Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Краткое содержание главы "Бэшалах"


Шмот (Исход) 13:17-17:16

Позволивший евреям покинуть Египет фараон, опомнившись вскоре, гонится за ними, чтобы силой их вернуть, и евреи обнаруживают себя запертыми между морем и армией фараона. Б-г велит Моше поднять свой посох над морем; воды расступаются, позволяя евреям пройти через море, и затем смыкаются над преследующими их египтянами. Моше и Сыны Израиля поют Всевышнему благодарственную Песнь.
В пустыне народ, страдающий от жажды и голода, несколько раз жалуется Моше и Аарону. Всевышний делает сладкой горькую воду источника в Маре; позже по Его велению Моше, ударив посохом по скале, извлекает из нее воду; Б-г посылает с небес манну каждое утро перед рассветом, а перепела появляются в лагере Израильтян вечером.
Евреи получают повеление собирать в пятницу двойную порцию манны, поскольку ничего не будет выпадать в Шаббат - день, установленный Творцом для покоя. Однако некоторые не повинуются и отправляются собирать манну, но не обнаруживают ничего.
В Рефидиме на евреев нападают амалекитяне, которых воинам, возглавляемым Йеошуа, при поддержке молитв Моше удается изрядно потрепать.

Основные уроки недельной главы

  1. Радость женщин
  2. Песнь Мирьям
  3. Учимся по тексту
  4. О манне небесной замолвите слово
  5. Победа над Амалеком



1. Радость женщин.

В главе Торы "Бешалах" повествуется о чуде рассечения вод моря во время Исхода евреев из Египта. Потрясенные люди поют песню благодарности Всевышнему. Поют мужчины и женщины, но, как подчеркивается в Торе, радость женщин была больше радости мужчин - они не только пели, но и одновременно играли на музыкальных инструментах, "на тимпанах и свирелях". Поэтому наши мудрецы постановили читать после этой главы главу из Книги Судей, посвященную аналогичному сюжету - песне женщины: "И пела Двора".
Мидраш рассказывает, что при расступлении вод моря и ангелы готовы были присоединиться к песне людей, но Всевышний запретил им это делать, пока не закончится песнь евреев. Мидраш уточняет, что Всевышний велел ангелам начать свою песнь лишь после того, как закончат петь женщины.
Чем же можно объяснить большую радость женщин в момент освобождения? Дело в том, говорят мудрецы, что женщины страдали в Египте в большей степени, чем мужчины. Ведь самый страшный указ фараона предписывал уничтожать новорожденных еврейских мальчиков. Материнское сердце не в состоянии выдержать подобное. Боль и страдание отца в этом случае, как правило, менее глубоки. Вот почему в час избавления женщины выражали большую радость, чем их мужья.
Как сказали наши мудрецы, Тора - не летопись, а учение, имеющее отношение к любому человеку в любом поколении, актуальное во все века. Человеконенавистнические указы "фараона" издаются постоянно, просто выглядят они всякий раз по-новому. Если фараон египетский требовал уничтожать еврейских детей в прямом смысле слова, то "фараон" в каждом новом поколении для достижения той же цели облекает ее в другую, более цивилизованную форму, не столь жестокую, но не менее опасную.
Сегодня, когда по милосердию Б-жьему еврейский народ находится в относительной безопасности, фараоновы указы одеты в духовные одежды. Нынешнего "фараона" зовут международным именем "ассимиляция". Это атмосфера, которая царит среди евреев в разных странах, завлекающая их в страшные ловушки. Если в Египте еврейских детей топили в Ниле, то сейчас мы часто позволяем утопить наших детей в водах материализма, заботясь об их образовании лишь в свете приобретения ими профессии и возможности заработка в будущем, при этом лишая их возможности получить еврейское образование, познать мудрость Вечной Торы. Такое положение таит в себе огромную опасность. еврейский народ не может существовать без Торы. Мы лишаем себя будущего, если сегодня подчиняемся указу "фараона" и равнодушно наблюдаем, как топят наших детей.
Как и в свое время в Египте, этот указ имеет наибольшее отношение к женщинам. Именно они, женщины, способны противостоять грозящей народу опасности, позаботившись о еврейском воспитании своих детей. Кто, как не мать, больше всего общается с ребенком, она и спасет его, она и будет петь песнь благодарности Всевышнему, подобно пророчице Мирьям и остальным женщинам, вышедшим из Египта.


2.  Песнь Мирьям

Основано на беседах Любавического Ребе
"И взяла Мирьям, пророчица,.. тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и свирелями. И отозвалась Мирьям: "Пойте Б-гу""...
Шмот 15:20,21
Мы не поем, когда нам страшно и мы в отчаянии, когда хочется спать или на полный желудок. Мы поем, когда изнываем по любимому, когда тоскуем по лучшим временам, когда мы празднуем наши достижения или ожидаем откровения.
Мы не поем, когда умиротворены. Мы поем, к чему-то стремясь, или когда испытали радость и она возносит нас на небеса.
Песня – это молитва, попытка подняться над повседневными мелочными хлопотами, припасть к Источнику. Песня – это поиск спасения.
Мидраш приводит 10 важнейших песен в истории Израиля – десять случаев, когда пережитое спасение было воплощено в мелодии и текстах. Вот первые девять: песня, которую евреи пели в ночь Исхода из Египта (Ишаяу, 30:29), "Песнь у моря" (Шмот 15:1-21), "Песнь у источника" (Бемидбар, 21:17-20), песнь Моше, когда он закончил записывать Тору (Дварим, 31-32), песнь, с которой Йеошуа остановил солнце (Йеошуа, 10:12,13), песнь пророчицы Дворы (Шофтим, 5), песнь царя Давида (Шмуэл II, 22), песнь в честь освящения Храма (Теилим, 30) и Песнь Песней царя Соломона, воспевающая любовь между Б-жественным женихом и Его возлюбленной (народом Израиля).
Десятой песнью, как написано в Мидраше, будет Шир-Хадаш - Новая Песнь об окончательном Избавлении, всемирном и абсолютном, которое сотрет страдания, невежество, зависть и ненависть с лица земли. Это Спасение будет столь грандиозно, что желания, которые оно пробудит, и радость, которую оно принесет, потребует особой песни, совершенно нового музыкального словаря – чтобы уловить голос высшего устремления Творения.

Повтор

Из этих десяти Песней спасения наиболее известна "Песнь у моря", которую пели Моше и сыны Израиля после того, как они перешли Красное море. Каждый день во время утренней молитвы мы тоже ее произносим и, кроме того, еще два раза в год читаем ее по свитку Торы в синагоге: на седьмой день праздника Пейсах (в тот день расступилось море, и возникла сама эта песня) и в одну из Суббот в середине зимы как часть ежегодного цикла чтения Торы (потому Суббота эта называется Шаббат-Шира, "Суббота Песни").
Песнь у моря восхваляет Б-га за чудесное спасение народа Израиля, когда Он ради своих детей раздвинул воды Красного моря и утопил преследователей-египтян. Она также выражает страстное желание Сынов Израиля, чтобы Б-г привел их к своей земле и пребывал среди них в священном Храме. В заключение звучат слова об окончательном Спасении, когда "Б-г будет царствовать во веки веков".
На самом деле у этой песни две версии – мужская и женская. После того как Моше и сыны Израиля спели свою песнь, "взяла Мирьям, пророчица, сестра Аарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и свирелями. И воззвала Мирьям: "Пойте Б-гу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его поверг Он в море..."".
Сначала пели мужчины, потом женщины. Сначала мужчины пели, потом женщины пели, танцевали и били в бубны. Мужчины пели хвалу избавлению, пели о том, что жаждут высшего спасения, но чего-то все же недоставало. Чего-то такого, что могла восполнить только песнь женщины.
Чувства и вера
Мирьям, старшая сестра Моше и Аарона, возглавила повтор женщинами Песни у моря. Мирьям, чье имя значает "горечь", потому что, когда она родилась, народ Израиля переживал самую тяжелую пору египетского рабства. Мирьям, которая, когда младенца Моше положили в корзине у берега Нила, "встала поодаль, чтобы узнать, что с ним случится" (Шмот, 2:4).
Потому что именно Мирьям, исполненная глубоких женских чувств, по-настоящему переживала всю горечь Галута (изгнания и рабства). И именно Мирьям, по-женски полная терпения, стойкости и надежды, была той, кто в одиночестве следила за едва теплящейся в корзине нежной жизнью у берега гигантской реки. И той, чье пристальное внимание к тому, "что с ним случится", и как он выполнит свою миссию принести спасение ее народу, никогда не ослабевало.
Образ юной женщины, стоящей в густых зарослях у Нила, с противостоящей горечи Галута надеждой на спасение в сердце, вызывает в памяти образ еще одной женщины – Рахели. По словам пророка Ирмеяу, именно Рахель у одинокой своей могилы по дороге от Вифлеема к Иерусалиму оплакивает своих детей, страдающих в Галуте. Она в еще большей степени, нежели Патриархи или другие мужчины-главы Израиля, чувствует глубину нашей боли. И именно ее вмешательство, ее обращение к Б-гу, после того, как слова Патриархов не возымели воздействия, приносит спасение.
Мирьям и ее хор наполнили Песнь у моря силою чувств и глубиной веры, свойственными исключительно женщинам. Горечь Изгнания, переживалась ими гораздо острее, чем мужчинами, а вера их была крепче и сильнее. Поэтому и их жажда спасения была более пронзительной, как и радость, когда это спасение пришло, как и стремление к спасению высшему.
Сегодня
Выдающийся каббалист рабби Ицхак Лурия (Ари, 1534-1572) пишет, что последнее поколение перед приходом Мошиаха – это реинкарнация поколения Исхода.
Сегодня, когда мы стоим у порога окончательного Освобождения, это вновь именно женщина - чья песнь наиболее пронзительна, чьи тимпаны звучат надеждой, чей танец наиболее полон ликования. Сегодня, как и тогда, спасение принесут женщины-праведницы. Сегодня, как и тогда, ожидание женщинами Мошиаха - куда более глубокое, нежели у мужчин, вдохновляющее и поддерживающее их - звучит лейтмотивом в мелодии Избавления.


3. Учимся по тексту

/22/ И УВЕЛ МОШЕ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОТ МОРЯ СУФ, И ВЫШЛИ ОНИ В ПУСТЫНЮ ШУР, И ШЛИ ТРИ ДНЯ ПО ПУСТЫНЕ, И НЕ НАХОДИЛИ ВОДЫ. /23/ И ПРИШЛИ В МАРУ, И НЕ МОГЛИ ПИТЬ ВОДУ В МАРЕ, ИБО ГОРЬКА ОНА. ПОТОМУ-ТО И НАЗВАЛИ ЭТО МЕСТО МАРА. /24/ И ВОЗРОПТАЛ НАРОД НА МОШЕ, ГОВОРЯ: "ЧТО ПИТЬ БУДЕМ?". /25/ И ВОЗОПИЛ ОН К Б-ГУ, И УКАЗАЛ ЕМУ Б-Г ДЕРЕВО, И БРОСИЛ ЕГО В ВОДУ, И СТАЛА ВОДА ПРЕСНОЮ. ТАМ УСТАНОВИЛ ОН ЕМУ ЗАКОН И ПРАВОСУДИЕ, И ТАМ ИСПЫТАЛ ЕГО, /26/ И СКАЗАЛ: "ЕСЛИ БУДЕШЬ ТЫ СЛУШАТЬСЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, И УГОДНОЕ ЕМУ ДЕЛАТЬ БУДЕШЬ, И ВНИМАТЬ БУДЕШЬ ЗАПОВЕДЯМ ЕГО, И СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЗАКОНЫ ЕГО, ТО НИ ОДНОЙ ИЗ БОЛЕЗНЕЙ, КОТОРЫЕ Я НАВЕЛ НА ЕГИПЕТ, НЕ НАВЕДУ НА ТЕБЯ, ИБО Я – Б-Г, ТВОЙ ЦЕЛИТЕЛЬ".
/27/ И ПРИШЛИ ОНИ В ЭЙЛИМ, А ТАМ - ДВЕНАДЦАТЬ РОДНИКОВ ВОДЫ И СЕМЬДЕСЯТ ФИНИКОВЫХ ПАЛЬМ. И РАСПОЛОЖИЛИСЬ ТАМ СТАНОМ У ВОДЫ.
22. и увел Моше сынов Израиля После событий на море евреи следовали за Моше без сомнений, ибо осознали, что он действует по воле Всевышнего.
в пустыню Шур У северо-восточных границ Египта (см. Брейшит, 16:7 и 25:18). Сыны Израиля продвигались вдоль берега Суэцкого залива. Территории, прилегающие к северной его части, называются пустыней Шур, а к южной - пустыней Син.
три дня Груженый караван может пройти за это время ок. 72 км.
23. в Мару Многие исследователи идентифицируют эту стоянку с источником Бир-Хувара, расположенным в 75 км к юго-востоку от Аюн-Мусы и в 11 км от побережья. Здесь начинается наиболее удобный путь к горе Синай. Однако целый ряд исследователей идентифицируют Мару с источником Айн-Наба (он же Эль-Хуркуде). Этот источник расположен в 16 км к юго-востоку от Суэца и в 80 км от озера Тимсах.
25. и указал ему Б-г дерево Дерево - символ Торы, которую называют деревом жизни. Всевышний показал Моше, как объяснить людям, что Тора является единственным средством исправления как человека, так и всего мира. Тора подобна дереву, брошенному в воду и превратившему ее из горькой и несущей гибель в оазис со сладкой водой, поддерживающей силы человека.
закон и правосудие Мидраш рассказывает, что на стоянке в Маре Моше раскрыл евреям законы, установленные Всевышним для того, чтобы отношения между людьми могли строиться на основе справедливости и милости. И когда мы узнаем, что на стоянке у горы Синай Моше сидел и судил народ, мы понимаем, что если бы эти основные законы не были бы сообщены еврейскому народу, Моше не смог бы творить основанный на законе и справедливости суд, устранять распри и гасить ссоры, объединяя и подготавливая сынов Израиля к получению Торы.
и там испытал его Всевышний воспитывает веру в Своем народе. Недостатки веры устраняются через испытания.
26. если будешь ты слушаться Народ, вышедший из Египта, до конца не осознает дальнейшего развития событий. Люди стремятся к горе Синай, с нетерпением ожидая полного раскрытия Божественного Присутствия в мире. Однако лишь немногие из сынов Израиля докадываются о том, что Всевышний избрал еврейский народ для выполнения трудной и тяжелой миссии: преобразовать все человеческое общество и привести все народы, погрязшие в идолопоклонстве, разврате и жестокости, к осознанию связи человека с Творцом и к пониманию блага. Для этого евреи сами должны стать народом, живущим по справедливым законам, определенным Всевышним. И сейчас, в самом начале пути, Он показывает, что, приняв, осознав и выполняя закон Творца, народ всегда найдет все необходимое для существования. Если же закон не будет выполняться, то так же, как природа обернулась против жестоких и безжалостных египтян, она обернется и против избранного и спасенного от египетского рабства народа. И тогда даже то, что Всевышний приготовил для его блага, станет непригодным, как Нил, источник изобилия Египта, ставший зловонным, неспособным напоить даже одного человека.
Я – Б-г, твой целитель Не следует думать, что все, чем пользуется человек, будет доступно всегда. Верно, что Всевышний постоянно создает условия для существования народа, и если бы не Его постоянная забота, человек не смог бы найти все необходимое. И поэтому Всевышнего можно сравнить с врачом, лекарство которого действует постоянно, и больной, которому не дали его вовремя, сразу же чувствует себя плохо. Но природа не является естественным помощником человека. Только соблюдение закона установит связь со Всевышним, Который всегда готов дать народу все необходимое для поддержания существования.
27. в Эйлим Это место часто идентифицируют с Вади-Герандель, в 4 км к северу от Тора. Эта местность изобилует высокими стройными деревьми и богато источниками.


4. О манне небесной замолвите слово

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Наша недельная глава повествует о событиях, оставивших неизгладимый след во всей мировой истории. Я имею ввиду, конечно же, в первую очередь рассечение Красного (Тростникового) моря, переход через него сынов Израиля и гибель египетского войска, преследовавшего евреев во время этого перехода. В этой точке "разборки" Вс-вышнего с Египтом достигли своей кульминации, и спасенный Народ Израиля вместе с Моше воспел "Песнь на море" – благодарственный гимн за избавление и за отмщение угнетателям и палачам. Этот момент стал великим актом веры, ибо согласно нашей традиции, евреи сперва вошли в море, поверив словам Моше, и лишь затем оно расступилось, открывая проход. Как сказали наши благословенной памяти Мудрецы: "Даже служанка видела на море видения, которые не видел пророк Иехезкель бен Бузи".
Но вот отзвучала торжественная песня, трофеи, оставшиеся от погибшего египетского войска, собраны, и народ отправляется в дальний путь – по пустыне, к горе Синай. И тут выясняется, что подвиг веры – это не единоразовый акт, а ежедневное усилие, которое необходимо прилагать раз за разом. Путь по пустыне стал для евреев начальной школой веры, ибо одно дело – верить во Вс-вышнего, и совсем иное – верить Вс-вышнему, доверять Ему. Об одном уроке в этой непростой школе мы и побеседуем сегодня.
На четвертую неделю марша по пустыне у народа начали подходить к концу съестные припасы. Казалось бы, нечего волноваться – Тот, Кто сумел разверзнуть море, сможет и накормить любое количество людей. Но рабская привычка не из тех, от которых можно лего избавиться! Ведь раб привык получать свою пусть нищенскую, но постоянную порцию, без связи с тем, работает ли он в этот день или нет. И вот: "И ВОЗРОПТАЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ НА МОШЕ И АhАРОНА В ПУСТЫНЕ. И СКАЗАЛИ ИМ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ: "ЛУЧШЕ БЫ НАМ УМЕРЕТЬ ОТ РУКИ Б-ГА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, КОГДА МЫ СИДЕЛИ У ГОРШКА С МЯСОМ И ХЛЕБ ДОСЫТА ЕЛИ, ВЕДЬ ВЫ ВЫВЕЛИ НАС В ЭТУ ПУСТЫНЮ, ЧТОБЫ УМОРИТЬ ВСЕ СОБРАНИЕ ЭТО ГОЛОДОМ!" (Шмот 16:2-3).
Ох, не просто выдавливать из себя раба! И поэтому на первый раз Вс-вышний отнесся с пониманием к страху евреев перед призраком голодной смерти, не смотря на их сетования по поводу оставленных за спиной "благах" Египта. Более того, Б-г удовлетворил их просьбу: "И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ВОТ Я ПОСЫЛАЮ ВАМ ХЛЕБ С НЕБЕС, И БУДЕТ ВЫХОДИТЬ НАРОД, И СОБИРАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, СКОЛЬКО НУЖНО НА ДЕНЬ - ЧТОБЫ МНЕ ИСПЫТАТЬ ЕГО, БУДЕТ ЛИ ОН ПОСТУПАТЬ ПО ЗАКОНУ МОЕМУ ИЛИ НЕТ" (16:4). Вс-вышний возвестил через Моше Рабейну, что раз в день, с утра, Он будет посылать народу своему "хлеб с небес". И это будет не просто еда – это будет испытанием. Но прежде чем мы узнаем, в чем оно состояло, выясним, что же этот хлеб представлял собой. "И БЫЛО - ….. УТРОМ БЫЛ СЛОЙ РОСЫ ВОКРУГ СТАНА. И ИСПАРИЛАСЬ РОСА, И ВОТ - НА ПОВЕРХНОСТИ ПУСТЫНИ НЕЧТО МЕЛКОЕ, РАССЫПЧАТОЕ, МЕЛКОЕ - КАК ИЗМОРОЗЬ НА ЗЕМЛЕ. И СМОТРЕЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И ГОВОРИЛИ ДРУГ ДРУГУ: "ЧТО ЭТО?" ИБО НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО. И СКАЗАЛ ИМ МОШЕ: "ЭТО ХЛЕБ, КОТОРЫЙ ДАЛ ВАМ Б-Г В ПИЩУ". (16:13-15). На древнем иврите вопрос "что это?" звучит "ман hу?", и отсюда название данного продукта – "ман". Ман представлял собой мелкое белое драже, которое выпадало с утра на слой росы, и затем второй слой росы покрывал его, как герметичная упаковка. Ман, не собранный до времени, пока солнце не начинало припекать, испарялся вместе с росой. Кроме этого, ман обладал несколькими поразительными свойствами, ставящими его в один ряд с самыми большими чудесами и знамениями, произошедшими с Народом Израиля. Вот эти качества:
- Ман имел вкус той пищи, о которой думал человек во время еды
- Его можно было собрать только определенное количество на человека – тот, кто пытался собрать больше, чем было положено, убеждался, что, дойдя до определенного уровня, ман в его суме не прибывает, не смотря на его усилия.
- Ман выпадал для каждого человека на различном расстоянии от его шатра: праведники собирали его у порога, средние люди – в пределах стана, а злодеи и нечестивцы вынуждены были проводить несколько часов за пределами лагеря, чтобы набрать себе достаточно мана. Это качество особо не нравилось многим, т.к. оно не позволяло человеку выдавать себя за праведника – все сразу понимают, что тот, кто ищет ман подолгу, даже если у него большая шляпа и длинные пейсы, не является благочестивым человеком. А если кто-то пытался собирать ман ближе, чем это позволял ему его духовный уровень, то сколько бы горстей он не клал себе в торбу, она все равно оставалась пустой.
- Ман можно было готовить любым способом, или есть сырым
- Ман полностью усваивался организмом, не оставляя отходов
- Ман нельзя было накопить впрок. Если его не съедали до утра, он загнивал и становился отравой, кишащей червями. С помощью мана Вс-вышний показал евреям два аспекта Шабата, который даровал им тут же, в пустыне, во время пути к горе Синай: "Шамор" и "Захор" – "Храни день Шабата" и "Помни день Шабата", т.е. запретительные и предписывающие заповеди Седьмого Дня. Аспект "Храни…" выражался в том, что ман не выпадал в Шабат. Наши Мудрецы дали философское объяснение этому моменту – в течение шести будних дней основное направление движения энергии – от Творца к творению, т.е. сверху вниз, и поэтому ман мог спокойно выпадать. Но в Шабат направление движения меняется, т.к. весь мир как бы стремиться сам подняться ко Вс-вышнему, раскрывая скрытую до поры духовность, и поэтому ман не спускался. А аспект "Помни…" заключался в том, что в шестой день выпадала двойная порция мана, часть которой можно было оставить и на следующий день, и символизировал благословение, которым обладал Шабат. В память об этом мы кладём на шабатний стол две халы – "мишнэ лэхем" – "двойной хлеб". Именно с этим моментом связан первый "прорыв" гнева Вс-вышнего: "И БЫЛО - НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ВЫШЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАРОДА СОБИРАТЬ, НО НЕ НАШЛИ. И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ДО КАКИХ ПОР БУДЕТЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ВЫ СОБЛЮДАТЬ ЗАПОВЕДИ МОИ И НАСТАВЛЕНИЯ МОИ? СМОТРИТЕ, ВЕДЬ БОГ ДАЛ ВАМ СУББОТУ, ПОЭТОМУ ДАЕТ ОН ВАМ В ДЕНЬ ШЕСТОЙ ХЛЕБА НА ДВА ДНЯ; СИДИТЕ КАЖДЫЙ У СЕБЯ, ДА НЕ ВЫХОДИТ НИКТО ИЗ МЕСТА СВОЕГО В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ" (16:27-29). Кстати, из этого стиха выводится запрет уходить от места, где проводишь Шабат, дальше определенного расстояния.
В трактате Бава Кама (лист 91Б) авторы Талмуда приводят в качестве иллюстрации народной пословицы "Из-за (плохого поведения) колючек страдает репутация капусты, растущей рядом" именно этот случай: хотя Моше, естественно, не выходил собирать ман в Шабат, Вс-вышнй включил и его в эту группу, обратившись через него к Народу Израиля во множественном числе. МаГаРаЛь из Праги отмечает в своей книге "Хидушей Агадот", что причина этого заключается в том, что у каждого человека есть два аспекта – "микро" и "макро". Микро – это человек сам по себе, его внутренний мир, а макро – это человек как часть чего-то большего, элемент системы, в данном случае – народа. И поскольку Тора и заповеди были даны Творцом Народу Израиля в целом как единому организму, а не как совокупности отдельных индивидуумов, то и спрашивать Вс-вышний тоже будет со всех, даже с тех праведников, которые не имеют непосредственного отношения к проступку. А Моше, как вождь поколения, несет за всех особую ответственность.
Из этого важного момента выводится принцип коллективной ответственности внутри нашего народа. Все мы в одной лодке, и никто не может сказать, что его не волнует судьба другого. Так давайте же не будем раскачивать наш общий корабль!


5. Победа над Амалеком

Когда еврейский народ вышел из Египта и направился к горе Синай чтобы получить там Тору, то по дороге им пришлось выдержать два сражения – одно с фараоном, другое – с Амалеком.
Про сражение с фараоном Всевышний сказал: "Я, Б-г ваш буду сражаться за вас", но про бой с Амалеком сказано: "Выйди на войну с Амалеком".
В чем разница между этими сражениями? Почему в одном случае Всевышний сражается за еврейский народ, а в другом – Он велит евреям самим выйти на войну?
Фараон не мешал еврейскому народу в их пути к горе Синай. Он хотел отобрать у них все добро Египта, которое они уносили с собой. В отличие от фараона, Амалек встал на пути еврейское народа, не давая им пройти к горе Синай. Амалек не позволял им получить Тору, поэтому и велел Всевышний – "выйди воевать с Амалеком".
Если кто-нибудь мешает или задерживает получение Торы, то необходимо принять все возможные меры, сделать все, чтобы обеспечить получение Торы и объединение с ней. Правда, что война не в характере еврейского народа. "Мечом своим жить будешь" – подходит всем остальным народам, не евреям. Но, когда на пути еврейского народа к получению Торы встает война, то уже нет времени на раздумья – надо воевать и все. Надо сделать все, чтобы удостоиться получить Тору.
Еврейский народ победил Амалека, и эта победа выходила за рамки физического мира. Согласно законам природы должен был победить Амалек. Однако, еврейский народ шел на войну, руководствуясь не соображениями превосходства в силе и возможностях, они шли воевать, сознавая, что они – посланники Моше Рабейну, что они воюют, чтобы получить Тору. Когда мы опираемся на силу Торы, когда мы – посланники Торы, то мы побеждаем!
***
Амалек напал на еврейский народ, когда тот был на пике воодушевления. Они горели желанием получить Тору. Амалек хотел "остудить" это стремление, "охладить" воодушевление по отношению к Торе. "Который случился с тобой в дороге" ("случился" – на иврите – "карха", "кар" также означает холод), – т.е. Амалек "охладил" еврейский народ.
Нам заповедано помнить об Амалеке, вспоминать его каждый день. В духовном смысле, Амалек – это все, что стремится охладить воодушевление еврейского народа в служении Всевышнему.
Из войны с Амалеком мы учимся тому, как можно противостоять Амалеку духовному: если кто-нибудь попытается остудить наше стремление служить Всевышнему, то мы должны мобилизовать все наши силы на войну с ним и стереть даже память о нем. Ничего не бояться и уничтожить Амалека духовного.
В час духовной битвы мы должны помнить, что не наша собственная сила ведет нас. Не в силу наших собственных заслуг мы сможем победить, а только в заслугу Моше Рабейну. Мы сражаемся как посланники Торы и, разумеется, мы победим.
(адаптировано по "Ликутей сихот", часть 1, стр. 144-146)
Пасук: "И вывел Моше Израиль из Красного моря", Раши объясняет так – "вывел вопреки их воле". Моше Рабейну заставил еврейский народ расстаться с Красным морем и продолжить путь дальше – к горе Синай.
Бней-Исраэль не хотели уходить от Красного моря, так как собирали там золото и серебро египтян, утонувших в море. Египтяне украшали своих коней драгоценными камнями, золотыми и серебряными украшениями, когда они погнались за евреями и утонули в Красном море, то море вынесло все драгоценности на берег и евреи собирали их.
Еврейский народ был поглощен собиранием богатств и не хотел уходить от Красного моря. Даже Моше Рабейну они не хотели слушать, когда тот велел им оставить все богатства, пока он не заставил их отойти от моря и направиться в горе Синай для получения Торы.
Такое поведение еврейского народа удивительно и непонятно.
Когда евреи выходили из Египта, то несли с собой богатства, полученные от египтян. Гмара рассказывает, что у каждого еврея было девяносто ослов, нагруженных египетским золотом и серебром. Если так, то зачем евреям понадобилось еще больше богатств – после рассечения Красного моря?! И вообще, как может быть, что после того, как еврейский народ стал свидетелем великих чудес, какие явил им Всевышний и после рассечения Красного моря, они еще занимались золотом и серебром?
Еврейский народ знал, что цель Исхода из Египта – дарование Торы, если так, то почему они медлили ради золота?
Как это возможно, что Бней-Исраэль не сдвинулись с места – не уходили от моря, пока Моше Рабейну их не заставил, и они отправились в путь против воли?
Но еврейский народ вел себя так не из-за страсти к золоту, а только из желания как можно лучше выполнить заповедь Всевышнего! – Как именно?
Накануне Исхода еврейскому народу было заповедано взять у египтян как можно больше золотых и серебряных сосудов, как сказано: "и попросят каждый у каждого… золотые и серебряные сосуды". Им было заповедано освободить Египет от всех его богатств, как сказано: "и отберите все у Египта". Всевышний велел им опустошить Египет.
Поэтому, во время Исхода из Египта еврейский народ выполнил повеление Всевышнего и забрал из Египта множество золота и серебра. Они освободили египтян от имущества.
И вот, после рассечения Красного моря, евреи с удивлением обнаружили, что у египтян еще что-то оставалось. Выяснилось, что Египет не был опустошен полностью, еврейский народ с таким воодушевлением выполнял повеление "и отберите все у египтян", собирая золото и серебро, что просто не обращали внимания на окружающую действительность.
Они собирали еще и еще египетские богатства – для того, чтобы как можно полнее и лучше выполнить повеление Всевышнего.
Именно из-за того, что Бней-Исраэль видели проявление Всевышнего в рассечении Красного моря, они хотели целиком и полностью выполнить волю Всевышнего. У них пробудилось желание и стремление выполнять заповеди Всевышнего полностью и целиком, поэтому-то они занялись собиранием золота и серебра, пока Моше Рабейну силой не увел их оттуда.
Если так, то еврейский народ вообще не интересовался золотом, им было ни к чему такое богатство - они только хотели полностью и целиком выполнить повеление Всевышнего!
(адаптировано по "Ликутей сихот", часть 21, стр. 77-83)'



ЕВРЕИ И ВОЙНА

  (по «Шмот», 17:8, 9, 13) Недельный раздел «Бешалах»


                                              «Семьдесят ликов Торы» 

Институт Изучения Иудаизма в СНГ
под руководством раввина А. Штейнзальца

 
Варианты перевода:
(8) И ПРИШЕЛ АМАЛЕК, И СТАЛ ВОЕВАТЬ С ИЗРАИЛЕМ В РЕФИДИМЕ. (9) И СКАЗАЛ МОШЕ ЙЕЃОШУА: «ВЫБЕРИ НАМ МУЖЕЙ И ВЫХОДИ НА ВОЙНУ С АМАЛЕКОМ! ЗАВТРА Я ВСТАНУ НА ВЕРШИНЕ ХОЛМА С ПОСОХОМ ВСЕСИЛЬНОГО Б-ГА В РУКЕ МОЕЙ»…(13) И ОСЛАБИЛ ЙЕЃОШУА
АМАЛЕКА И НАРОД ЕГО СИЛОЙ МЕЧА. (П. Гиль)

(8) И ПРИШЕЛ АМАЛЕК, И ВОЕВАЛ С ИСРАЭЛЕМ В РЕФИДИМ. (9) И СКАЗАЛ МОШЕ ЙЕГОШУА: ВЫБЕРИ НАМ МУЖЕЙ И ВЫЙДИ, СРАЗИСЬ С АМАЛЕКОМ. ЗАВТРА Я СТАНУ НА ВЕРШИНЕ ХОЛМА, И ПОСОХ Б-ЖИЙ – В МОЕЙ РУКЕ…(13) И ОБЕССИЛИЛ ЙЕГОШУА АМАЛЕКА И ЕГО НАРОД ОСТРИЕМ МЕЧА. (Д. Йосифон)

Комментарии:

Раши: Слова «И вышли сыны Израиля вооруженными из страны египетской» («Шмот», 13:18) означают, что евреи были вооружены и снабжены всем необходимым для боя и перехода.… Это
было сказано для того, чтобы впоследствии, когда речь зайдет о войнах с Амалеком, Сихоном,
Огом и Мидьяном, ты не удивлялся, откуда у них взялось оружие, ибо они везде поражали врагов
мечом.
Ибн Эзра: Если народ был приучен безропотно и смиренно переносить тяготы рабства, как он мог сразиться с врагом? Израиль был слаб и к войне не приучен. Амалек же напал на евреев с небольшим
отрядом и разбил бы их окончательно, если бы не молитва Моше. Творец определил, чтобы все мужчины, вышедшие из Египта, умерли, ибо у них не было ни сил,ни умения сражаться с народами Кнаана; к этому было способно лишь сильное духом поколение, выросшее в пустыне и не ведавшее рабства.
Рамбам: Если бы евреи не подвергались испытаниям в пустыне, они не смогли бы войти в страну Кнаан и сражаться с ее обитателями. Выведя евреев из Египта, Б-г не повел их через страну филистимлян, хотя этот путь был короче, так как Он не хотел, чтобы народ возвратился в Египет,
и повел их к морю. Зачем? Безмятежность порождает нерешительность, а тяготы и страдания закаляют волю. По замыслу Творца, они скитались по пустыне, пока не обрели мужество, ибо известно, что долгие странствия и отсутствие условий для удовлетворения естественных нужд тела, вроде мытья и т. д., закаляют, а противоположное размягчает сердце.
Рамбан: К наступательной войне евреи готовы не были. Филистимляне не дали бы им пройти через их страну, и их нужно было бы атаковать. Однако евреи опасались развязывать сражение. С другой стороны, с Амалеком они сражались, ибо там нужно было лишь обороняться, – ведь он напал на них. Лишь позднее, когда они отдалились от Египта на значительное расстояние, евреи осмелились вести наступательную войну – против Сихона и Ога.
Хизкуни: Они боялись нападений и с фронта – филистимлян, – и с тыла – египтян. Египтяне преследовали их, а филистимляне обитали в стране Кнаан, которую евреям предстояло покорить.
«Ктав ѓа-софер»: Кнаан, в котором обитали филистимляне, был страной с развитой по тем временам военной технологией. Придя туда, евреи переняли__бы их нравы, обычаи и новейшую тактику ведения войны. Тогда они вернулись бы в Египет, чтобы покорить его, и осели бы в нем, вместо того, чтобы двинуться по направлению к Эрец-Исраэль.
Абраванель: Сказано в «Мишлей»: «Конь подготовлен на день войны…» – и лишь затем: «…но победа – от Г-спода» (21:31). Нельзя полагаться на чудеса, следует прилагать усилия, стараясь изменить существующую реальность, и поэтому евреи вышли из Египта вооруженными. С одной стороны, народ уповал на Г-спода, с другой – был вооружен!
Рабейну Бахья: Торой определено, чтобы человек следовал естественным путем, и лишь затем может произойти чудо. Сказано в книге «Йеѓошуа»: «Устрой засаду у города, позади него» (8:2). Если ты привык к чудесам, к чему тебе засада? Речь идет о том, что так или иначе следует делать все от нас зависящее, а в остальном полагаться на Небеса.
Сфорно: «…А сыны Израиля выходили – свободные и бесстрашные…» («Шмот», 14:8) из Египта, ибо собирались взять количеством, легко победив фараона и его войско, уступавшее им в численном
отношении. Из этого следует, что в военном деле евреи ничего не понимали, ибо небольшого вражеского отряда из хорошо обученных воинов надо было бояться больше, чем многочисленной орды египтян, бросившейся за ними в погоню.
«Хатам Софер»: «Не сыпь песок в колодец, из которого пил воду» – Все-вышнему не было угодно, чтобы евреи сражались в Египте, поэтому сказано:«…не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был в стране его» («Дварим»,23:8). Евреи не могли сражаться против египтян, это противоречило бы нормам морали. Тора преподносит нам урок нравственности: евреи вооружены, и, тем не менее, не сражаются с египтянами в открытую, ибо Египет был для них пристанищем на протяжении долгого времени.
Й. Нахшони: Мудрецы говорили, что есть три способа противостоять врагу: дары, молитва и война. В изгнании борьба с врагом велась двумя первыми способами. Третий же предназначен только для страны Израиля.

Вопросы:


  • * Если у евреев было оружие в Египте, почему они им не воспользовались?
  • * Почему Творец не хотел, чтобы евреи, выйдя из Египта, сразились с филистимлянами?
  • * Трудности пути способны сломить или поднять боевой дух?
  • * Какая армия более дееспособна – дисциплинированных рабов или свободных людей?
  • * Что, согласно Рамбаму, способно ослабить народ? О какой слабости он говорит – физической или моральной?
  • * Евреи спаслись из Египта чудесным образом; почему они не ждали чуда и во всех остальных случаях при столкновениях с врагом?
  • * Почему ни в Египте, ни на протяжении сорока лет странствий по пустыне евреи не развязывали наступательную войну по собственной воле?
  • * Если евреи вышли из Египта вооруженными, как можно после этого говорить об уповании на Г-спода?

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.