Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Бэхукотай

Краткое содержание главы "Бэхукотай"

Ваикра (Левиты) 26:3-27:34

В начале главы "Бэхукотай" Всевышний обещает, что если народ Израиля будет следовать Его законам, то они удостоятся материального благополучия и будут жить в покое на своей земле. Но затем звучат суровые слова упрека, предрекающие изгнание и другие бедствия и невзгоды, которые постигнут евреев, если они нарушат свой союз с Б-гом.
Но и при всем этом, даже "когда они будут в земле врагов своих, Я не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их в нарушение завета Моего с ними; ибо Я Г-сподь, Б-г их".
В конце главы даются законы расчета стоимости различных видов дарственных обетов, а также заповедь о десятине, отделяемой от урожая и от приплода скота.


Уроки недельной главы:



1.    Законам следовать и заповеди соблюдать

Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Завершается третья книга Торы — Ваикра. На этой неделе мы читаем ее последний раздел.
«Если Моим законам будете следовать и Мои заповеди отстают от нас на одну недельную главу и ныне читают раздел Беар, которому был посвящен предыдущий выпуск «Истоков». О причинах такого отставания мы уже
соблюдать, то…»— и дальше идет перечисление всех тех благ, которых удостоится еврейский народ на своей земле, если будет соблюдать заповеди Торы. «Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все эти заповеди, то…» — и дальше следует список всех бед и несчастий, которые обрушатся на Землю Израиля и еврейский народ, уклонившийся от выполнения своей части договора, заключенного с Творцом мира у горы Синай. Страшная глава, она и обнадеживает, и повергает в трепет.
Обратимся к одной строке нашей главы, строке удивительной, невозможной, — если взглянуть на нее глазами тех людей, которые получали Тору на Синае. В ней еврейскому народу обещана, ни больше ни меньше, вечная жизнь! Это сегодня мы относимся к неистребимости потомков Авраама, Ицхака и Яакова, как к историческому факту. Но тогда нельзя было представить, что один народ — маленький, слабый, пребывающий в среде сильных воинственных наций — на самом деле выживет и пройдет до самого финала человеческой истории. Вот эта строка (Ваикра 26:44): «Но и тогда, находясь в стране своих врагов, не станут они Мне противны и настолько отвратительны, чтобы истребить их, чтобы Я нарушил Свой завет с ними». До этого все племена и нации, изгнанные из своих домов, всегда истреблялись, — но с евреями будет иначе. Тем самым было подтверждено обещание, данное нашему праотцу Аврааму (Берешит 17:7):«Установлю Свой союз между Мной и тобой, и твоим потомством, которое будет после тебя, — на все поколения, вечный союз». Много позже устами пророка было засвидетельствовано (Йирмеяу 46:28): «Я — с тобой. Потому что истреблю все народы, среди которых Я тебя рассеял, но тебя не истреблю. Накажу тебя Своим судом, но не уничтожу».
Повторяем, здесь представляется интересным не то, что наш народ не исчез за три тысячи лет, а то, что в Торе приведено об этом прямое пророчество. Явись Тора сочинением человеческого разума, опасной и неоправданной смелостью выглядела бы такая заявка ее авторов, обращенная к будущим читателям. Читатель (он же еврейский народ) исчез бы, и никто Тору из его рук не подхватил бы, — зачем, если центральное ее пророчество оказалось блефом?
Теме исполнения пророчеств Торы посвящена небольшая, но удивительная книга «Пламя не спалит тебя», написанная замечательным иерусалимским раввином, бывшим преподавателем математики в казанской средней школе, человеком фантастической судьбы, праведником и подвижником Торы, равом Ицхаком Зильбером. Читаем в ней: «Ничего подобного не было в мировой истории — народ, на протяжении тысячелетий подвергавшийся бесконечным преследованиям, уничтожавшийся физически и духовно, выжил и продолжает существовать, разбросанный по всем странам мира, но сохранивший при этом свою неповторимую индивидуальность. Ни один из историков не в состоянии объяснить, почему мы до сих пор не сгинули, не смешались с народами, среди которых жили. Эта загадка не давала покоя и русским писателям и философам». Дальше автор приводит ряд в высшей степени любопытных цитат, из которых дадим только две.
«Приписывать этот феномен одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова». (Ф.Достоевский, «Дневник писателя за 1877 год».)
«С точки зрения материалистической судьба (этого народа) совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы». (Н.Бердяев, «Смысл истории».)
Для нас здесь нет никакой мистики — так обещано Торой. Нет у нас оснований сомневаться и в окончательном ее пророчестве (Дварим 30):«Возвратит Всевышний твоих изгнанников, смилуется над тобой и снова соберет тебя из всех народов… И приведет тебя в землю, которой владели твои отцы, и станешь ею владеть».


2.    Материальная награда

Рав Исроэль Зельман, из цикла «Книга для изучения Торы»
В главе «Бехукотай», в конце перечисления наград, получаемых еврейским народом за исполнение заповедей Торы, находится один из самых известных и часто цитируемых комментариев. Это — разъяснение р. Шломо Эфраима («Кли Якар»), где спрашивается: почему в тексте Торы упоминаются только материальные удобства, а духовное воздаяние после жизни (являющееся главным) вообще не упоминается. «Кли Якар» приводит 8 ответов на этот фундаментальный вопрос.
После обещаний сытости, мира, лёгких побед над врагами и огромных урожаев, Вс-вышний в завершение говорит:
«И буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом».
Выражение «ходить среди вас» Раши объясняет так: «Буду прогуливаться с вами в Саду Райском, как один из вас, и не будете содрогаться передо Мной. Может быть, не будете благоговеть передо Мной?» Учение говорит: «И буду вам Б-гом» (употр. Имя «Элоким», обозначающее Качество Суда).
Пишет «Кли Якар»: Раши объясняет так, чтобы отстранить от Торы всякие придирки и оспаривания, которые говорят: есть тут основание для недовольства, поскольку не упомянута в Торе духовная награда в мире грядущем, и получается, что цель исполнения заповедей Торы — награда мира этого… И уже старались разрешить эту проблему многие. Семь мнений пространно разбираются в комментариях р. Ицхака Абарбанэля, я же упомяну эти 7 ответов кратко.
  • 1. Мнение р. Моше бен Маймона (Рамбам). Все обещания удобств и успехов в этом мире — по сути не награда, а устранение того, что мешает служить Творцу (войн, болезней, голода). Р. И. Абарбанель добавляет, что духовная награда не упоминается, чтобы человек служил Создателю во Имя Его, а не за награду или из-за страха перед наказанием.
  • 2. Мнение р. Авраама бен Эзры. Тора дана всем, а дела мира духовного будут поняты одним из тысячи. Ведь материальному человеку очень трудно постичь духовное.
  • 3. Мнение р. Бахаи-старейшины (и также Рамбан склонялся к этому). Все обещания материальных наград выходят за границы природного мира (это сверхъестественно, когда дожди идут из-за исполнения заповедей и прекращаются из-за грехов). А то, что душа поднимется к своему истоку, естественно для души, и в упоминании не нуждается. (Ведь в Торе сказано о наказании «Отсечением души» (карет כרת), из чего понятно, что без этого наказания душа присоединится после жизни к своему истоку).
  • 4. Из книги «Кузари» (р. Йеуды hа-Леви, где описано приобщение хазарского кагана к иудаизму). В старые времена многие отрицали «детальное слежение» Вс-вышнего за материальным миром, считая, что всё в мире делается не по Воле, а механически. Поэтому в Торе упомянуты именно материальные награды, показывающие прямое участие Творца в жизни нашего мира.
  • 5. Мнение р. Саадии-гаона. До Дарования Торы многие служили звёздам, совершали для них специальные ритуалы, чтобы пришло благословение урожаям. Поэтому Вс-вышний упомянул, что даже без этих ритуалов (запрещённых Торой) материальные благословения не пропадут.
  • 6. Мнение р. Нисима. Если Вс-вышний обещал соединиться с еврейским народом, расположить тут своё Присутствие даже в этом мире, где к душе примешана материя, то тем более Присутствие Творца будет с душой после освобождения от телесной оболочки.
  • 7. Мнение р. Йосефа Альбо из «Книги основ». Материальные блага (как победы над врагами или большие урожаи) даются сразу всему народу, они — дело коллективное, ведь мир судится по большинству деяний. Духовные награды — дело индивидуальное. В Торе упоминается то, что касается всего народа в целом.
После этого перечисления «Кли Якар» приводит собственный аргумент: если бы награда в этом мире была единственным обещанием, тогда в чём примущество Авраама, скитавшегося всю жизнь, от Нимрода-злодея, властвовашего над миром?..
В книге уроков р. Моше Шапиро «Реэ Эмуна» (уроки 29 и 32) подробно раскрывается смысл первого из 8 ответов. Сначала р. Моше разъясняет ошибочность служения «во имя награды» (из-за чего в Торе упомянуты не духовные награды, а материальные удобства, позволяющие служить Б-гу, не отвлекаясь на войны и лечение болезней).
Среди прочего р. Моше говорит: Служение Б-гу не во Имя Его, а ради вознаграждения, — это не истинное служение. Цель в том, чтобы человек познал и ощутил, что Служение Творцу вынужденно самой сутью его бытия. То есть, так же, как для бытия необходимо наличие земли под ногами и воздуха для дыхания, так же для него необходимо и Служение Б-гу… Всякий, кто рассматривает заповеди Торы как средство для [хорошего] воспитания или психологической помощи, отрывает Тору от её корня… От этого предостерегал в Мишне (Авот, гл. 1) Антигнос из Сохо: «Не будьте подобными рабам, служащим господину своему ради вознаграждения…»
Награды же материальные, продолжает р. Моше, вообще нельзя назвать наградами, а только — помощью, которая даёт возможность исполнять заповеди. Об этом сказано в Талмуде (Кидушин, 39): «Награды за заповеди в этом мире нет», — «нет» в смысле нет для этого возможности, нет в этом мире средств для награды, соответствующих величию заповеди…
Далее (говоря о намерениях при исполнении заповедей) р. Моше приводит (от имени Маймонида), что существует два случая исполнения заповедей: когда человек заставляет себя, побеждая дурные инстинкты, и когда, наоборот, в нём преобладает естественная, «природная» склонность к заповедям. Из слов Маймонида следует, что необходимо и то, и другое. Заповеди, регулирующие отношения людей, следует исполнять не только потому что так приказал Вс-вышний, но и по естественной склонности к ним: как написано в Мидраше, «если бы Б-г не дал эти заповеди (вроде запрета воровать, обижать, наносить ущерб), мы должны были бы сами понять их необходимость». Благо, совершаемое человеком для других, должно исходить из его сердца, а не только от приказа свыше — иначе теряется сама форма такой заповеди[1].
Отметим, что подавляющее большинство «заповедей между человеком и человеком» — это законы самой Торы (а не мудрецов): бросающий на тротуар кожуру банана нарушает запрет Торы, тот же, кто ест банан без благословения — нарушает запрет мудрецов…
Для других заповедей, т.н. «хуким» (חוקים), до конца не познаваемых Законов Торы — нормально (и даже правильно) если человек исполняет заповедь в борьбе с собой, как написано в Мидраше (Торат Коhаним): «Пусть не говорит человек: не желаю кушать мясо с молоком, одевать шерсть со льном или вступать в запрещённые интимные отношения! Но [пусть скажет:] «Желаю! Однако что делать?!.. Вс-вышний мне запретил».


3.    Еврей по выбору


Р-н Йоси Голдман
Смотрят ли в Иудаизме на геров(прозелитов) свысока? Является переход в Иудаизм чем-то, к чему относятся с неодобрением? Безусловно, за многие годы я не раз слышал пренебрежительные замечания, зачастую, что забавно, звучащие от людей, отнюдь не соблюдающих еврейские традиции. "Черного кобеля не отмыть добела" – это еще самое мягкое из того, что мне приходилось слышать. Но не обращайте внимания на то, что говорят отдельные евреи. А что говорит иудаизм?
Простой ответ, что классическим определением еврея всегда было "человек, рожденный от матери еврейки или принявший иудаизм согласно Галахе (законам Торы)". Так что при условии, что процесс гиюра был проведен компетентными ортодоксальными раввинами, человек, прошедший его, становится таким же евреем, как и те, что были рождены ими. Те, кто будут свысока смотреть на прозелитов должны помнить, что некоторые из величайших мудрецов Торы были потомками прозелитов, включая и легендарного рабби Акиву.
Более того в мидраше сказано, что истинный прозелит дороже в глазах Всевышнего, чем человек, рожденный евреем. Почему? Потому что у человека, рожденного от матери-еврейки, не было в этом никакого выбора. Если ваша мать еврейка, вы еврей и точка. Вы не можете отказаться от этого права, данного вам по рождению. Нравится вам это или нет, это биологический и духовный факт. Вы можете попробовать перейти в другую религию, но иудаизм не признает подобные искусственные изменения. Еврей – это еврей и все тут. Если вы родились евреем, умрете вы тоже евреем.
Но прозелит не был обязан становиться евреем. Никто не заставлял его или ее делать это. И если уж на то пошло, люди, выбравшие еврейство, точно осведомлены о такой милой вещи, как антисемитизм. Это им нужно? Они что, дураки или самоубийцы? Зачем кому-то в здравом уме искать себе неприятности?! В мидраше сказано, что тот, кто совершает такой осознанный и обдуманный выбор принять Б-га Авраама, несмотря на всю непопулярность сынов Авраама, заслуживает особой любви Всевышнего. Еврей по выбору – это воистину еврей.
В Талмуде (трактат Йевамот, 47б) есть одно неоднозначное утверждение, требующее пояснений. "Израилю столь же тяжко от прозелитов, как от язвы". Не очень лестный отзыв. В качестве простого объяснения здесь можно сказать, что прозелиты, неискренние и не в полной мере верные еврейской жизни – возможно, принявшие иудаизм, имея на то скрытые мотивы, вроде того, чтобы жениться/выйти замуж за еврея, - при несоблюдении заповедей дискредитируют иудаизм, и это негативно отражается на других евреях.
Но есть и другая интерпретация. Некоторые понимают данное утверждение, что прозелиты - как язва для народа Израиля, в том смысле, что они позорят евреев по рождению. Почему? Потому что очень часто прозелиты гораздо более ревностны в своей приверженности иудаизму, чем другие евреи. Разве мы не встречали геров, куда более строго соблюдающих закон и любящих иудаизм гораздо больше, чем люди, родившиеся евреями? "Язва для Израиля" в данном случае означает, что их более глубокая приверженность и ревностность пристыжает нас.
В главе Торы "Бэхукотай" есть фрагмент, называемый Тохаха – "Назидание". Эту череду страшных предостережений еврейскому народу о том, чтобы он не отворачивался от Б-га, и проклятий, которые постигнут нас, если мы все-таки это сделаем, всегда читают незадолго до Шавуот – праздника дарования Торы. Тот момент, когда мы, стоя у горы Синай, были свидетелями величайшего Откровения и слышали Десять Заповедей, был моментом, когда мы фактически стали народом. Шавуот – это годовщина того дня, когда из семьи – детей Авраама, Ицхака, Якова, Сары, Ривки, Рахель и Леи – мы превратились в нацию. Именно в тот день мы все приняли иудаизм. Мы все стали евреями на Синае.
Поэтому каждый год в это время мы читаем отрезвляющее Назидание, чтобы подготовиться и заново прожить то историческое событие, когда мы тоже стали "прозелитами", и это помогает нам снова искренне и неподдельно с глубоким трепетом принять союз с Б-гом.
Пусть мы все - и те, кто родился, и те, кто стал, - будем настоящими евреями, верными нашей Торе и нашей традиции. Пусть мы все будто заново примем Тору со страстью и рвением человека, только что сделавшего важный выбор - выбор быть евреем.
Перевод Анны Каллер

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.