеиндийскиведы также означает "знание". По-немецки wissen – "знать", а в английском языке этот корень фигурирует в словах wise – "мудрый", wisdom – "мудрость".
 
Подобные наблюдения уже давно навели специалистов на такую мысль: если не все языки мира, то, по меньшей мере, подавляющее большинство имеют родственное – общее – происхождение.
 
В 1924 году академик Марр выдвинул теорию происхождения всех языков мира от единого языка-прародителя. Несмотря на то что "новое учение о языке" – теория Марра находилась в полном соответствии с марксистской идеологией и была "официально" признана в Советском Союзе, Сталин осудил ее как "реакционную". Согласно БСЭ "…научная несостоятельность теории Марра была убедительно показана во время лингвистической дискуссии, проходившей в июне 1950 года, в работе участвовавшего в ней И.В. Сталина “Марксизм и вопросы языкознания”".
 
Сталинская БСЭ обходит молчанием вопрос о том, каким образом теория, создававшаяся на протяжении полувека, была отвергнута и признана "научно несостоятельной" в результате дискуссии, продолжавшейся всего один месяц – июнь 1950 года, – при участии Сталина, имевшего к языкознанию едва ли косвенное отношение.
 
В сравнительно недавней публикации американского журнала "Мидстрим" доктор исторических наук Роман Бракман утверждает: Сталин возненавидел Марра за то, что в 1896 году тот выступил в грузинском журнале "Иверия" с утверждением, что грузинский язык имеет семитическое происхождение и что древнее название Грузии – Иверия – происходит от библейского Эвера, прародителя евреев.
 
Не так давно газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала обширную статью ее научного обозревателя Джона Нобла Уилфорда под заголовком "Языковеды добираются до зачатков языков". Речь в ней идет, главным образом, о работе профессора Виталия Шеворошкина из Мичиганского университета и группы лингвистов – последователей так называемой "ностратической школы".
 
Доктор Виталий Шеворошкин, приехавший в Соединенные Штаты из СССР в середине 1970 годов, был в прошлом сотрудником советского языковеда Аарона Долгопольского. Долгопольский и другой советский лингвист – Владислав Свитыч-Ильич – в 1963 году составили независимо друг от друга небольшой словарь "ностратического" языка. "Ностратическим" эти ученые называют некий первобытный протоязык, от которого произошли семито-хамитские, индоевропейские, урало-алтайские и другие языки.
 
На Западе кое-кто высказывал сомнения по поводу ностратических методов исследования языков. Между тем, лингвисты СССР продолжали свои исследования, и им даже удалось восстановить другой протоязык – "Дене-кавказский", который являлся прародителем китайского и ряда других азиатских языков.
 
С другой стороны, американский лингвист Джозеф Гринберг, пользуясь подобными методами анализа, показал, что языки коренного населения Америки происходят из трех протоязыков, один из которых – "На-Дене" – родственен "Дене-кавказскому", а другой – ностратическому.
 
Разумеется, наука вправе иметь дело с рабочими теориями и гипотезами, которые раньше или позже могут быть доказаны или опровергнуты. Однако интуитивное стремление ученых хотя бы частично воспроизвести "единый язык" человечества, согласно Торе существовавший на земле до разделения человечества на народы, является, на наш взгляд, довольно примечательным.
 


2.    Источники бездны и окна небесные

Развитие науки в преддверии эпохи Машиаха

Любавичский Ребе, рабби М.М. Шнеерсон; переведено в сокращении
Написано в Торе: "В шестисотый год жизни Ноаха... разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились". По этому поводу говорится в книге Зогар: "И в шестьсот лет шестого тысячелетия раскроются врата мудрости свыше и источники мудрости внизу, и приготовится мир к вступлению в седьмое тысячелетие..." Здесь упомянуты два аспекта: "врата мудрости свыше" и "источники мудрости внизу" (на которые намекают слова "окна небесные" и "источники бездны"). "Мудрость свыше" означает мудрость Торы, а "мудрость внизу" – светские науки.
И на самом деле в это время произошло еще большее раскрытие мудрости Торы, а именно – ее внутренних аспектов. И на это же время приходится также начало еще большего развития светских наук.
Однако же не все тут ясно. Можно понять, каким образом раскрытие внутренних аспектов Торы является подготовкой "к вступлению в седьмое тысячелетие": поскольку с приходом Машиаха "полна будет земля знанием Б-га, как вода покрывает море", то вполне логично, что перед его приходом, в качестве подготовки, произойдет раскрытие сокровенного уровня Торы, подобное раскрытию Торы Машиаха. Но какое отношение к "вступлению в седьмое тысячелетие" имеют научные открытия и научный прогресс?
Кроме того, поскольку в Зогар эти две идеи упоминаются вместе, то между ними, очевидно, существует связь. То, что в вышеуказанное время началось новое раскрытие мудрости Торы как подготовка к приходу Машиаха, явилось в свою очередь причиной нового развития светских наук. Но необходимо понять, в чем же может заключаться связь между ними, ведь научная мудрость неизмеримо ниже по уровню ("внизу"), чем мудрость Торы ("свыше") и в особенности, если речь идет о ее внутренних аспектах.
Как сказано в Мидраше, весь мир и все, что его наполняет, был сотворен "ради Торы и ради Израиля". И "все, что создал Всевышний в мире своем, – создал Он во славу Себе" . Поэтому наивысшее предназначение каждой сотворенной вещи заключается в том, чтобы она была использована евреем для служения Творцу. То же самое относится и к светским наукам. Их развитие было предназначено для того, чтобы, как сказано в книге Тания , "использовать их для служения Б-гу или для изучения Его Торы" (однако, поскольку разум не всякого человека способен на такое, Алтер Ребе далее пишет в Тании: "И в этом причина того, что Рамбам, Рамбан и иже с ними занимались светскими науками", – то есть это является уделом особых людей из разряда вышеназванных, тот же, кто не относится к этому разряду, наоборот "оскверняет силы интеллекта – Мудрость, Понимание и Знание – своей Б-жественной души")1
Поскольку в книге Зогар ускоренное развитие наук связывается с идеей "вступления в седьмое тысячелетие", то польза от этих наук, применимая в служении Всевышнему, должна выражаться в чем-то, что является подготовкой к тому новому, что раскроется в мире с приходом Машиаха.
Одно из главных предначертаний, которые воплотятся с приходом Машиаха, это то, что "и откроется слава Б-га, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Б-га" . То есть раскрытие Б-жественности в грядущем будет заключаться не только в том, что, как говорилось выше, "полна будет земля знанием Б-га", но также в том, что "всякая плоть", то есть физическая материя увидит, "что изрекли уста Б-га". Это означает, что раскрытие Б-жественности будет очевидно не только для духовного умственного созерцания, но станет физически видимым для человеческих глаз . И даже более того, поскольку сказано, что "увидит всякая плоть", а не "увидят глаза всякой плоти" (как, скажем, в словах "и узрят наши глаза" ), то из этого следует, что не только "материальные глаза", но и сама материальная плоть увидит, "что изрекли уста Б-га".
И связь между научным прогрессом и идеей "вступления в седьмое тысячелетие" заключается в том, что использование наук "для служения Б-гу или для изучения Его Торы" помогает подготовиться во всем, что связано со служением Творцу, к некому подобию того раскрытия, о котором сказано, что "увидит всякая плоть" (ощутимым физическим зрением).
Можно привести следующий тому пример. Не так давно были открыты природные явления (которые существовали в мире со дня его сотворения, но не были известны людям), использование которых позволяет голосу человека при помощи телефона или, в еще большей степени, при помощи радио быть моментально услышанным в совершенно другом, удаленном месте. Даже на другом конце света, на Луне и т.д. А более недавние изобретения позволяют даже видеть человека и все, что он делает.
Эти открытия в мире, позволяющие видеть человека и слышать каждое его слово в ту же секунду, что оно произносится, во всех концах света, дают людям реально ощутимую иллюстрацию идеи "ока видящего и уха слышащего" . Более того, уж если "око" земное может видеть (а "ухо" земное, соответственно, может слышать), что происходит во всех концах света, то уж тем более Высшее "око" (или "ухо"). "Давший человеку уши разве не услышит? Сотворивший глаза разве не увидит?" Ведь для Него нет ограничений. И что бы человек ни делал, даже укрывшись за семью дверями, – в эту же секунду "око видит и ухо слышит" и "все деяния записываются в книгу".
И когда у человека есть столь ощутимый пример, то для него осознание того, что "вот Всевышний над ним..., и Он смотрит на него и испытывает почки и сердце, служит ли он Ему, как подобает", не ограничивается лишь пониманием его разума (что не всегда обладает полным эффектом воздействия на человека). Оно становится гораздо ближе к физическим чувствам человека и, естественно, больше воздействует на его эмоции и на его мысли, речи и действия.
Однако, поскольку в книге Зогар развитие наук связывается с раскрытием внутренних аспектов Торы и с "вступлением в седьмое тысячелетие", то это показывает, что именно в этом и заключается все предназначение этого развития (а тот факт, что у людей есть возможность использовать научный прогресс для других целей, объясняется исключительно с точки зрения свободы выбора). То есть, само по себе то, что мы можем использовать развитие наук в служении Б-гу в качестве поучительного примера (как в примере с радио) вовсе не является истинным предназначением научного прогресса. Истинное же предназначение развития науки заключается в том, чтобы сама наука использовалась для Торы и исполнения заповедей. Более того, поскольку Зогар связывает научный прогресс с раскрытием именно внутренних аспектов Торы, очевидно, что развитие наук предназначено в основном для раскрытия и распространения именно этих знаний.
Как уже говорилось выше, эра Машиаха приведет в мир раскрытие двух новых аспектов: "полна будет земля знанием Б-га, как вода покрывает море"; и это осуществится таким образом, что "и увидит всякая плоть" и т.д. Подобно этому, предназначение и главное достижение использования наук для распространения знаний о внутренних аспектах Торы (которые, как было упомянуто, являются подобием "Торы Машиаха") заключается в том, чтобы это раскрытие глубин Торы, являющееся подготовкой к раскрытию "Торы Машиаха", происходило (хотя бы в "подобии") таким образом, который отражает оба эти аспекта ("полна будет земля..." и "увидит всякая плоть..."). Например, когда радио используется для распространения учения о внутренних аспектах Торы, изучаемый предмет оказывается слышен физически и повсеместно. Более того, преподаваемое по радио учение хасидизма распространяется по всему миру, и даже там, где нет радиоприемника, чтобы принять трансляцию (поскольку, как известно, радиоволны, несущие голос учения, распространяются повсеместно, а радиоприемник лишь принимает и трансформирует их, но не создает голоса). Получается, что посредством использования научных технологий для распространения знаний о внутренних аспектах Торы достигается подобие того, что "полна будет земля знанием Б-га" – без ограничений, повсеместно; и это достигается таким образом, что "и увидит всякая плоть" – голос учения буквально в ту же секунду слышится физически.
Но даже вышесказанное все еще является примером использования научных достижений для чего-то другого, связанного в данном случае с Торой и ее Заповедями. Однако в науке как таковой мы не усмотрели пока ничего "Б-жественного". Истинное слияние науки и Торы означает возможность увидеть в самой научной мудрости некоторые из аспектов внутреннего смысла Торы. Вот один из главных примеров того, как это видно воочию. Во внутренних аспектах Торы раскрывается идея "простого единства" Всевышнего в мире. Несмотря на обилие творений, их множественность ничуть не противоречит абсолютному единству Творца. И на самом деле, наоборот: это обилие проистекает от "простого единства" Б-га, как это объясняется в различных источниках . Поскольку же сущность бытия этого мира – есть абсолютное единство Б-га, то это проявляется и в самой физической природе мира – в том, что ему присуще некое "единство".
И эта идея присущего миру единства (в сущности своей отражающего "простое единство" Б-га) все больше и больше раскрывается по мере развития современной науки. Когда-то считалось, что силы природы представляют собой множество отдельных видов энергии, и что вещество состоит из множества различных элементов. Однако чем больше развивается наука, тем более очевидным становится тот факт, что различие и множественность в составе элементов есть не более чем внешний аспект, имеющий отношение к способу соединения фрагментов вещества, их сжатию и расширению и т.д. И становится все меньше само количество базисных элементов вещества, выделяемых наукой. Вплоть до того, что становится признанным, что основа физического бытия состоит в соединении лишь двух аспектов: количества и качества (материя, несущая энергию, и сама энергия).
В этом и заключается связь между развитием светских наук и раскрытием внутренних аспектов Торы, знаменующая подготовку мира к "вступлению в седьмое тысячелетие". Раскрытие внутреннего смысла Торы автоматически влечет за собой развитие наук, поскольку тем самым достигается подобие "Торы Машиаха" (раскрывающей единство Всевышнего в мире); и достигается это способом, который подобен (по крайней мере) идее "и увидит всякая плоть". То есть мир становится вместилищем для единства Б-га, и в то же время становится видимым "единство" в самом мире. А это приводит к очевидному постижению того, что на самом деле это единство есть ни что иное, как "простое единство" Творца (раскрываемое во внутренних аспектах Торы). И благодаря этому – "приготовится мир к вступлению в седьмое тысячелетие" в самом скорейшем будущем.


3.    Не возвращайся к ошибках Ноаха

«Оцарот» , темы: Недельная глава, Оцарот, Ноах
«И стал Ноах земледельцем и насадил виноградник» (Ноах, 9:20)
Ноах мужем праведным и совершенным был своих поколениях. Перед Б-гом ходил Ноах, так свидетельствует святая Тора. Ноах был пророком, и нет у нас понятия о пророках. Нет у нас понятия также о танаях и амораях (мудрецы периода Мишны). Мы трепещем при имени Рашаш и святого Арии, и автора «Бейт Йосеф». Мы уверены, что святой Арии не делал ничего без предварительного намерения, что каждому делу автора «Бейт Йосеф» предшествовала мысль. И тем более это относится к деянию пророка, действию Ноаха, праведного и совершенного. И это подавно касается дела по восстановлению вселенной после ужасного разрушения, закладывания основ нового мира. В прилеплении к Б-гу, в трепете и обдуманном намерении посадил он виноградник.

Почему виноградник? Из всех плодов мира, овощей и злаковых, он выбрал посадку виноградника — не трудно догадаться, почему.
Потому что из винограда извлекают сок, веселящий напиток, радующий разум. Они так нуждались в нем после того разрушения, которое открылось их глазам: совершенное уничтожение человечества, животных, растений — всего.
И они нуждались в приободряющем и укрепляющем напитке после года заключения в ковчеге, года работы до изнеможения, ухода за всеми животными в мире.
А вино — напиток веселящий и радующий разум: «Говорят песню только на вино» (Трактат «Брахот», 35). На трапезе в честь обрезания и при бракосочетании говорят благословение на полный стакан вина. И Ноах, обязанный Творцу за чудо своего спасения, должен был спеть восхваление и поднять бокал вина с благословением.
Все это по нашим понятиям. Но в вине скрыты также возвышенные тайны. Праотец Авраам дал пир в честь обрезания Ицхака, Яаков был благословлен после вина, которое принес отцу. Йосеф послал своему отцу старое вино. На жертвенник возливают вино, и оно хранится для будущего избавления. Нет, не потому хотел Ноах посадить виноград вначале.
Но это действие, которое было так возвышенно, так благородно, засчиталось ему за грех и падение: «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Из человека праведного и совершенного, ходящего перед Б-гом, превратился в земледельца (Мидраш Берешит раба, 36:3). Но что плохого в этой посадке? Ответ простой и краткий: там была ошибка в выборе порядка предпочтений. Вино прекрасно, оно сладко и радует. Но в мире, разрушенном и пустынном, не сажают вначале виноградник, а сеют пшеницу, выращивают помидоры, сажают этрог. Когда есть основа, обычная еда, тогда обращаются к излишествам, к радости, к вину. И если было бы так, если была бы еда, хлеб и фрукты, было бы вино благословением, как сказано «Вино во время трапезы не опьяняет» (Иерушалаимский Талмуд, Трактат«Псахим», 10:6), и это уберегло бы от всех огорчений. Но сажать виноградник вначале — это нарушение порядка предпочтений.
Эта глава, как и все главы Торы, наставляет каждого еврея во все времена.
Уже много сказано о закладке основ. Дорог, предприятий, всех вещей, хороших и нужных, полезных и красивых. Но забывают главное — базу, основу. Ибо она нужна для народа, живущего в Ционе, евреям, укореняющимся в земле отцов. Но во что они сами делают вложения? Что вкладывают в воспитание миллиона с четвертью исраэльских детей? Что вкладывают в приближение к духовному наследию, в коренную культуру, в Тору. Ведь если не вкладывать в это, если забросить область духа, оставить духовную традицию, какой характер будет у народа через двадцать лет? Какой цвет будет у государства? Для кого будут прокладываться дороги и создаваться рабочие места? И как это верно для общества в целом, так это во много раз вернее для семьи и для личности. Каждый человек обязан сформировать порядок предпочтений.
Алаха запрещает есть до молитвы, это пример порядка предпочтений. Когда выбирают квартиру, например, надо поинтересоваться синагогой и религиозной школой, и кто будут товарищами детей, до того, как интересоваться остальными деталями. Когда интересуются местами отдыха, надо выяснить кашрут и духовное состояние места, и как там обстоит дело с субботой, прежде, чем считать звездочки гостиницы. Короче, скажи мне порядок твоих предпочтений, и я скажу, кто ты. (Мааян ашавуа) Восхваление последовательности «Совершенным был в своих поколениях, перед Б-гом ходил Ноах» (Ноах, 6:9) Совершенным был он и последовательным. И объяснял рав, автор книги «Брит Авраам», благословенна память праведника: некоторые хотят понравиться людям, постоянно меняют свои мнения и принципы. Когда какая-то партия у власти, они придерживаются ее системы, а когда другая занимает ее место, они примыкают к ней.
Когда мода такая, они хвастаются ею. Когда она меняется, они меняют свой вкус, как хамелеон.
Но Ноах жил шестьсот лет перед потопом, и видел не одно поколение. Моды менялись, правители поднимались и падали, теории сочинялись и лопались, а он шел по одному пути, прямому, последовательному. Совершенный — от начала и до конца. Почему? Ибо перед Б-гом ходил Ноах.
И говорит написанное: «Я, Ашем, не изменю» (Малахи, 3:6).
Он предъявляет всегда одни и те же требования, и вера не изменяется от моды и духа времени, она постоянна.
Есть модель, основанная на известном «суде Шломо» (Млахим, 1:3). Женщина родила и во сне придавила насмерть своего ребенка. Что сделала? Подложила мертвого ребенка женщине, спавшей рядом, и взяла себе ее ребенка. Когда та проснулась и подняла крик, сказала ей: «Нет, это твой сын умер, а мой сын жив» Пришли они к царю Шломо, который в своей мудрости открыл, кто настоящая мать. И Рабейну Авраам Ибн Эзра, благословенна память праведника, пользуется этим случаем, как примером для иллюстрации внешней мудрости (науки) и учения атеизма, имеющими наглость заявлять, что истина — у них.
Как та мать, которая знала, что вторая женщина — мать живого ребенка, так и атеисты знают, что иудаизм — религия истины, Моше — истина, и Тора его — истина. Но если так, то почему они отрицают истину? Ответ можно понять из притчи.
История о нееврее, который хотел завоевать доверие торговца-еврея и обмануть его. Представится он евреем, готовым работать в магазине за пропитание и ночлег. Так узнает все ходы и выходы в доме и в магазине и сможет полностью разорить его.
Отрастил пейсы и бороду, надел малый талит. Наложил тфилин и начал бормотать молитвы. Замаскировался полностью.
В субботу утром пошел торговец на молитву. Сказал себе переодетый нееврей: «Выкурю одну сигарету перед тем, как идти на “молитву”. Потом проветрю комнату, и никто не почувствует обмана».
Зажег он сигарету и пустил облако дыма. Вдруг у него потемнело в глазах: вернулся хозяин дома! Что случилось? Наверное, забыл очки… Что делать? Сейчас он войдет и почувствует запах дыма. Нееврей поспешил закутаться в талит и наложить тфилин. Встал, раскачиваясь, около стены. Открылась дверь. Хозяин дома учуял дым сигареты. Удивился. Вошел в комнату для рабочего и увидел его в тфилине. «Что с тобой, — закричал хозяин, — тфилин в субботу?!» «Какая суббота, что за суббота, сегодня воскресенье!» — отозвался нееврей.
Упаси Ашем! Суббота сегодня, а не воскресенье!» «Да?» — округлились глаза нееврея. Он сузил глаза, наморщил лоб и «вспомнил»: «В самом деле, сегодня суббота. А я думал, что воскресенье»… И избежал взбучки.
Подобно этому ,сказали наши мудрецы, благословенна память праведников(Трактат Санедрин, 63), Исраэль, предавшийся идолопоклонству, чтобы разрешить себе публичный разврат. И объясняли: они знали, что идолопоклонство — суета сует. Но они возжелали запрещенных страстей. Однако, как они могут предаться им, когда Творец запретил их? Надо сказать, что их убедили доводы идолопоклонства, и тогда все разрешено… Подобны им многие, сбросившие с себя бремя Торы, да смилуется Г-сподь. Они знают истину. Что есть Творец мира, давший Тору и совершивший чудеса на глазах у всех, и Он накажет всех, преступивших его слова.
Но их злое начало одолевает их, и нет у них силы и желания покорить его. Приводят они доводы: «Нет, это твой сын мертвый, а мой живой», чтобы усыпить угрызения совести… (Авотейну сипру лану, Ладаат хохма вэ мусар)


  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.