Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Недельная глава Бо

Краткое содержание главы "Бо"

Шмот (Исход) 10:1-13:16



Последние три казни обрушиваются на Египет: полчища саранчи сжирают весь урожай и всю зелень; кромешная, ощутимая на ощупь тьма окутывает всю страну; все первенцы Египта погибают ровно в полночь 15 Нисана.
Всевышний дает закон - первая заповедь из данных еврейскому народу: установить календарь, отсчитывая месяцы по рождению новой луны. Евреи также получают повеление принести пасхальную жертву Б-гу: ягненка, чьей кровью должны быть отмечены косяки и притолоки дверей всех еврейских домов, чтобы Б-г, придя убивать египетских первенцев, миновал ("пасах" на иврите) эти дома. Запеченное на огне мясо этой жертвы в ту же ночь должно быть съедено вместе с мацой (опресноками) и горькой зеленью.
Гибель первенцев наконец разбивает сопротивление фараона и он буквально выпроваживает Сынов Израиля из своей страны. Столь поспешно покидают евреи Египет, что приготовленное тесто не успевает взойти, и в дорогу с собой они берут опресноки. Египтяне с готовностью отдают им золото, серебро и драгоценные одеяния, и, опустошив Египет, евреи уходят.
Евреи получают законы о посвящении всех первенцев и о том, чтобы праздновать годовщину Исхода каждый год, очищая свои владения от всего квасного, кушая мацу, и рассказывая своим детям повествование об освобождении из рабства. Они также получают заповедь о возложении тфилин в знак памяти об Исходе и посвященности Всевышнему.


Уроки недельной главы:

  1. Я тебя не вижу! Р-н Мордехай Воленберг
  2. Новая луна.
  3. Перед выходом из Египта
  4. Обрети свободу.

1. Я тебя не вижу!

Р-н Мордехай Воленберг
В главе Торы "Бо" мы читаем об одной из казней египетских - о тьме, поглотившей землю Египта на семь дней. Тора говорит нам, что в течение первых трех дней было так темно, что "люди не видели друг друга".
Есть история о том, как однажды ночью один раввин сидел, глубоко погрузившись в изучение Торы, когда его грудной ребенок вдруг выпал из колыбели. Несмотря на то, что раввин находился в соседней комнате, он ничего не услышал.
Отец раввина тоже занимался, только в своей комнате, наверху. И тем не менее он услышал плач ребенка и спустился вниз, чтобы успокоить его. После этого он сделал выговор своему собственному сыну, который даже не заметил, что произошло. "Как ты можешь оставить плачущего ребенка?" Сын ответил, что он даже не слышал, как ребенок плакал. Он считал, что у него на то была вполне уважительная причина - он просто не слышал. Он был так поглощен своими занятиями, что совершенно не замечал ничего вокруг.
Его оправдание не было принято. "Ты никогда не должен быть увлечен своими собственными духовными занятиями настолько, чтобы даже не услышать плач ребенка", – сказал отец своему сыну.
Величайшая тьма – это когда "люди не видят друг друга". Очевидно, что это применимо к нашей повседневной жизни в отношении невнимательности или чрезмерной эгоцентричности, и мы должны избегать проявления этих и других похожих негативных черт. Но можно взглянуть еще глубже. Иногда мы думаем, что "делаем правильные вещи" – мы занимаемся какими-то возвышенными духовными делами – и из-за этого можем быть не в курсе того, что происходит в соседней комнате. Мы никогда не должны быть настолько вовлечены в свое духовное самосовершенствование и развитие, чтобы оставаться нечувствительными к крикам о помощи окружающих нас людей.
Противоположность тьме – свет. Когда один человек неспособен увидеть другого, они оба как будто "во тьме", когда же мы становимся внимательными и восприимчивыми к потребностям окружающих, это приносит свет и добро.
Перевод Анны Каллер


2. Новая луна.

В этой недельной главе нам дается заповедь освящать новый месяц, когда Луна обновляется – Рош Ходеш, "этот месяц будет вам главой месяца". Накануне нового месяца – Рош Ходеш – Луна полностью от нас скрыта, ее невозможно увидеть. Две недели занимает у Луны постепенное уменьшение, пока она не скрывается полностью. В тот момент, когда мы вообще не видим Луну на небе – последние мгновения накануне нового месяца. Несмотря на то, что Луна скрывается от нас, мы не должны падать духом. Нет места отчаянию, ведь мы знаем, что еще немного, и Луна вновь будет светить нам, как и раньше. Луна обновится. Будет расти и увеличиваться. Накануне Рош Ходеш мы читаем: "завтра месяц". Приготовьтесь свидетельствовать! Еще немного и Луна вновь появится и засияет. Не отчаивайтесь!
Еврейский народ похож на Луну. Как Луна – иногда выглядит ущербной, иногда полной, так и еврейский народ – иногда поднимается до небес, а иногда – падает вниз. Время изгнания – это время сокрытия, исчезновения, оно похоже на те дни, когда Луна идет на ущерб. Наступает и такой час, когда от Луны почти ничего не остается, только тоненький серп. И, все равно, нам нельзя отчаиваться. Мы знаем, что завтра будет новый месяц. После тяжелейшего изгнания мы удостоимся чудесных откровений прихода Машиаха.
Как накануне Рош Ходеш нам легче перенести исчезновение Луны, так как мы знаем, что приближается обновление, так нам должно быть легче переносить изгнание, - ведь мы знаем, что избавление все ближе. Свет времен прихода Машиаха зависит от наших дел, наших поступков сегодня, от нашей работы в дни изгнания. Именно благодаря нашей сегодняшней и ежедневной работе мы удостоимся высших проявлений дней прихода Машиаха, в самом ближайшем будущем.
Мудрецы Великого собрания постановили: в Рош Ходеш в синагоге Тору читают четыре человека, как и в хол гамоэд. В обычные понедельник и четверг к Торе поднимаются только трое.
В древности в Рош Ходеш было принято посещать пророков.
В Книге Царей муж спрашивает свою жену Шуламит (Млахим II, 4): «Почему ты едешь к нему [пророку Элише]? Сегодня не новомесячье и не суббота».
В будущем Рош Ходеш станет днем паломничества в Иерусалим, как предсказано пророком (Йешайя, 66): «В каждое новомесячье и каждую субботу будет приходить всякая плоть, чтобы преклониться передо Мной, сказал Г-сподь».
Некоторые законоучители нашего времени полагают, что и сегодня не следует заниматься в Рош Ходеш тяжелым трудом, например, многими полевыми работами, ибо в этот день разрешена лишь легкая работа. Однако большинство авторитетов считают иначе и разрешают исполнять любую работу. Но это не отменяет заповедь выделять новомесячье из череды будней, устраивать в этот день праздничную трапезу, надевать нарядную одежду и тем самым подчеркивать святость этого дня.
Эта заповедь касается женщин больше, чем для мужчин. По мнению большинства законоучителей, женщина не должна заниматься в Рош Ходеш никакой домашней работой, кроме самой необходимой.
В чем причина такого различия?
Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить «золотого тельца», те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Вс-вышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом — заповедью новомесячья, в будущем — тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».
(Переработано по "Ликутей сихот", часть 11, стр. 199-200)
В нашей главе рассказывается о том, что Всевышний повелел Бней-Исраэль (еврейскому народу) десятого числа месяца Нисан взять ягненка и держать у себя дома до 14 Нисана, и тогда принести его в пасхальную жертву. Но для чего, прежде чем принести ягненка в жертву, надо было держать его у себя дома?
Мудрецы объясняют так: для того, чтобы египтяне спрашивали у евреев – "Зачем вы держите ягнят дома?", а евреи бы отвечали им без всякого страха – "Мы держим его дома, чтобы затем зарезать и принести в жертву". Ягненок был одним из египетских божеств, и, несмотря на это, евреи не боялись египтян. Преданность, самоотверженность еврейского народа, не боявшихся египтян, и принесли им избавление. В пасуке сказано: "Как в дни исхода из Египта, Я покажу вам чудеса", то есть, выход из изгнания подобен исходу из Египта, когда евреи самоотверженно следовали заповедям Всевышнего. Так и мы выйдем из этого изгнания в самое ближайшее время благодаря тому, что будем самоотверженно выполнять заповеди, а особенно – заповедь любви к Израилю, которая является основой всей Торы.
(Переработано по "Ликутей сихот", часть 1, стр. 127-129)
Всевышний хотел вывести еврейский народ из Египта, но видел, что нет у них ни одной заповеди, в заслугу которой они были бы достойны избавления. Что сделал Всевышний? Дал им две заповеди, которые они должны были выполнить перед Исходом из Египта:
1) Пасхальная кровь;
2) Кровь обрезания.
Пасхальная кровь – они должны были зарезать пасхальную жертву и помазать ее кровью косяки своих входных дверей. Кровь обрезания – они должны были сделать себе обрезание в ночь Исхода из Египта.
В память об этом Пасхальная Агада говорит следующее: "Я пройду над тобой и покажу тебе, что основа твоя в крови, и сказал: в крови своей будешь жить, и сказал: в крови своей будешь жить", что означает, что в ночь Исхода из Египта увидел Всевышний, что евреи занимаются заповеданной кровью – кровью пасхальной жертвы и кровью обрезания. В заслугу этих заповедей Всевышний "оживил" еврейский народ и вывел его из Египта. Всевышний выбрал именно эти две заповеди, так как они символизируют лве стороны служения Всевышнему. Служение Всевышнему включает в себя аспект "берегись зла" и "делай добро".
"берегись зла" – означает отдаление от дурных качеств и прекращение совершения дурных поступков.
"делай добро" – означает, что нам необходимо укрепляться в хороших качествах и совершать добрые дела.
Еврейскому народу в Египте не хватало цельности в служении Всевышнему, в обоих аспектах, и в "берегись зла", и в "делай добро". С одной стороны они не отдалялись от свершения зла, дурных поступков из-за египетского влияния. С другой стороны, они не выполняли заповеди, не делали добра. Для избавления им было необходимо исправить ситуацию:
"Берегись зла" – для этого Всевышний заповедал им принести пасхальную жертву. Кровь пасхальной жертвы доказывает полное разграничение со злом. Египтяне были идолопоклонниками, одним из идолов был ягненок, и еврейскому народу было заповедано взять именно ягненка и принести его в жертву Всевышнему! Таким образом, евреи полностью размежевались с египетским злом.
"Делай добро" – для этого Всевышний дал им заповедь обрезания. Сделав обрезание, евреи заключили союз со Всевышним.
"Берегись зла" и "делай добро" - это этапы Исхода, как сказано: "как только выйдет этот народ из Египта – то будут они служить Всевышнему на этой горе". "Берегись зла" – это Исход из Египта. "Делай добро" – это получение Торы на горе Синай. Так и мы, когда убережемся от зла и будем тверды в совершении добра, тогда удостоимся мы вернуться из изгнания и встретить праведного Машиаха!
(переработано по "Ликутей сихот", часть 16, стр. 114-120)


3. Перед выходом из Египта

В недельной главе “Бо” (“Войди”) рассказывается о последних трех наказаниях, постигших Египет: нашествии саранчи, тьме, смерти первенцев.
Тут возникает множество “почему?”
Почему Б-г покарал Египет именно десятью казнями? Может быть, достаточно было бы восьми или девяти? Или наоборот — и десяти недостаточно? Почему именно этими казнями, а не другими? И почему в таком порядке?! Почему казни начались с превращения воды Нила в кровь и кончились смертью первенцев?
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Нам понятно, что человеку с больным сердцем дают лекарства для улучшения работы сердца. Если у него к тому же не в порядке и легкие, ему дают лекарства для легких, а если больной еще и слаб глазами, ему дают глазные капли. Чем больше болезней — тем больше лекарств. Иногда врачи вынуждены проводить не один, а два, а то и три курса лечения.
Очевидно, то же самое приходится делать с людьми, больными духовно, с людьми, которые неверно понимают устройство мира.
Египет состоял из сорока двух номов (“штатов”). У каждого из них был свой божок: бык — у одних, кошка — у других, овца — у третьих, и т.д. Египтянам было чуждо представление о Едином Творце и Правителе вселенной. Это относится и к большинству евреев, проживших там двести десять лет, ибо они тоже стали служить идолам. Всех надо было “лечить”, надо было доказать им, что есть Б-г.
Главным из богов Египта был Нил, и понятно, почему: с постоянным интервалом почти в год он разливался на огромные пространства, орошал землю, удобрял ее илом, и после этого земля давала прекрасные урожаи. Египтяне вели летосчисление по разливу Нила, именно поэтому за четыреста лет они потеряли один год. Надо было показать, что есть Господин надо всем — даже над Нилом. Повторим выдержку из главы “Ваэра”: “Так сказал Б-г: из этого узнаешь, что Я Б-г! Вот, Я ударю посохом, что в моей руке, по воде, которая в реке, и [вода] превратится в кровь. И рыба, которая в реке, вымрет...” (7:17-18). Это первый курс лечения — демонстрация того, что у мира есть Правитель.
Вопрос в суде решают обычно на основании двух свидетельств. Показания одного свидетеля могут оказаться случайным совпадением, ошибкой. Поэтому Аhарон вторично проводит жезлом по Нилу, и огромные полчища лягушек наступают на дома египтян. Первый визит они наносят во дворец фараона. Но колдуны фараона сумели “повторить” явление. Они тоже вывели лягушек из реки и превратили воду в кровь. Так появилась необходимость в третьем наказании — нашествии вшей на людей и на скот. Сделать вшей колдунам не под силу (у колдовства есть свои границы), и они сами признают: это бедствие — перст Б-жий! Первый курс лечения закончен: все убедились — существует Б-г!
Есть философы, осознающие, что мир возник и “вертится” не сам по себе, как не строится сам по себе дом. Но они не дошли до понимания того, что судьба человека и животных, жизнь и смерть всех обитателей “дома” — тоже во власти Всевышнего. Необходим был второй курс лечения. Следовало доказать, что жизнь и здоровье каждого человека и животного — в руках Б-га (на иврите это называется hашгаха пратит). И вот выходят из леса дикие звери: медведи, волки, змеи и т.д. — и нападают на египтян. На египтян, но не на евреев. Вроде бы существа неграмотные, но избирательной способностью обладают и в область под вывеской “Гошен” — еврейское население — не вторгаются.
Давайте пофантазируем. Представим себе, что евреи носили свою особую одежду (а мидраш говорит, что так оно и было). По этому-то признаку, могли предположить египтяне, звери нас и отличают. Надо замаскироваться “под евреев”! Срочно послали самолеты в Меа-Шеарим, закупили иерусалимские халаты и штраймлы, надели все это и с торжествующим видом расхаживают по Египту. Но дело тут было не во внешнем облике. Так что подошел бы медведь к такому переодетому египтянину и только зубы оскалил: нет, брат, меня не проведешь!
То же происходило со скотом. Казалось бы, на одних и тех же лугах пасется скот евреев и скот египтян. Как их различить? Но среди египетского скота — поголовный падеж, а еврейский скот — живехонек. “И различие сделает Г-сподь между скотом Израиля и между скотом Египта, и не умрет из всего, что у сынов Израиля, ничего” (9:4). Проверил Паро — не умерло из скота евреев ничего. То же — с язвами: язвы появились даже у египетских колдунов, а у евреев — нет. Потому и сказано об этой группе казней (нашествие диких зверей, падеж скота, язвы): “Чтобы ты знал, что Я Г-сподь среди земли” (8:18), т.е. что Я управляю не только галактиками, но судьбой всего живого на земле — и людей, и животных.
Итак, второй курс завершен с успехом.
Существовали религии с двумя богами: один — плохой, другой — хороший, один командует водой, другой — огнем, один хозяйничает в восточной части мира, другой — в западной и т.д. Необходим третий курс лечения. Надо показать, что миром правит один хозяин. Поэтому, когда Моше предупреждает фараона насчет предстоящего града, он говорит: “Чтобы ты знал, что нет подобного Мне” (Шмот, 9:14), т.е. что Б-г един. И вот на Египет обрушился град и огонь (вероятно, молнии). Потом восточный ветер принес саранчу, а западный ветер унес ее по молитве Моше (этим начинается наша глава). А затем Египет объяла тьма — как результат надвинувшихся с моря и с Нила туманов и сгустившихся в небе облаков. И стало ясно: на земле, в небе и на море — один Правитель. Пройден третий курс “лечения”.
Но вот следует последнее предупреждение: если не выпустишь евреев, умрут все первенцы в Египте, от первенца Паро и до первенцев заключенных. (В первый раз об этой казни Б-г сообщил Моше, когда тот отправлялся со своей миссией в Египет, и именно тогда Всевышний назвал евреев: “Первенец Мой — Израиль” — 4:22-23. Мы уже приводили этот стих, говоря о Яакове и о первородстве в главе “Толдот” книги “Брешит”.)
Как известно, любой феллах мог явиться к еврею и потребовать, чтобы после изнурительного дня работы тот отправился на его поле сеять, окучивать, пасти скот и т.п. Командовал евреями, как правило, первенец хозяина, возможно поэтому и были наказаны именно первенцы.
Когда умер у царя первенец, царь ночью примчался к Моше и Аhарону, умоляя их: быстрее уходите! Так после десяти казней евреи были “изгнаны” из Египта.

 
        

 

4. Обрети свободу

Р-н Йоси Голдман      
"Мы наконец-то свободны, наконец-то свободны, хвала Всемогущему Г-споду - мы наконец-то свободны". Кто произнес эти слова? Нет, это был не Моше, а американский борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг. Но это мог бы быть и Моше – или любой из миллионов евреев, освобожденных из египетского рабства.
В главе Торы "Бо" мы читаем о великом Исходе. "Отпусти народ Мой, и они будут служить мне!" - так прозвучал Б-жественный призыв, переданный фараону Моше. Если цель исхода из Египетского рабства в том, чтобы служить Б-гу, то где тут свобода? Мы по-прежнему рабы, только теперь мы служим Всевышнему!
И на самом деле множество людей по-прежнему ставят под вопрос достоинства религии как таковой. Кто хочет подвергаться религиозным ограничениям, когда можно быть свободным человеком? Религия, говорят они, душит воображение, тормозит наше творчество, вечно дает указания и устанавливает законы. Делай так-то и не делай сяк-то, а не то пожалеешь! Предписания и запреты, правила и нормы являются отличительной чертой любой системы верований; но зачем вообще подчиняться какой-то системе? Почему просто не быть "собой"?
Многие соблюдающие традиции евреи рассуждают похоже. Заповеди сковывают меня. Соблюдение кашрута приносит очень много неудобств. Шабат мешает нормально провести выходные. А Песах - это просто самая большая головная боль в году.
Давным-давно мудрецы Талмуда сказали, что на самом деле все совсем наоборот. "Только тот свободен, кто занят изучением Торы". Но как же это может быть правдой? Тора полна правовых и этических норм, а иногда даже более того - в ней звучит ожидание от нас делать больше, чем то, к чему обязывает лишь чувство долга. Как же мудрецы могут говорить, что Тора делает нас свободными? Несомненно, это, скорее, подавление, а не освобождение.
Позвольте мне поделиться с вами ответом, который я однажды услышал по радио, ведя машину. Я слушал интервью с Малкольмом Маггериджем, бывшим редактором британского сатирического журнала Punch. Журнал Punch был, пожалуй, самым хамским британским изданием. Он позорил королевскую семью задолго до того, как они начали делать это сами. В последние годы, Малкольм Маггеридж стал религиозным, и интервьюер интересовался, как "султан сатиры", принц журнала Punch сделал такой радикальный поворот и стал религиозным? Как он может подавлять в себе такой блистательный вольный дух?
Ответ Маггериджа стал для меня просто классикой, и я до сих пор его часто цитирую. Он сказал, что у него
есть друг, знаменитый яхтсмен и опытный мореплаватель. Однажды он преподал Малкольму урок в мореходстве, который и даст ответ на вопрос. Яхтсмен сказал ему: "Если ты хочешь насладиться свободой открытого океана, то сначала должен стать рабом компаса".
Новичок может усомниться в совете опытного профессионала. Мол, зачем это мне слушаться этой маленькой штуковины? Почему я не могу плыть туда, куда мне хочется? Это же моя яхта! Но любой разумный человек понимает, что без ориентирования, доступного благодаря компасу, мы будем барахтаться на месте или плавать кругами. Только следуя курсу компаса, мы поймаем ветер в паруса и сможем испытать восторг и наслаждение от плавания в океане. Если вы хотите насладиться свободой открытого океана, то сначала должны стать рабом компаса.
Тора – это компас жизни. Она дает нам способ ориентирования, благодаря чему мы знаем, куда идти и как туда попасть. Без руководства и указаний Торы мы можем пропасть в порою бурных волнах замешательства. Без системы духовного руководства мы просто барахтаемся, бесцельно блуждая по жизни. Вы только посмотрите на наших детей, когда начинаются каникулы, и они "освобождаются" от школьной дисциплины. Если нет системы, поддерживающей их постоянную занятость чем-то - вроде летнего лагеря - они весьма тяготятся своей "свободой".
В рамках жизни, выверенной согласно Торе, достаточно места и для спонтанности, и для свободы самовыражения. Религиозные евреи - не клоны. Со стороны кажется, что все студенты ешивы выглядят одинаково – черная шляпа, очки и борода. Правда, однако, в том, что все они очень разные; каждый из них человек со своими пристрастиям, привычками и предпочтениями. Они могут выглядеть одинаково, но каждый из них уникален.
Мы можем следовать компасу и все равно при этом быть свободными людьми. И на самом деле только тот свободен, кто занят изучением Торы.
Перевод Анны Каллер     





«КРОВЬ – ЗНАМЕНИЕ НА ДОМАХ» (по «Шмот» 12:13)

Недельный раздел Бо

 

                                              «Семьдесят ликов Торы» 

                                                            Институт Изучения Иудаизма в СНГ

под руководством раввина А. Штейнзальца

 

 

Варианты перевода:

 

И БУДЕТ ТА КРОВЬ ДЛЯ ВАС ЗНАМЕНИЕМ НА ДОМАХ, В КОТОРЫХ ВЫ ПРЕБЫВАЕТЕ, И

УВИЖУ ТУ КРОВЬ, И МИНУЮ ИХ; И НЕ КОСНЕТСЯ ВАС КАРА ГУБИТЕЛЬНАЯ, КОГДА Я ПОРАЖУ СТРАНУ ЕГИПЕТСКУЮ. (П. Гиль)

 

И БУДЕТ ТА КРОВЬ ДЛЯ ВАС ЗНАКОМ НА ДОМАХ, ГДЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ, И УВИЖУ КРОВЬ, И ПРОЙДУ МИМО ВАС, И НЕ БУДЕТ СРЕДИ ВАС ЯЗВЫ ГУБИТЕЛЬНОЙ, КОГДА БУДУ ПОРАЖАТЬ ЗЕМЛЮ ЕГИПЕТСКУЮ. (Д. Йосифон)

 

И БУДЕТ КРОВЬ ВАМ ЗНАКОМ НА ДОМАХ, В КОТОРЫХ ВЫ [ПРЕБЫВАЕТЕ]; И УВИЖУ Я КРОВЬ, И МИНУЮ ВАС, И НЕ БУДЕТ СРЕДИ ВАС ПОВЕТРИЯ ПАГУБНОГО, КОГДА Я ПОРАЖАТЬ БУДУ [ПЕРВЕНЦЕВ] НА ЗЕМЛЕ МИЦРАИМА. (Ф. Гурфинкель)

 

Комментарии:

 

«Ялкут Шимони» («Шмот», гл. 199): И пройду Я по земле египетской – Я, а не ангел! И поражу всякого первенца – Я, а не сараф! И над всеми божествами Египта совершу расправу – Я, а не посланник! Я –Г-сподь, и никто другой!

«Мехильта»: Кровь была снаружи или внутри? Сказал р. Шимон: И увижу ту кровь – кровь, которую Я вижу, а не другие. Сказал р. Натан: И будет та кровь для вас знамением – для вас знамением, а не для других. Сказал р. Ицхак: снаружи, чтобы увидели египтяне и окрасилось кровью у

них в кишках.

Ибн Эзра: Как полагают многие, кровь свидетельствовала о том, что ягненок, божок египтян, был заклан на глазах у всех и что их более никто не страшится. Но тогда следовало бы помазать внешние ворота! Однако все было сделано втайне, после того, как были заперты ворота, в предвечернее время, когда люди сидят по домам... Кровь же на притолоке приносила искупление каждому, кто ел пасхаль-ную жертву в этом доме, а также служила знаком ангелу-губителю, чтобы не порывался приблизиться.

Раши: И увижу Я кровь – Все открыто пред Ним (т. е. не нужно Б-гу видеть знамение, чтобы знать, где находятся евреи. – Прим. пер.), но Он сказал: «Я увижу, как вы исполняете Мои заповеди, и миную вас».

Рабейну Бахья: Кровь не способна отвести кару, но Писание учит, что тот, кто верит в Б-га полной верой и не страшится ни фараона, ни его указов, открыто приносит в жертву египетское божество и его кровью мажет притолоку и косяки, – достоин, чтобы от него отвели кару.

Хизкуни: И будет та кровь для вас знамением – Знаком того, что вы исполняете заповедь. Другое объяснение: знаком и напоминанием о той пролитой вами крови. И увижу ту кровь – несмотря на то,

что она – внутри! Когда Всевышний велит своим рабам исполнить то или иное действие или произ-

нести те или иные слова от Его имени, посланники действуют или говорят так, будто это делает

сам Всевышний. К этому случаю относится принцип: «Действия посланника приравнены к действиям пославшего его» – что доказывает окончание стиха: «…и не коснется вас кара губительная…» А вот вывел их из Египта уже непосредственно Всевышний.                                     «Ор ѓа-хаим»: И не коснется вас кара губительная – Ангел-губитель в силу своей природы поражает все, кроме того, что отмечено печатью Г-спода, т. е. заповедью. Тогда он боится даже приблизиться. Поэтому Г-сподь повелел, чтобы кровь была знамением.

«Акедат-Ицхак»: Кровь была знамением союза между Израилем и Б-гом. Не подумай, что она исполняла ту же роль, что и красный шнур, который свешивался из окна дома Рахав (евреи видели этот знак и не тронули Рахав и ее семью; см. «Йеѓошуа», гл. 3. – Прим. пер.). Но, как сказали мудрецы, «это будет знаком для вас, а не для других!» Эта кровь была знаком завета между Мной и вами, запечатленного в ваших сердцах. Увижу Я его на ваших домах и буду проходить мимо, оставляя их невредимыми.

Альшейх: Статус этого знамения аналогичен статусу жертвы. Жертва приносится вместо человека, который совершает приношение. Евреев также ожидало истребление за то, что они служили идолам,

однако пасхальная жертва принесла им искупление. Они должны были знать об этом, и кровь являлась тому напоминанием.

«Ѓа-ктав ве-ѓа-кабала»: Евреи отдаляли избавление, поклоняясь идолам в Египте. Б-г даровал им очищение, повелев принести пасхальную жертву. Этим евреи показали, что они сошли с пути зла

и прекратили совершать приношения языческим божествам. Эта кровь была знамением любви между ними и Всевышним, показывающим, что ни страх, ни сомнения не препятствуют более исполнять

Его волю, даже если это сопряжено с опасностью. Поэтому было велено совершить три вещи: 1) зарезать барана – объект поклонения египтян – у них на глазах, не страшась мести и не обращая внимания на опасность; 2) сделать это при всех семействах еврейского народа; 3) оповестить об

этом остальных, помазав кровью притолоки и косяки домов, чтобы прохожие видели, что сейчас евреи «едят их бога».

«Ѓа-эмек давар»: И увижу ту кровь, и миную их – Всевышний заверяет, что ангел пройдет мимо еврейских домов, не причинив им вреда, ведь в момент прохождения ангела сама святость такого

уровня могла нанести ущерб недостойным.

 


Вопросы:

  • * Можно ли назвать действия подобного рода магическими?
  • * Если Всевышний обещает, что Он сам пройдет в эту ночь по земле египетской и поразит всякого первенца, от человека до скота (см. 12:12), почему комментаторы говорят об ангеле-губителе?
  • * Для чего была нужна кровь на притолоке? Всевышнему и без этого известно, исполнили евреи заповедь или нет.
  • * Достоин ли милости Всевышнего тот, кто трепещет перед земным владыкой?
  • * Какое значение имеет то, где была кровь – внутри или снаружи?
  • * Намеренно ли уничтожает ангел-губитель или гибель приходит в силу того, что его святость столь высока, что приход этого ангела оказывается роковым?
  • * Как кровь на притолоке может быть связана с отрицанием идолопоклонства?
  • * Если евреи предавались идолопоклонству, то чем же они были лучше египтян?
  • * Может ли человек стать посланником Всевышнего, и уподобляется ли он при этом Творцу?
  • * Милость Всевышнего надо заслужить или она потому и милость, что вызвана лишь Его добротой?


  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.