Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Ки Таво

Краткое содержание главы "Ки-Таво"

Дварим (Второзаконие), 26:1-29:8
Моше повелевает сынам Израиля, что когда придут в землю, которую Б-г дает им в удел, и овладеют ее и расселятся в ней, чтобы они принесли первые плоды своих садов в Храм и выразили благодарность Всевышнему за все, что Он им сделал.
Глава также включает законы десятин, отдаваемых левитам и беднякам, а также подробное описание того, как благословения и проклятия должны быть провозглашены на горе Гризим и на горе Эйваль, как об этом уже упоминалось в главе "Рээ". Моше напоминает евреям, что они - народ, избранный Б-гом, и что они, в свою очередь, так же избрали Всевышнего.
Далее в главе "Ки-Таво" следует Тохаха ("Упрек"): перечислив благословения, которые последуют как награда Свыше за исполнение заповедей Торы, Моше приводит долгий и суровый список страшных вещей: болезни, голод, нищета и изгнание - которые падут на голову еврейского народа, если они оставят законы Всевышнего.
В заключение Моше говорит народу, что лишь сегодня, спустя сорок лет после их становления народом, Б-г им дал "сердце - чтобы знать, глаза - чтоб видеть и уши - чтобы слышать".


Основные уроки недельной главы

  • 1.    Возвышение материальности http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/1949903
  • 2.    Самореализация http://www.tmtz.ru/tora_weekly/ki-tavo/ki-tavo?catoffset=45
  • 3.    Жена и земля http://www.tmtz.ru/tora_weekly/ki-tavo/zhena-i-zemlja?catoffset=45
  • 4.    Проклят тот, кто бесчестит отца или мать. http://toldot.ru/tora/articles/articles_22446.html


1.    Возвышение материальности
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Начинается глава Торы "Ки Таво" с заповеди о первых плодах земли. Это повеление Творца выражает общий подход к служению человека. В Торе сказано: "И будет, когда придешь ты в страну, которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе в удел,… то возьми начатки всех плодов земли,… и пойди на место, которое изберет Б-г, Вс-сильный твой, чтобы водворить там Имя свое".
Прежде всего, еврей сознает, что все изобилие земли приходи к нам от Творца – "которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе". Всевышний дает человеку благословение и силы. Миссия человека – придти в страну, получить изобильный урожай и затем "первинки урожая своего вознести Всевышнему".
От проклятия к благословению
Смысл заповеди о первинках урожая в том, что человек берет материальную действительность и делает из нее "первинки" – возносит к Творцу. Мы берем "начатки всех плодов земли", из лучшего, что есть, и возносим их на вершину святости.
Заповедь о первинках урожая имеет особое достоинство: она перевоплощает вещи отрицательные в положительные. Еврей, принеся начатки урожая в Храм, говорит: "Взгляни же из святой обители твоей, с неба, и благослови народ твой, Израиль". Слово "взгляни" в Торе обычно употребляется, когда речь идет о проклятии, но здесь человек переворачивает даже проклятие в благословение, и делает из него источник изобилия.
Помощь сверху
Как уже было сказано, заповедь о первинках выражает общий подход к служению человека, но особая связь есть у нее с месяцем Элул. Название этого месяца складывается из первых слов стиха из Песни Песне: "Я возлюбленному своему и возлюбленный мой мне" – и это намекает на духовную работу в Элуле.
В первую очередь от человека требуется самостоятельная работа – "когда придешь ты". Так это и в месяце Элул: "я возлюбленному своему" – обращение человека ко Всевышнему. Когда человек обращается к Творцу и делает свою работу, приходит помощь сверху – "которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе". В служении месяца Элул эта помощь проявляется в особой близости Творца ("возлюбленный мой мне").
Истинное желание
В месяце Элуль Вс-вышний изливает на нас свет тринадцати качеств милосердия. Этот свет дает человеку силы раскрыть свою истинную сущность. Об этом говорит фраза: "страна, которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе". Учат наши мудрецы: слово "земля" на иврите близко по корню к слову "желание". Значит, приведенная фраза говорит о том, что Всевышний дает еврею силу раскрыть свое сокровенное желание.
Когда еврей берет эти силы и использует их в своем служении – "и овладеешь ею и поселишься в ней" – тогда он способен поднять свою обыденность и вознести из нее "первинки Всевышнему". В этом заключается подготовка к новому году. Да будет наступающий год добрым и сладким.

2.    Самореализация
«Богатство приносит удовольствие, но мудрость дает спокойствие духа» (рабби Ибн Габироль)
     «Здравствуйте, я врач. А кто вы?» – «Я адвокат. А кто вы?» – «А я поедатель шоколадных печений. А кто вы?»
     На самом деле, я совершенно не врач и не адвокат, я даже не хочу, чтобы меня таковым считали. Я индивидуум. Это Я. Нет в мире другого такого человека в мире. На самом деле, очень тяжело определить, кем вы являетесь. Сами слова уже лимитированы и подчас нет слов, чтобы описать удивительное чувство добра, дружбы и любви. Если вы представитесь другому человеку как адвокат, то в это определение не войдет все по-настоящему важное, что вы можете о себе сказать. Опасно определять себя через что-то, что вы делаете с 9 до 17 или думать о себе исключительно в рамках своей профессии. Когда вы сравниваете себя с другими адвокатами, вы говорите: я один человек, я – это моя карьера.
     К сожалению, такая проблема возникает очень рано в нашей жизни. Каждого ребенка спрашивают: кем ты хочешь быть, когда вырастешь? На самом деле, этот вопрос сильно портит развитие ребенка, ведь когда у человека спрашивают: кем ты хочешь стать, когда вырастешь, он может задать логичный вопрос: а что неправильного, чтобы остаться собой? Если я – это так ужасно, то имею ли я возможность надеяться, что стану лучше, когда вырасту?
Пытаться быть
     Очень многие из нас провели 20-30 последних лет в попытках стать кем-то. Теперь вы смотрите на себя и спрашиваете: кто я? Часто через 20-30 лет мы приходим к выводу, что великий побег во имя «стать кем-то» не стоил того. Возможно, я уже вполне достойный человек и мне не хочется никем больше быть.
     Известный мудрец Гиллель сказал: «Если я только для себя, то кто я?» (Поучения отцов 1:14). Что он имеет в виду? Он сказал: кем мне стоит стать? Когда-то мне надо будет задать себе вопрос: кто я? Шекспировское «быть или не быть» отражает ценности западной цивилизации, а в иудаизме «быть ли не быть» – это не вопрос. Вопрос другой: делать или не делать? В иудаизме только через то, что мы делаем, мы можем «быть». Другими словами, чем больше мы делаем, тем выше поднимаемся.
Быть подобными Б-гу
     В Псалме 115 написано: «Их идолы сделаны из серебра и золота – то, что сделано человеческими руками. У них есть рот, но они не могут говорить; у них есть глаза, но они не могут видеть; у них есть уши, но они не могут слышать. Те, кто создают этих идолов, сами станут такими же. А Израиль верит во Всевышнего». Это естественно: что, во что мы верим, таковыми мы и становимся. Когда нашими кумирами становятся звезды киноэкрана или профессиональные атлеты, то это те, кому мы хотим подражать. Если мы поклоняемся им только потому, что они хорошо умеют кидать мяч, то это становится нашим приоритетом в жизни.
     У идолов есть глаза, но они ничего не видят. Те, кто им поклоняются, тоже имеют глаза, но они ничего не видят. Такие люди пропускают красоту и смысл жизни. Впрочем, как и те, кто думают, что кусок дерева или камня – это источник жизни. Навряд ли они могут действительно иметь какие-то глубокие и высокие человеческие идеалы. То, чем мы становимся – результат наших верований, наших дум. Если мы считаем, что источник нашей энергии – это доллар, то мы станем гедонистами – людьми, стремящимися к одному жизненному приоритету – наслаждениям.
Путь к большему смыслу
     Чем выше наша причина жить, тем выше мы становимся. Чтобы найти удовлетворение, человеку необходима стратегия и границы. Законы физики подсказывают нам, что каждое тело обречено в конце концов разложиться, и вследствие того, что мы физические создания, нам нужна очень эффективная стратегия для выхода из законов природы, чтобы стать над ними. Если, с другой стороны, мы считаем, что Всемогущий Вечный Б-г является источником жизни, тогда слой за слоем мудрость, красота, глубина и величие станут для нас слышимы и узнаваемы.
     Чтобы дотронуться до этих глубин, нам не нужно особое умение, поэтому Тора в этой недельной главе советует нам подражать Всевышнему. Эта техника помогает нам видеть мир с позиции Б-га. Спросите себя: что бы сделал Всевышний, если бы он был на моем месте? Какую дорогу он бы выбрал? Эта идентификация с Всевышним помогает нам подняться над собственной жалостью и унынием. Это дает нам перспективу, которую невозможно достичь без этого. Если мы пытаемся стать самыми великими, какими только возможно, то это должно быть подобно Всевышнему. Таким образом, если мы подражаем некоему кумиру, то максимум, кем мы может стать теоретически – этим кумиром. Но если мы подражаем Всевышнему, то у нас уже нет лимита, нет уже предела, которого мы можем достичь.

3.    Жена и земля
«И будет: когда ты придешь в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, и положишь в корзину, и придешь на то место, которое выберет Б-г, Всесильный твой, чтобы пребывало имя Его там. И придешь к тому коэну, который будет в те дни, и скажешь ему: «Извещаю я сегодня Б-га, Всесильного твоего, что пришел я в ту землю, о которой Б-г поклялся нашим отцам, что даст ее нам». (Дварим, 26:1-3).

Коэн должен взять корзину и поставить ее около жертвенника, а принесший плоды — рассказать перед лицом Всевышнего о многочисленных скитаниях праотцов еврейского народа, об избавлении и возвращении в Землю, текущую молоком и медом.
Для того чтобы представить себе значение Земли Израиля, откроем трактат Ктубот из Вавилонского Талмуда. Он посвящен рассмотрению обязательств, которые принимает на себя мужчина при заключении брака. Читаем: «Муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена — не хочет. В этом случае суд обязывает ее переехать вместе с ним, а если она отказывается — ему дается право развестись с ней без выплаты того, что оговорено в брачном договоре. Если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, то суд обязывает его переехать вместе с ней, а если он отказывается — его обязывают составить разводное письмо и передать жене, и заплатит он ей в соответствии с тем, что записано в брачном договоре».
Считается, что в тот момент, когда человек женится, радуются даже на небесах, а когда он разводится — плачет жертвенник Храма. Свойство Торы - наполнять мир любовью, и вполне естественно, что свое наиболее сильное, яркое выражение это находит в отношениях между мужем и женой. Неужели тягу к Земле Израиля, желание вернуться туда, где жили праотцы, закон ставит выше любви мужа к жене и жены к мужу?! Из процитированного выше фрагмента Талмуда следует, что да. Как же может закон ставить абстрагированную, казалось бы, любовь человека к Земле выше отношений между двумя ближайшими, связанными неразрывными нитями людьми?
Стремление в Землю Израиля — выражение стремления души к Б-гу, и его нельзя погасить. Если человек подавит в себе это чувство, откажется от внезапно проснувшейся в нем тяги к высокой духовности, то и в семье не будет настоящей любви: отношения станут неискренними, и брак все равно распадется.

Когда надо отдавать жизнь
«В день этот Б-г, Всесильный твой, заповедует тебе исполнять все эти уставы и законы; соблюдай и исполняй их всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Дварим, 26:12).
Разъяснив все законы, Моше за несколько дней до смерти еще раз обращается ко всему народу и призывает их соблюдать заповеди искренне. Моше больше всего боится, что народ утратит живое восприятие Торы, и она превратится для него в список правил, которых следует придерживаться ради собственной пользы и выгоды. Он мечтал о том, чтобы соблюдение каждой заповеди было для человека и всего народа приближением к Б-гу, а значит — радостью, источником жизненных сил и распространением добра среди людей. Что же это значит — «всем сердцем и всею душою»? Сердце дает жизнь. Следовательно, «всем сердцем» означает «соблюдать заповеди так, чтобы они были важными, как сама жизнь, биение сердца и дыхание». Заповеди должны стать настолько дороги человеку, что радость и счастье будут невозможны для него без их исполнения. «Всей душой» означает: если кто-то требует от тебя изменить веру — отдать жизнь, но не отказаться от самого дорогого.
Тора на камнях
И будет: в день, когда перейдете через Ярден в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, тогда поставь себе камни большие... и напиши на них все слова Торы этой; как только перейдешь, чтобы ты пришел в землю, текущую молоком и медом...» (Дварим, 27:2-3).
Ты должен написать Тору на камнях земли этой, чтобы камни стали живой Торой. Если не сделаешь этого, не превратишь камни в Тору – не сможешь овладеть землей, текущей молоком и медом. «Молоко и мед» не являются символами материального изобилия. Это символы особых свойств Земли Израиля. Молоко и мед – это то, что из запрещенного для еды стало разрешенным. Молоко образуется из крови, а мед – из пыльцы и секрета насекомых. Однако Тора, сделав исключение, разрешила употреблять в пищу и то, и другое. Земля Израиля обладает свойством превращать плохое в хорошее, несъедобное – в съедобное.
То же самое происходит и с человеком, но при одном условии: человек должен сам захотеть продвигаться вперед, и только тогда ему будет предоставлена помощь свыше, чтобы и он смог превратиться в «живую Тору», ходящую по Святой Земле.
р. Зеев Мешков

4. Проклят тот, кто бесчестит отца или мать
Рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Зелиг Плискин, Ки таво
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
ПРОКЛЯТ ТОТ, КТО БЕСЧЕСТИТ ОТЦА ИЛИ МАТЬ (Дварим, 27:16)
Кто дерзит родителям или повышает на них голос, попадает в эту категорию (Пеле йоэц, раздел дибур), как и те, кто говорит о них лашон ара (Хафец Хаим, Введение).
Когда рав Ицхак Зеев Соловейчик, Брискер рав, был молод, люди несколько раз видели, что он залезает в свой дом через окно. Когда его спросили о странном поведении, он ответил, что его отец, рав Хаим из Бриска, сидел в комнате у входной двери и всегда вставал, когда он входил в дом, из уважения к ученому Торы.
— Я много раз просил отца не беспокоиться из-за меня и не вставать, — сказал рав Ицхак Зеев, но он настаивал. Пришлось влезать в дом через окно, чтобы его не тревожить (Работейну).
ПРОКЛЯТ ТАЙНО ПОРАЖАЮЩИЙ БЛИЖНЕГО (Дварим, 27:24)
Если вы злонамеренно говорите о ком-то лашон ара и не хотите, чтобы жертва это узнала, кроме нарушения запрета лашон ара, вы навлекаете на себя это проклятие (Хафец Хаим).
ХОДИ ПО ЕГО ПУТЯМ (Дварим, 28:9)
Эта заповедь обязывает нас подражать Богу, то есть быть с людьми добрыми и сострадательными, потому что это Его путь. Как сказали наши мудрецы: «Как Бог милосерден и сострадателен, так и мы должны быть милосердными и сострадательными» (Хинух).
Тора не только запрещает жестокость и ненависть в действиях. Испытывать негативные чувства — уже плохо. Наши качества должны быть подобны Его качествам. Для исполнения обязанности уподобляться Творцу, помогая людям, мало стремления исполнить заповедь «Люби ближнего». Подражание Ему требует, чтобы стремление помогать вошло в нашу природу (Алей шур).

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.