Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Итро

Краткое содержание главы "Итро"

Шмот (Исход) 18:1-20:23

Итро, тесть Моше, услышав о великих чудесах, которые Всевышний совершил для народа Израиля, приходит из Мидьяна в стан Израильтян вместе с женой Моше и двумя его сыновьями. Итро дает Моше совет установить систему судей и старейшин, чтобы облегчить ему задачу управления народом и судопроизводства.
Сыны Израиля располагаются лагерем у горы Синай. Всевышний сообщает им, что Он избрал их быть Ему "царством священников" и "святым народом", в ответ на что народ провозглашает: "Все, что Б-г сказал, - сделаем!"
В шестой день третьего месяца, через семь недель после Исхода, весь народ Израиля собирается у подножия горы Синай. Б-г "спускается" на вершину горы в звуках грома, сверкании молний, столбах дыма и трубных голосах шофара и велит Моше подняться.
Всевышний провозглашает Десять Речений, заповедующих народу Израиля: знать и верить в Б-га; не поклоняться идолам; не произносить имя Б-го всуе; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не похищать; не лжесвидетельствовать; не желать чужого имущества. Народ вопиет к Моше о том, что такое раскрытие Б-жественного для них невыносимо, и чтобы он сам получил Тору и передал ее им.


Уроки недельной главы:

1.    Итро
2.    Брак в космическом масштабе
3.    Один из переломных моментов истории
4.    Текст и значения


1.    Итро.

Наша глава, в которой описывается получение Торы на горе Синай, названа «Итро». Чем заслужил Итро такой почет?
Итро был человеком проницательным и умным. Когда-то он занимал должность советника египетского фараона, как и волшебник Билъам, известный своими злыми поступками. Но в то время как Билъам советовал фараону жестоко притеснять евреев и использовать их на тяжелой работе, Итро предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Мидиане. Вскоре он стал там главным жрецом и руководителем народа.
Однако Итро понимал, что нет ничего значительного в сделанных из дерева или из камня идолах, поэтому он не видел смысла в служении им. Он понимал, что существует единый Творец, создавший небо и землю и управляющий миром милостиво и разумно. И Итро объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.
Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от него и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их – и они вынуждены были ждать, пока все остальные не напоят свои стада.
Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот «египтянин» помог им напоить скот – и в тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что «египтянин» помог им и защитил их от пастухов и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот «египтянин» происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше. Он сказал Итро: «Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и в конце концов я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь – и я не смог бы помочь твоим дочерям».
Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.
Еще до прихода в Египет Моше встретился с братом Аароном. Братья, не видевшие друг друга много лет, очень обрадовались.
«Кто это?» – спросил Аарон, указывая на Ципору и двух мальчиков. И узнав, что это жена и сыновья Моше, которых тот везет с собой в Египет, сказал строго: «Мы жалеем тех, кто живет в этой проклятой стране, зачем же тебе привозить туда новых рабов?»
Моше послушался своего старшего брата и сказал Ципоре, чтобы она с сыновьями вернулась в дом отца своего и оставалась там до тех пор, пока он не выполнит своей миссии в Египте и не выведет израильтян из рабства.
И Ципора вместе с сыновьями вернулась в Мидиан.
Только после того, как израильтяне вышли из Египта и остановились лагерем в пустыне, Итро с Ципорой и внуками Гершоном и Элиэзером прибыли к Моше и евреям.  Во время пребывания в стане евреев Итро увидел, как происходит у евреев судопроизводство: с утра до вечера Моше принимает тяжущихся, а также тех, у кого есть какой-либо вопрос. Итро обучил Моше судопроизводству: он посоветовал ему давать народу общие указания, а для особых случаев назначить начальников тысяч, сотен, пятидесяти и десятков, которые будут правителями и судьями соответствующей инстанции. Затем Итро вернулся в Мидиан, чтобы распространять веру в единого Б-га.
В Талмуде рассказывается, что Шмуэль говорил: «Итро скорбел о гибели египтян. Поэтому говорят в народе: "Не унижай арамейца при гере (прозелите) до десятого поколения"». (Санхедрин 94).
Слова Шмуэля относятся к эпизоду, упоминаемому в начале нынешней главы. Моще рассказал тестю о чудесах, сопровождавших исход евреев из Египта – в частности, о гибели египтян, погнавшихся за сынами Израиля. Далее сказано «Ваихад Итро». Эта фраза обычно переводится «И радовался Итро». По мнению Шмуэля, в слове «ваихад» имеется намек на страдания. То есть, радуясь за народ, к которому он присоединился, Итро тем не менее остро переживал поражение египтян – народа, из которого он вышел.
В этой главе речь идет о явлении необычайном и исключительном – Синайском Откровении, определившем культурную, религиозную и национальную обособленность потомков Авраама, Ицхака и Яакова.
«На третий месяц исхода сынов Израилевых из земли Египетской в день этот вступили они в пустыню Синай». Всевышний дает народу через Моше указания, как подготовиться к получению Торы и как вести себя во время него.
Согласно мнению мудрецов это был первый день месяца сиван. Шестой день стал самым священным днем в истории нашего народа – днем дарования Торы.
מדרשים – על הצעת התורה לאומות העולם ועל שמירת התורה ע"י האבות
Мидраш рассказывает о событиях, предшествовавших дарованию Торы.
Всевышний предлагал Учение всем народам, и первыми из них были потомки Исава.
– Согласны вы принять Тору? – спросил их Б-г.
– Что написано в ней? – был ответ.
– Не убий!
– Владыка мира! – воскликнули они. – Наш прародитель был благословлен своим отцом такими словами: «Мечом своим будешь жить». Нет, не можем мы принять Твоей Торы.
Так Превечный обращался ко всем народам, но ни один не согласился принять Тору. И только евреи ответили: «Исполним и слушать будем».
Согласие евреев не случайное Предание гласит, что патриархи жили по законам Торы задолго до Синайского Откровения. Кроме того, в период между исходом из Египта и вручением Торы евреям были даны Б-гом через Моше такие заповеди, как соблюдение дня субботнего, почитание отца и матери и ряд законов, касающихся нравственных устоев общества и являющихся дополнением к тем семи заповедям, которые обязательны для всего человечества. Итак, десять заповедей были известны еврейскому народу и ранее.
Однако Б-жественное Откровение, непосредственное обращение Б-га к народу, было явлением исключительным: «И весь народ зрел голоса, и огненные явления, и звук шофара, и дымящуюся гору. И видел это народ, и дрогнули они, и стали поодаль. Многие, не выдержав этого зрелища, падали в обморок. Тогда, преисполнившись страха перед Г-сподом, обратились люди к Моше: «Говори ты с нами и послушаемся, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли», – дав таким образом своему вождю право получить Тору от Вс-вышнего.
Иными словами, способ общения был непосилен для человеческой природы и носил сверхъестественный характер.
Какие же условия были необходимы для получения Торы?
О первом условии мы узнаем из самого текста: «И отвечал весь народ единогласно: все, что говорил Г-сподь – исполним». Гаон рабби Элиягу из Вильно подчеркивает особое значение слова «единогласно», так как это должно было быть необходимым условием для соблюдения заповедей Торы, равно как и для ее принятия. Причем речь идет не только о единстве отдельных слоев той или иной общины, речь идет об абсолютном единстве всего еврейского народа.
И второе условие – вера, не знающая сомнений. «Все, что говорил Г-сподь – исполним». Не обсудим, не взвесим, не обдумаем, а безоговорочно исполним. «И назначь грань для народа...». Мудрецы отмечают, что, для того чтобы быть достойным Откровения, чтобы достичь веры истинной, глубокой и чистой, человек должен заранее, с самого начала, признать свою ограниченность, ибо познание Б-га невозможно – в силу безграничной и бесконечной природы Его, с одной стороны, и ограниченности человеческого познания – с другой. Иначе происходит смещение понятий, и появляются иллюзии, тщеславные и порочные, о якобы всесилии человеческого разума и о его будто бы безграничных возможностях.
Именно поэтому Тора содержит помимо имеющих логическое обоснование заповедей ряд законов, смысл которых сокрыт от нас, как, например, категорический запрет употреблять в пищу свиное мясо. Исполнение всех заповедей говорит об искренности веры в Б-га – веры, носящей абсолютный характер. Весь народ стоял у горы Синай, видел поднимавшиеся к небу языки пламени, блеск молний, слышал голос Б-га, перечислявшего десять заповедей;
Из поколения в поколение передают евреи рассказ о выходе из Египта, о чудесах пребывания в Синайской пустыне, о получении Торы. Некоторые исторические детали нашей истории и подробности законов, которые не записаны в Торе, собраны в устной Торе (Тора ше бэаль пе).
Удивительно – больше трех тысяч лет прошло со дня получения Торы, забылись некоторые детали, и поэтому существуют разные мнения по некоторым вопросам, разные комментарии и т. д.
Но нет спора об основных фактах. Все евреи – русские, польские, йеменские, испанские, марокканские – в ночь пасхального седера едят одинаковую мацу, рассказывают одинаковый рассказ о выходе из Египта, пьют те же четыре бокала вина, надевают одинаковый тфиллин, берут в Суккот те же четыре вида растений. У выходцев из разных стран есть разница в напевах, в произношении, существуют дополнительные обычаи. Но все учат ту же Тору, буквы которой сосчитаны, учат тот же Талмуд.


2.    Брак в космическом масштабе.

Р-н Саймон Джейкобсон
На эту тему было исписано бумаги и пролито чернил больше, чем на любую другую. Еще больше спето песен, написанно поэм и снято фильмов. Так откуда такая неутолимая жажда? Что такого в любви между мужчиной и женщиной, что пробуждает это нескончаемое очарование, граничащее с одержимостью? Многие рассматривают влечение полов как биологический инстинкт, эмоциональную необходимость или как первичный импульс. Иудаизм, однако, рассматривает чувство влечения между мужчиной и женщиной как священный поиск, который является органической частью космической структуры вселенной.
Духовная тайна союза между мужчиной и женщиной подразумевается в названии, данном празднику Шавуот. В Талмуде Шавуот упоминается как “День Бракосочетания”. Чья же свадьба произошла в этот день? На Горе Синай Б-г дал человечеству дар Торы - план, позволяющий человеку одухотворить физический мир. Шавуот, таким образом, считается браком между Б-гом и людьми, между Небесами и Землей.
Использование термина брака в отношении дарования Торы предполагает параллель физическому браку. Дарование Торы было уникальным происшествием, беспрецедентным Б-жественным опытом. Что же общего у этой уникальной духовной встречи между человеком и Б-гом с материальным браком между мужчиной и женщиной? Давайте исследуем некоторые параллели между Б-жественной и человеческой моделями брака.
Безоговорочное принятие
В Мидраше рассказывается, что прежде, чем Б-г дал Тору еврейскому народу, Он сказал: “Примите Меня … и затем примите Мои законы". В брачных отношениях исключительно важно воспринять партнера, так как это, в сущности, существеннее индивидуальных потребностей. Слишком часто мы рассматриваем брак только как контракт, основанный на взаимной выгоде: “я буду заботиться о детях и готовить еду, если ты будешь выносить мусор и оплачивать счета”. Брак – это не просто соединение разных деталей, удобство или выполнение работы, это принятие другой души в вашу жизнь.
Существуют два вида любви – эгоистичная и бескорыстная. Эгоистичная любовь условна - вы любите на условии, что ваши потребности удовлетворены, и когда ваш партнер не справляется с их удовлетворением, вы можете быть склонны отвергнуть его и начать искать что-то еще. Когда любовь обусловлена, мы рассматриваем наших партнеров как продолжение нас самих и считаем своей обязанностью исправлять или изменять их. Несмотря на то, что мы постоянно учимся друг у друга, роль супруга не состоит в том, чтоб быть властелином или наставником, а в том, чтоб быть равным. Тора говорит нам, что брак начинается с безоговорочной любви и принятия всего человека - сначала “принимите Меня”, а все остальное последует за этим.

Партнерство

На Горе Синай Б-г начал взаимные отношения, партнерство с человечеством. Когда Б-г спустился на гору Синай, было необходимо, чтобы Моше поднялся на гору. Иудаизм учит, что отношения между человеком и Б-гом - это не инфантильное упование или пассивная зависимость от небес. Мы верим, что благословение Б-га присутствует во всем, что мы делаем, но нам необходимо использовать все инструменты и ресурсы, находящихся в нашем распоряжении, чтобы вылепить сосуд, который вместит это благословение.
Процесс получения и отдачи в динамике отношений между мужем и женой требует зрелости самоощущения. Восхождение на гору символизирует уверенность в том, что вы что-то значите, что вы, как личность, играете жизненно важную роль в этом мире. Когда этого недостает, может возникнуть нездоровая взаимная зависимость, когда партнеры полагаются друг на друга, в виде компенсации своих собственных недостатков. В браке партнеры должны рассматривать друг друга как дополнение к тому, что они есть, так чтоб вместе они смогли создать могущественное партнерство.

Видение

Бог поделился с нами на горе Синай своим видением, планом того, как привнести святость и духовность в этот мир. Возможно, компонент, которого наиболее недостает в современных браках, это совместное духовное видение. Люди часто женятся в силу физической, интеллектуальной, эмоциональной и психологической совместимости, но не учитывают при этом совместимость духовную. Духовная совместимость влечет за собой не только общее желание построить дом и семью, она также вовлекает в себя духовное видение того, как вы - пара и семья - хотите воздействовать на мир; как вы предполагаете оказывать содействие другим людям; как вы намереваетесь построить что-то большее, чем вы сами.
Шавуот, День Бракосочетания, вдохновляет нас рассматривать супружество не только как союз между двумя людьми, но также как брак между Небесами и Землей, между Б-гом и человеком. Когда мы используем мистическую силу любви и брака, осознавая, что это - проявление Б-жественного единства, наш брак становится микромоделью космического брака.


3.    Один из переломных моментов истории

Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Перед нами одна из центральных глав Торы. В ней рассказывается, как евреи получали Тору на горе Синай. И еще в ней приведены те Десять заповедей, что были записаны на огромных каменных блоках (и которые по-русски почему-то называются Скрижалями).
Строго говоря, главы Торы не делятся на более важные и менее важные. Все одинаково важно и значимо. Но Десять заповедей, скрижали пророка Моше, дарование нашему народу Торы, — все это заслуживает особого рассмотрения. Поэтому наша глава — центральная в Торе.
В ней описывается событие, ради которого евреи вышли из Египта, ради которого они появились на свет, ради чего жили Авраам, Ицхак и Яаков. Ради чего вообще был создан весь мир.
Главное событие человеческой истории. А называется глава, заметьте, именем человека, который был священником народа Мидьян, т.е.
неевреем. Нееврей дал название центральной главе нашего Писания! Почему? Об этом ниже. Но сначала о даровании Торы.
Разные народы по-разному получают свои религиозные представления о мире. Одни племена принимают их от отцов, не задумываясь, как они к тем попали. Другие, приобретая религиозные знания, фиксируют в своих священных текстах факт их появления — как, откуда и на кого «снизошло чудесное откровение».
Возникновение так называемых «мировых религий» обычно происходит по следующей схеме. Некий человек впадает в состояние «озарения», общаясь с Высшей духовной силой. Затем, провозгласив себя пророком, направляется к людям, среди которых находит тех, кто ему верят или делают вид, что верят, но так или иначе поддерживают его. Кучка адептов пробивает дорогу возникшей религии. Рекламируют ее при помощи летучих митингов, демонстрации паранормальных явлений, устройства шумных скандалов с властями и пр. К ним присоединяются другие люди, племена и народы, движимые любопытством или принуждением. После чего происходит канонизация первоначальных текстов, а также образов отцов-зачинателей. Одного объявляют воплощением бога, воскресшим после смерти, которую он принял на себя во искупление людских пороков; другого — истинным пророком, пришедшим из глубин Аравии, чтобы мечом насадить человеколюбие; третьего — просто Буддой, взявшегося доказать нереальность существования реального мира, представленного в дхармах (по крайней мере, так следует из учения Нагарджуны, если вы знакомы с этим именем).
И только еврейский народ получил свою религию совсем другим путем. Никто не пришел к нам и не сказал: верьте мне, люди! Никто не приглашал нас верить. Мы сами все видели своими глазами. Весь народ стоял у горы Синай.«И вот, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, густое облако на горе, весьма сильный звук шофара (шофар — воловий рог, обладающий резким, громким звуком). И вздрогнул весь народ, что был в стане… Вся гора Синай дымилась… поднимался от нее дым, как из печи, и вся она весьма содрогалась. А звук шофара становился все сильней и сильней. Моше говорил, а Всевышний отвечал ему голосом».
Если кому-то пришло в голову сочинить Тору, написать ее, подобно тому как пишут романы и сценарии, то он, согласитесь, рисковал тем, что его поднимут на смех. Мне заявляют, что мой народ получил Тору, а я не верю — я там не был. Мне говорят, что ее получили наши отцы и рассказали об этом своим детям, те своим и т.д., но я, русский еврей, от своего отца ее не получал! Мой отец был нормальным советским коммунистом, весьма далеким от религии. Мне говорят, что если не твой дед, то отец твоего деда получил ее от своего отца, а я опять не верю.
Пустое! Допустим, однажды «раввины, попы и клерикалы» решили закабалить народ путами суеверий и начали уверять «темную массу» в том, что будто бы она, эта темная масса, получила Тору от своих отцов. После первого религиозного собрания темная масса пришла домой и объявила своим немощным родителям, лежащим на печи: отцы, эту Тору мы получили от вас! Если те старики были настоящими евреями, они, не сомневайтесь, подняли бы гевалт: от нас?! сказки, халоймес! мы ничего не передавали!.. Вы говорите: уж очень дремучие они были, чтобы возражать. Но посмотрите на сам текст Торы, почитайте об этих «дремучих поколениях». Да во всей истории с Моше, при всем долгом путешествии евреев через пустыню — они вели себя точно так же, как на их месте вело бы себя наше поколение, как ведут себя обычные евреи — с жалобами, неверием в собственные силы, постоянно плача и требуя лучшей доли. Нет, отнюдь не дремучими были те евреи. А так все и произошло на самом деле. «Моше говорил, а Всевышний отвечал ему голосом».
О Десяти заповедях мы поговорим в следующий раз. Но почему недельная глава называется Йитро? Да потому что в этом заключен большой урок. Йитро, тесть Моше, изучил все религии того времени, все теории и философии. И во всех них разуверился, ибо не выдерживают они критики. Но встретившись с евреями, признал их правоту. И, говорят, даже перешел в иудаизм. А раз так, то признать Всевышнего как Творца всей вселенной может любой человек, независимо от того, еврей он или нееврей. Что и произошло с мидьянским священником Йитро.


4.    Текст и значения

Исраэль Спектор, из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
וישמע יתרו
עתה ידעתי כי גדול ה מכל האלוהים
И услышал Итро” (18: 1)
Теперь познал я, что Г-сподь выше всех богов” (18: 11)
Написал Ральбаг: “Итро не удовлетворился услышанным. Он пошёл увидеть своими глазами чудеса Творца и тем удостовериться в их истинности. И после этого сказал: “Теперь познал…”.
Отсюда мы учим, что человек должен приложить усилия, чтобы постичь величие и силу Творца, и даже отправиться для этого в дальние края.
В книге Ховот левавот рабейну Бехае читаем (Шаар ливхина 84): “Сказано уже, что природа в сравнении с Торой, как раб в сравнении с хозяином, потому что законы природы действуют и управляют миром в соответствии с Торой. Это значит, что Тора — как царь, и Творец руководит миром; природа — как раб, выполняющий приказы царя. Получается, что если нет Торы, то, естественно, нет того, кто побудит природу действовать. Как и, не дай Б-г, отсутствие кислорода — даже ненадолго, приведет к исчезновению жизни. Это относится и к духовности: если прервется процесс изучения Торы, мир не сможет существовать”.
И посему говорил р. Бенцион Аба Шауль: “Ответ на вопрос, ставящий в затруднение многих, почему ученики ешив не служат в армии, прост. Тора воздействует на миропорядок: чем больше учат Тору, тем устойчивее и совершеннее мир.
Каждый день злоумышляют наши враги разными способами помешать и поразить нас, но Творец спасает нас; и зачастую — с помощью чудес, стоящих над законами природы. И в какую заслугу Б-г делает это? Благодаря Торе, которая, как сказано выше, “царь природы”, постоянно управляющий ею, и она же, Тора охраняет и спасает народ Израиля, который изучает её.
Если так, то насколько должен быть счастлив каждый, кто учит Тору. Представим себе человека, который оказывает помощь умирающему, делает ему искусственное дыхание и возвращает к жизни. Как радостно спасти человеку жизнь! А насколько велика радость, если удается спасти несколько жизней! Если знает изучающий Тору, что весь мир существует благодаря нему, то, безусловно, должен преисполниться огромной радости!”
ואתה תחזה מכל-העם אנשי חיל יראי אלקים אנשי אמת שנאי בצע
Ты же высмотри из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть” (18: 21)
Неевреи весьма уважали и ценили еврейских судей и часто прибегали к их помощи.
Исключительным был случай с раби Шаломом Тито, которого правитель Ливии назначил членом Верховного суда. Мнение рава, основанное исключительно на Торе, было зачастую решающим в Верховном суде! Большинство судей-мусульман признавали авторитет рава и соглашались с его решениями, даже не всегда понимая их.
Однажды слушалось дело араба, обвиняемого в убийстве. Все улики подтверждали обвинение, и судьи приговорили араба к смертной казни, все — кроме раби Шалома, отказавшегося подписывать смертный приговор. “Я чувствую, — сказал рав, — что человек невиновен. Я должен провести дополнительное расследование, чтобы, не дай Б-г, не вынести несправедливого приговора”.
Судьи были удивлены: улики выглядели убедительно, свидетельства казались неопровержимыми, однако раби Шалом стоял на своём, и поэтому вынесение приговора отложили. Раби Шалом продолжил расследование, и выяснилось, что недоброжелатели оговорили подсудимого и наняли лжесвидетелей. Раби представил обнаруженные доказательства, и судьи признали, что он предотвратил пролитие невинной крови. Когда арабу стало известно, кто его спас, пришёл он к раби Шалому и благодарил его от всего сердца и просил принять крупную сумму.
Раби отказался.
После долгих просьб рав все-таки согласился — чтобы раздать деньги бедным!
Так дважды было освящено Имя Всевышнего: в глазах Израиля и в глазах других народов!
ושפטו את העם בכל עת
И пусть судят они народ во всякое время” (18: 22)
Р. Хаим Фаладжи, рав города Измира (Турция), был всецело предан общине. Всегда стояли у дома рава люди, пришедшие за советом, и он никогда никому не отказывал.
Однажды в полдень домочадцы принесли раву поесть, а в это время зашёл к нему очередной посетитель. Рав улыбнулся, отставил тарелку и занялся делами еврея. Тот получил ответ и вышел. Рав было взял тарелку, но тут зашёл следующий посетитель. И так повторялось всё время: тарелка придвигается и отодвигается, люди входят и выходят… В конце концов, в какой-то момент поток посетителей прервался, и рав успел доесть уже остывшую еду. Тогда в комнату вошел сын рава и сказал, что приходила женщина с вопросом, но семейные со всей возможной учтивостью объяснили ей, что рав ест, и попросили вернуться позже. В тревоге спросил рав домочадцев, знакома ли им посетительница. Они ответили, что знают только, что женщина живёт на окраине города. Оделся рав и велел сыну сопровождать его: “Пойдем, поищем эту женщину. Выслушаем, что она хотела спросить, и ответим, что нужно ответить, а ты попросишь у неё прощения…”
לא יהיה לך אלקים אחרים על פני
Да не будет у тебя богов предо Мною” (20: 2)
Один из тунисских министров любил и почитал р. Моше Акоэна и всё время вёл с ним разговоры на религиозные темы, например, почему рав не верит в “пророка” Мухаммеда. Рав всячески избегал подобных разговоров, справедливо полагая их опасными. Однажды пристал министр к раву особенно рьяно: “Сегодня тебе не удастся так просто от меня отделаться, ибо я желаю знать истинную причину, почему тебя не устраивает ислам, обещающий рай после смерти. И жалко мне тебя, брат мой, возможно после смерти тебя ожидают суровые наказания и беды…”. Ответил ему рав: “Подожди немного, господин! Сейчас я занят ответом на серьёзный вопрос, опубликованный в газете, а за правильный ответ обещан приз!”
Спросил министр: “Что за вопрос?” Ответил рав: ”Царь захватил город, поставил во главе одного из своих министров и определил законы управления городом, повелев строго наказывать того, кто осмелится их нарушить. В один прекрасный день пришёл к городскому голове уважаемый человек и сказал: “Я посланник царя. Он приказал изменить часть законов, и, если ослушаешься меня, будешь отвечать”. Растерялся правитель: что делать, поверить гостю или нет?
Рассказ удивил собеседника р. Моше Акоэна, и тот сказал: “Ведь вначале царь сам разговаривал с министром. Как же можно слушать человека, утверждающего, что он посланник царя?”
Ответил рав: “Конечно же, господин мой прав! Ну, а теперь вернемся к твоему вопросу, я готов выслушать его вторично”. Министр подумал немного и произнес: “Правильно сказал “пророк” Мухаммед: “Не спорьте с народом Книги!”
לא תשא את שם ה אלקים כי לא ינקה ה את אשר-ישא את שמו לשוא
Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Г-сподь того, кто произносит имя Его попусту” (20: 7)
Великий Бен Иш Хай рассказал как-то случай, происшедший с его дедом, раби Моше Хаимом из Багдада.
Пришёл как-то один человек к р. Моше на суд Торы, дабы востребовать у товарища имущество. Товарищ отрицал всё безоговорочно и даже был готов поклясться. Расспросив обоих, рав пришел к заключению, что справедливость — с истцом, а ответчик готов клясться ложно, хотя бы и на свитке Торы. Сказал рав ответчику: ”Ты думаешь, я заставлю тебя поклясться на свитке Торы? Нет и нет! Ты должен будешь поклясться на скрижалях Завета!” — и тут же позвал служителя суда и сказал ему: “Пойди, окунись десять раз в микву и принеси мне две скрижали Завета — они находятся в моем доме, в моей комнате, на моём столе!”
Ответчик страшно испугался: не иначе как сам Моше спустил скрижали с небес! Весь дрожа, сказал ответчик: “Я готов уплатить, но не кляcться!” Сказал рав: “Нет, ты уже обязался покляcться!” Признался тут ответчик: “Обманул, раби!” — и рассказал, как одолжил деньги и как потом отказывался возвращать их.
Зная, что рав никогда не обманывает, спросил из любопытства ответчик: “А скрижали Завета — где они?”
“Сейчас придёт служитель, и увидишь!” — сказал рав.
И, действительно, через несколько минут появился служитель: пейсы влажные от миквы, а в руках — книга “Две скрижали Завета”, которая лежала на столе рава…
* * *
Мудрецы говорят, что мир содрогнулся, когда Г-сподь произнёс этот стих. Существуют, однако, люди, не всегда строго следующие этому запрету, хотя в Торе сказано, что Г-сподь внимательно следит за его соблюдением.
Как-то рав Йеуда ибн Атар, глава раввинского суда в городе Фесе (Марокко), дед знаменитого Ор Ахаима, жившего 300 лет назад, прибыл в Тунис. Жил там один еврей, который обычно брал в долг у арабов деньги, вкладывал их в дело, а затем делил прибыль с кредиторами.
Однажды занял еврей у одного араба довольно большую сумму, спрятал деньги среди бочек в подвале и отрицал сам факт займа. Араб вызвал его в суд, однако еврей и в суде отрицал, что получил деньги. Судья потребовал у еврея клятвой подтвердить свои показания. Араб настаивал, чтобы еврей поклялся именем р. Йеуды ибн Атара. Позволил себе еврей обмануть араба, подтвердив показания ложной клятвой. Араб вернулся домой расстроенный, а еврей решил отметить лёгкую добычу, созвав знакомых и друзей на пир. Чтобы принести вино, спустился он со свечой в подвал, разлил вино по кувшинам и поднялся наверх, забыв в подвале горящую свечу. От пламени свечи загорелась сначала деревянная полка, потом сера, хранившаяся в подвале. В результате дом вместе со всем имуществом сгорел.
Араб увидел в этом вмешательство Творца. Он, конечно, потерял деньги, однако и еврей не избежал наказания за ложную клятву!
Отправился араб в Фес, чтобы рассказать раву Йеуде о судьбе еврея, поклявшегося его именем, и в знак уважения поднес раву подарок. Рав Йеуда не захотел брать подношение, поводом к которому послужило постигшее еврея несчастье, и посему раздал деньги бедным.
Если человек, поклявшийся именем праведника, наказан так сурово, какое же наказание ждет того, кто клянётся ложно именем Творца!
כבד את אביך ואת אמיך
Чти отца своего и мать свою” (20: 12)
Когда будущему раву Баруху Толедано было десяти лет, он тяжело заболел. Громкие стоны немного облегчали его страдания. Однако, завидев отца, р. Яакова, входящим в комнату, ребёнок переставал стонать и молча извивался в постели от боли. Едва отец выходил, он вновь начинал стонать и кричать. Когда его спросили о причине такого поведения, мальчик ответил: «Остерегался я огорчить отца”.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.