Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Лех Леха

Краткое содержание главы "Лех-Леха"

Брейшит (Бытие), 12:1-17:27

Б-г повелевает Авраму: "Иди из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего - в землю, которую Я тебе покажу!" Именно там, говорит Всевышний, он сделается великим народом. Аврам и его жена Сарай вместе с его племянником Лотом отправляются в землю Кнаан, где Аврам возводит жертвенник Всевышнему и продолжает распространять среди людей знание о Едином Б-ге.
Разразившийся голод вынуждает Аврама отправиться в Египет, где он и Сарай называют себя братом и сестрой, благодаря чему Аврам избегает гибели, но прекрасную Сарай забирают во дворец фараона. Кара, ниспосланная Свыше, не позволяет ему притронуться к Сарай и вынуждает его возвратить ее Авраму и в качестве компенсации одарить его золотом, серебром и стадами скота.
По возвращении в землю Кнаан Лот отделяется от Аврама и поселяется в развращенном городе Содом. Там он оказывается в плену, когда войска месопотамского царя Кедарлаомера и его трех союзников завоевывают пять городов-государств долины Содома. Аврам с небольшой группой соратников отправляется в погоню, чтобы вызволить своего племянника, разбивает четырех царей и получает вслед за тем благословение от Малки-Цедека, царя Шалема (Иерусалима).
Б-г заключает с Аврамом союз, в котором ему обещается потомство, предрекается изгнание и лишения еврейского народа, а Святая Земля посвящается народу Израиля как вечное наследие.
Спустя десять лет после прихода в землю Кнаан все еще бесплодная Сарай говорит Авраму жениться на ее служанке Агари. Забеременев, Агарь теряет уважение к своей госпоже, а затем убегает, когда Сарай ведет себя с ней сурово. Ангел велит ей вернуться и сообщает, что ее сын станет родоначальником многочисленного народа. На 86 году жизни Аврама Агарь рождает ему сына Ишмаэля.
Тринадцать лет спустя Б-г изменяет имя Аврама на Авраам ("отец множества народов"), а имя Сарай на Сара ("владычица") и обещает, что у них родится сын, которого они должны будут назвать Ицхак ("рассмеется"), от которого произойдет великий народ, с которым Б-г заключит Свой особый союз.
Авраам получает повеление сделать обрезание себе и домочадцам, а также заповедь обрезании своего потомства как "знак союза между Мною и тобой".


Уроки недельной главы:

1.    Отец народа
2.    Тело и душа
3.    Доктор Франкл


1.    Отец народа

Авраам был первым евреем. Его называют «Авину» (букв. «Наш отец»),т.к. от него мы унаследовали свое Иудейство и только от него мы можем узнать, что Иудей в действительности из себя представляет.
В начале нашей недельной главы Б-г приказывает Аврааму (в то время его звали Аврам) покинуть свою землю, свою родину, и дом своего отца, другими словами – выйти за пределы категорий Нации, расы и религии.
Вот почему и по сей день Иудаизм не сводится ни к одной из трех категорий. Мы можем видеть, что Иудаизм – это не национальность, ибо почти 2000 лет евреи были лишены своей родной земли или вообще какой-то общей земли, и, тем не менее, они все еще существуют и считают себя евреями. Даже сегодня, когда существует так называемое «Государство Израиль», большинство евреев (а около 25% из них родилось в Израиле) не живут там т.к. иудаизм – это не национальность.
Иудаизм также нельзя назвать расой, еврей из Йемена, из России, Морокко, и из Англии (и это только некоторые из стран, где живут евреи) почти не имеют общих расовых черт или сходства характеров, и все же, все они называют себя евреями.
Иудаизм - это даже не религия в привычном смысле этого слова. Религия – это часть жизни; для верующего человека это очень важная часть, но все же, тем не менее только часть. В Иудаизме, напротив, жизнь – это только часть Иудаизма, вот почему так много миллионов евреев на протяжении веков, по собственному желанию расставались с собственной жизнью, только чтобы не быть отделенными от своего еврейства.
Причиной всему этому – то, что Авраам ушел со своей земли, из родины и из отцовского дома и заключил особый договор с Б-гом, который отделил его и всех евреев после него от остального мира. Все остальные народы в мире – это часть Творения (и, следовательно, могут быть определены понятиями Религии, Расы и Национальности). Однако Евреи – часть ТВОРЦА, и поэтому, так же как Б-г не может быть определен каким-либо определением, также и они отрицают все определения.
Но главное достижение Авраама, – его связь с Б-гом, была дана не с тем, чтобы он был отделен от мира, но для того, чтобы он стал источником благословения для всего мира, также и не только для Евреев.
Вот почему его имя было изменено с Аврама «Возвышенный Отец» на Авраам, «Отец многих народов». Таким образом, благословение Еврейского народа стало доступно всему человечеству.
Есть история о Четвертом Любавичском Реббе, Ребе Шмуэле. Однажды, в середине своего долгого путешествия, он остановил повозку в деревне где не было евреев, и когда вышел из повозки, все жители буквально преклонились ниц перед ним. Все, кто сопровождали его, были изумлены, крестьяне не-евреи кланяются Еврею?! Ребе спокойно повернулся к ним и объяснил: «Чему вы удивляетесь? Разве Гашем не сказал Аврааму: «И ты будешь благословением!»
Еще более удивительная история – о нынешнем Любавичском Ребе. Он начал предсказывать падение коммунизма за несколько лет до его краха. Он даже посоветовал хасиду Хабада, профессору Ирмиягу Брановеру, подготовить проект строительства жилья в Иерусалиме для новой волны иммигрантов.
Он объявил 1991 год, годом явных чудес, и вдруг, о чудо! Это произошло в точности, как предсказывал Ребе. Железный Занавес открылся и сотни тысяч Евреев выехали без единого выстрела и риска для жизни, и без единого марша протеста.
Теперь среди народов, требующих свободу, была маленькая страна, вклинившаяся между Италией, Австрией и Хорватией, под названием Словения. Но когда это произошло, Коммунистическая Югославия ответила объявлением войны.
Подобно только оперившемуся птенцу, едва взмахнувшему крыльями, Словения оказалась незащищенной в этой ситуации. Многочисленная югославская армия планировала авиа-налет и наземное наступление с использованием танков и химического оружия для того, чтобы разгромить своего слабого противника.
Но помощь для Словении пришла, оттуда, откуда ее совсем не ждали. Случилось так, что в канадском городе Торонто жил словенский еврей Мариан Фурман. Он был женат на девушке из Израиля, и однажды ночью, отчаявшееся словенское правительство связалось с ним через своего посла в Канаде в надежде, что, может его жена попытается найти оружие и снаряжение через какие-нибудь израильские связи. Ой ответил, что хотя он не может помочь им в этой области, он сможет получить благословение от Любавичского Ребе.
Мариан и его жена не были евреями, соблюдающими все обряды, но до этого они начали посещать уроки Торы в Доме Хабада в Торонто и там они услышали о Ребе.
Они узнали, что Ребе творит чудеса и поняли, что только чудо сможет спасти Словению. Тогда они добровольно обратились к Ребе за помощью.
Их план был таков: отправиться к Ребе и передать ему два волнующих до глубины души письма с просьбой о помощи: одно от посла Словении, а другое от Священника Словенской церкви в Торонто. В мольбе священника было прошение Ребе спасти Словению от Коммунизма, как Моисей спас евреев от зловещего народа Амалек, когда они были освобождены из египетского рабства.
Наконец, 7 июня 1991 года в 16.00 по Словенскому времени они прибыли в штаб квартиру Ребе. Он выслушал их , прочитал письма и дал свое благословение Словении. Он пожелал, чтобы война прекратилась и установился мир и процветание. (По поводу первого письма, он спросил имя премьер-министра и имя его отца, чтобы так же его благословить).
В то время, как Ребе произносил свое благословение, Югославские реактивные самолеты были уже в воздухе в нескольких минутах от главного здания государственной власти Словении - Капитолия, когда вдруг поступил приказ возвращаться на базу.
По необъяснимым причинам Югославское правительство объявило о прекращении огня и предоставило свободу Словении. Это было в воскресенье, 7 июня, сразу после 16.00,благословление Ребе спасло весь не-еврейский народ. Вскоре после этого в Словении был напечатан буклет в честь появления нового государства. На первой и на последней страницах было написано «Словенский еврей лично доставил в Нью-Йорк несколько писем от общины Словении Мировому Еврейскому Лидеру Рабби Менахем-Мендел Шнеересону в тот же день, когда он благословил народ Словении, военные действия в отношении словенского народа были прекращены.»
Это наследство передал Авраам всем поколениям Евреев после него, и это действительно означает, что мы Б-гом «Избранный Народ». Мы избраны, чтобы приносить благословение, покой и смысл в этот мир.
И все это зависит от каждого из нас, отождествляющего себя с Б-гом Авраама.
Пусть это свершится вскоре с приходом Мошиаха сейчас!


2.    Тело и душа

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
 
В главе Торы "Лех-Леха" Всевышний говорит Аврааму: "Сарай, жену твою, не называй ее именем Сарай, но Сара будет имя ее". В случае с Авраамом все понятно: его имя было изменено вследствие выполненной заповеди – "брит мила" (обрезания). Но замена имени его жены произошла, на первый взгляд, без видимых причин. Чем же можно объяснить, что на восемьдесят девятом году жизни Саре понадобилось сменить имя?
В книге Зогар есть интересный комментарий по этому поводу. Там, где в Торе упомянута Сара, есть каббалистический намек на тело человека. Ведь тело является комбинацией четырех "элементов", соответстующих четырем состояниям материи: Афар (прах), Маим (вода), Руах (ветер) и Эйш (огонь). А смена имени Сары произошла в городе Хеврон, он же Кирьят-Арба: Хеврон – от слова "хибур" ("соединять"), а Кирьят-Арба – "город четырех" (элементов). Авраам же, по мнению этой книги, это намек на душу человека. В продолжении этого комментария делается вывод об идеальных отношениях между душой и телом.
Однако этот комментарий нуждается в пояснении. В этой же главе сказал Всевышний Аврааму: "Слушайся всего, что скажет тебе Сара". Это выглядит, как приказ, чтобы душа слушалась тела. Но разве таково идеальное положение вещей?
За ответом обратимся к Скрытой Торе – учению хасидизма. Именно тело, а не душа играет центральную роль в служении Всевышнему. Вот что говорит об этом рабби Исраэль Баал Шем Тов: "Хотя тело – помеха душе в ее работе, но все же не следует пренебрегать телом, тем более пытаться сломить его постами и изнурять его. Напротив, нужно, чтобы оно приняло участие в служении Б-гу, используя скрытую в нем силу".
Сила эта также дана ему Всевышним, ведь в верхних мирах духовный "корень" тела гораздо выше, чем у души, благодаря чему тело способно положительно влиять даже на достижения души.
В сущности, все заповеди, которые мы исполняем, ориентированы не на душу, а именно на тело, и причина этого не только в том, что мы живем в физическом мире. Идея в том, что сами по себе заповеди должны исполняться в сфере физического, чтобы трансформировать саму материю.
Рассмотрим такой пример. Предположим, что некая женщина досконально изучила законы и философский смысл заповеди зажигания субботних свечей. Представим, что накануне Шаббата она, проникшись важностью этой заповеди, мысленно воссоздала в уме тысячи интереснейших и глубочайших комментариев наших мудрецов на эту тему. Но, допустим, при этом… так и не зажгла свечи в назначенное время. Тогда она не только не исполнит заповедь, но и совершит грех!
С другой стороны, женщина, которая поспешно зажгла субботние свечи и даже не вспомнила о духовной стороне своего действия, все же исполнила заповедь, хотя, разумеется, в таком исполнении есть недостаток.
Если душе для того, чтобы совершить подъем, требуются размышления и осмысление заповеди, эмоциональный настрой и концентрация внимания, то телу для этого нужно лишь одно – просто совершить верное физическое действие.
Теперь понятно, почему свое имя Сара получила словно бы само собой, автоматически. То, что тело является целью, к которой направлены все заповеди, показывает, что тело (Сара) есть нечто чрезвычайно важное и неповторимое даже по отношению к душе (Авраам). Разумеется, в период Изгнания мы не можем ощутить этого преимущества. Достоинства тела раскроются только после прихода Мошиаха. И если сейчас тело получает жизненную силу от души, то в эпоху Освобождения "душа станет получать питание от тела".
Наши праотцы стояли на столь высоком духовном уровне, что досрочно смогли ощутить такое положение вещей. О них сказано, что "Всевышний дал им вкусить в этом мире нечто подобное миру грядущему". Уже тогда они чувствовали преимущество тела над душой. Именно по этой причине Аврааму было сказано: "Слушайся всего, что скажет тебе Сара". По этой же причине ее прежнее имя Сарай (в переводе: "властительница моя") было изменено на имя Сара – властительница над всем (даже над душой!).
(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в "Тойрас Менахем", 5751 (1991) г. Изложение р-на Якова Байтмана)


3.    Доктор Франкл

Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Когда в марте 1938 г. немецкие войска захватили Вену, доктор Франкл читал научный доклад психиатрам. Вдруг дверь открылась, вошел человек в эсэсовской форме и приказал всем расходиться. Франкл зафиксировал взгляд на эсэсовце, сказал ему, чтобы тот не двигался, и, загипнотизировав его, закончил доклад. Это было его первое столкновение с фашизмом. Виктор Франкл (1905—1997) родился в Вене в еврейской семье и всегда с гордостью вспоминал, что его мама происходила из семьи великого раввина Махараля из Праги (1512—1609)…
В 1941 г. Франкл оказался пред дилеммой: он получил въездную визу в Америку, а его родителей ожидала депортация. Как-то он увидел на столе кусок мрамора, на котором была высечена буква на иврите. Отец объяснил, что эта буква — часть надписи десяти заповедей разрушенной недавно синагоги. «Какой заповеди?» — спросил Франкл. «Чти отца и мать, чтобы продлились твои дни», — ответил отец. Франкл тут же принял решение остаться с родителями (и действительно прожил долгую жизнь). Вскоре он женился, это была последняя еврейская свадьба в Вене тех времен.
Ожидая депортации, Франкл писал книгу, надеясь, что если он погибнет, то книга сохранится. В сентябре 1942 г. Франкл вместе с семьей был отправлен в концлагерь. Рукопись книги была зашита в подкладку пальто. Но в лагере у него отобрали одежду. Тогда он решил записывать свои мысли на клочках бумаги. Франкл потерял семью, но считал, что он сам выжил благородя работе над книгой и мечте дожить до ее издания после войны. Книга «Человек в поисках смысла» вышла в свет в 1946 году, ее тираж превысил 9 миллионов экземпляров. В результате проведенного в 1991 году опроса, Библиотека Конгресса объявила эту книгу «одной из десяти самых влиятельных книг в США»…
«… Если человек задумался о смысле жизни, значит, он болен», — считал Фрейд, признаваясь, однако, что «в своих исследованиях человеческой психики он остановился в “подвале”.» Виктор Франкл не хотел оставаться в «подвале». Он создал новую школу психологии, считая, что поиск смысла жизни является путем к душевному здоровью, а его утрата становится главной причиной болезней и множества человеческих несчастий.
В концлагере Франкл открыл, что важную роль в жизни человека играет не только «подвал» инстинктов, но и нечто более возвышенное, именуемое совестью и душой.
«Имеется множество примеров истинного героизма, которые доказывают, что можно пересилить равнодушие и переступить через злобу, — писал Франкл. — Именно в этой нравственной свободе, той свободе, которую никто не в силах отнять у человека, и заключается цель и смысл жизни… Мы, прошедшие через концлагеря, помним тех, кто переходил от барака к бараку, подбадривая остальных, делясь с ними последним куском хлеба. Их, может быть, было не много, но достаточно для того, чтобы доказать: все можно отнять у человека, за исключением… его свободы в любой ситуации выбирать собственный путь. Если заключенный ощущал, что он больше не мог выдержать лагерной жизни, то он мог найти убежище в своем сознании, прячась в пространстве своего духа, в единственном месте, которое фашисты не могли разрушить. Духовная жизнь давала заключенному силы, увеличивая его шансы выжить…» (с. 123).
Франкл возражал Фрейду: «Размышления о смысле жизни нельзя рассматривать проявлением психической патологии… они истинно человеческие переживания, которые выражают самое человечное в человеке»…
… Поиск смысла является не только путем к вере, но и частью самой веры, считал великий раввин Хазон Иш, начиная книгу «Вера и упование» со следующих слов: «Душевное качество, именуемое верой, — это… свойство утонченной и изысканной души. Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и в покое наслаждение его, и не терзает его голод вожделений, и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли, — тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, — душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за ней в огонь и в воду… Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…».
… Как может не ученый и не мудрец, а простой человек прийти к вере? — спрашивал рабби Эльханан Вассерман. — Так же, как обрел веру первый еврей Авраам! Мидраш рассказывает о путнике, который шел по пустыне и, увидев дворец, вошел внутрь. Не найдя никого, он обнаружил еду и питье, вкусил яств и спросил: «Где хозяин? Кому я должен сказать спасибо?» «Я хозяин!» — открылся тот. Так же и Авраам, наслаждаясь миром, спрашивал: «Где хозяин мира, которому я могу выразить благодарность?» Тогда и открылся ему Всевышний: «Я хозяин!».
«Чувство благодарности стало движущей силой духовного поиска Авраама», — поясняет рав Вассерман. Благодарность соединяет творение и Творца, человека и Всевышнего. Не случайно Авраам выбирает путь добрых дел, полагая, что чувство благодарности приведет людей к Творцу. С тех пор историческая миссия Авраама и его потомков состоит в том, чтобы стать «светочем для народов».
«Инстанция, перед которой мы несем ответственность, — это совесть, — писал Франкл. — Если диалог с совестью — это настоящий диалог, а не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть последней или все-таки предпоследней инстанцией? Мы должны стать последними, кто не решался назвать эту инстанцию… тем именем, которое ей дало человечество, — Б-г.
… Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в их жизни».

 
  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.