Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Бэаалотха

Краткое содержание главы "Бэаалотха"

Бэмидбар (Числа) 8:1-12:16

Первосвященник Аарон получает повеление о зажигании лампад Меноры, и колено Леви посвящается в служение в Святилище.
Для тех, кто был не в состоянии принести пасхальную жертву, так как был ритуально нечист или был в дороге, дается закон о Втором Песахе. Всевышний сообщает Моше указания о том, каков должен быть порядок во время странствий по пустыне при отправлении в путь и при расположении на стоянку. С соблюдением указанного порядка народ Израиля отправляется в путь от горы Синай, где они располагались станом почти год.
Недовольный "небесным хлебом" (манной) народ ропщет и требует от Моше обеспечить их мясом. Моше назначает 70 старейшин, на которых снисходит пророческий дух, в помощь себе для управления народом.
Мирьям в разговоре с Аароном говорит негативно о Моше и в наказание поражается проказой. Моше молится об ее исцелении и весь народ в течении семи дней не двигается с места, ожидая ее выздоровления.


Основные уроки недельной главы:

  • 1.    Кто может освятить души http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/921382
  • 2.    Нельзя дурно отзываться о человеке http://toldot.ru/tora/articles/articles_21720.html
  • 3.    Путь наименьшего сопротивления? http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/1881083
  • 4.    Слова в сердце http://toldot.ru/tora/articles/articles_15297.html
  • 5.    О национальной инфантильности http://www.tmtz.ru/tora_weekly/behaalotha/o-nacionalnoj-infantilnosti?catoffset=30


1.    Кто может освятить души

Глава "Бэаалотха" начинается с повеления Всевышнего первосвященнику Аарону зажечь храмовую менору. Афтара, которую читают после этой главы, - отрывок из книги пророка Зхарьи - содержит видение, где менора представлена как символ еврейского народа. Чаши-светильники меноры символизируют душу - как сказано: "Свеча Б-га - душа человека". И эти свечи следуют зажечь, - "будешь зажигать светильники", - пробудить душу в каждом еврее и приблизить его к свету Торы.
Исходя из этого духовного символического понимания, можно истолковать все законы, связанные с возжиганием меноры. Рассмотрим два из них. Во-первых, "зажигание допустимо и чужим", т.е. и не священник-коэн может зажигать храмовую менору. Согласно другому закону подготовку масла и светильников должен осуществлять только коэн и никто другой.
Первый закон символизирует то, что возжигание огня души в любом человеке - это не прерогатива группы избранных, это может сделать его ближний, кто бы он ни был. У каждого из нас есть право и на каждом из нас лежит обязанность приблизить другого человека к Небесному Отцу. Мишна учит нас: "Будь учеником Аарона,.. люби создания и приближай их к Торе". Но, с другой стороны, Тора учит, что подготовительные работы перед зажиганием должен выполнять именно коэн. На духовном уровне это означает, что каждый может оказывать влияние на свое окружение, но выбор средств в этом благородном деле дан не каждому.
Возможна ситуация, когда человек решит, что раз он должен помочь ближнему приблизиться к Б-гу, он сам может решать, каким образом это делать. И захочет адаптировать Тору во имя "приближения к Б-гу", подгоняя ее под индивидуальные нужды этого ближнего. Именно в связи с этим Тора и предупреждает, что подготовка к зажиганию светильника разрешена не каждому, а лишь коэну.
У коэнов не было удела в стране Израиль, как сказано в Торе: "Г-сподь - его удел". Иначе говоря, они были полностью отделены от материализма, всей их сущностью была служба Всевышнему. Это символизирует то, что лишь такие праведные люди - "люди Б–га", могут подготовить свечу души, то есть указать путь ее возжигания. И уже вслед за этим, следуя указаниям этого духовного лидера, каждый человек может нести свет Торы другим людям.


2.    Нельзя дурно отзываться о человеке

Беаалотха, р. Зелиг Плискин
Мирьям была поражена болезнью «цараат» за плохие слова о Моше. А он не только не рассердился, но молил Бога об ее исцелении.
А МИРЬЯМ И АЃАРОН СТАЛИ ГОВОРИТЬ ПРОТИВ МОШЕ ИЗ-ЗА ЖЕНЩИНЫ КУШИТКИ, КОТОРУЮ ВЗЯЛ, ПОТОМУ ЧТО ЖЕНИЛСЯ НА КУШИТКЕ. И СКАЗАЛИ: РАЗВЕ ТОЛЬКО С МОШЕ ГОВОРИЛ БОГ, РАЗВЕ С НАМИ НЕ ГОВОРИЛ? И УСЛЫШАЛ БОГ. А МОШЕ БЫЛ САМЫЙ СКРОМНЫЙ ИЗ ВСЕХ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ (Бемидбар, 12:1,2,3)
Мирьям, сестра Моше, услышав от его жены Ципоры (смотри Раши, почему она назвала ее кушиткой), что он от нее отделился, решила, что он повел себя неправильно, и передала это брату.
Хафец Хаим (Шмират ѓалашон) пишет, что из этих стихов мы учим несколько принципов о лашон ара:
1. Лашон ара запрещен, даже если тот, о ком говорят, очень скромен и не возражает, когда о нем плохо говорят. Поэтому сразу после этого случая Тора указывает, что Моше был очень скромен.
•  2. Даже если вы сделали человеку много хорошего, это не дает вам права говорить о нем плохо. Хотя Мирьям спасла Моше жизнь, когда он был младенцем, она была наказана за свои слова.
•  3. Злословие запрещено даже, если вы передаете слова близкому родственнику, который потом об этом никому не расскажет, как Мирьям сказала брату, а тот бы дальше не стал передавать.
•  4. Если вы говорите о действительно великом человеке: «Будь его духовный уровень выше, он бы вел себя достойнее» — это лашон ара. Мирьям считала, что Моше поступил неправильно, перестав жить с женой. Но была неправа. У него был такой высокий уровень пророчества, что Бог мог обратиться к нему в любой момент, поэтому он должен был жить отдельно.
И МОШЕ ВОЗЗВАЛ К БОГУ, И СКАЗАЛ: О, БОЖЕ, УМОЛЯЮ, ИСЦЕЛИ ЕЕ! (Бемидбар, 12:13)
Мирьям была поражена болезнью цараат за плохие слова о Моше. А он не только не рассердился, но молил Бога об ее исцелении. Отсюда следует: Если кто-то плохо поступал по отношению к нам и был за это наказан, мы должны сделать все, чтобы ему помочь (Ральбаг).


3.    Путь наименьшего сопротивления?

Р-н Йоси Голдман
В главе Торы "Бэаалотха" рассказывается история о группе людей, которые не смогли принести пасхальную жертву в назначенное время и искренне обратились к Моше: "Почему мы должны быть не у дел?" Ведь эти люди были заняты весьма благим делом: по некоторым мнениям, они были заняты ни много ни мало как тем, что несли останки Йосифа, взятые из Египта с тем, чтобы перезахоронить его в Шхеме, на Святой Земле. И всилу контакта с телом умершего, они были "ритуально нечистыми" и, соответственно, были не в состоянии принести пасхальную жертву.
Моше адресовал этот вопрос Всевышнему и получил ответ, что, на самом деле, обратившиеся к нему люди были совершенно правы. Отныне те, кто были ритуально нечисты или находились далеко в момент, когда нужно приносить пасхальное жертвоприношение, получили второй шанс: они могут восполнить этот пробел ровно через месяц после 14 Нисана – 14 Ияра.
Из этого закона, известного, как Песах-Шени (Второй Песах) можно извлечь множество важных уроков. Например, что "никогда не бывает слишком поздно". В жизни каждого из нас всегда есть "вторые шансы". Или что Б-г иногда, желая убедиться, действительно ли мы хотим чего-то достаточно сильно, ждет, чтобы мы потребовали этого, и только после этого дает это нам. Но сейчас я хотел бы поделиться уроком, который я однажды услышал от бывшего главы коллеля в Йоханнесбурге, покойного раввина Мордехая Шаковицкого.
Он сказал, что поступок этих людей во времена Моше исключительно вдохновляет. Ведь в действительности они не обязаны были приходить к Моше и просить его о втором шансе. В конце концов, у них было идеальное алиби. Они могли попросту сказать: "Извините, мы были заняты выполнением другой заповеди". Всилу духовных причин они не могли участвовать. У них не было никаких оснований чувствовать себя виноватыми. Все было законно. И тем не менее, это беспокоило их. Они чувствовали себя не у дел и искренне хотели быть вместе со своими братьями в исполнении другой заповеди, пасхального жертвоприношения. Люди, которые имели прекрасную возможность быть свободными от обязательств и при этом сознательно сделали выбор в сторону того, чтобы взять на себя эти обязательства, действительно заслуживают почетного упоминания. Их, действительно, стоило особо отметить в Торе, за их искренность и преданность.
Мы все специалисты по оправданиям: слишком холодно, слишком жарко, слишком дорого, слишком сложно и т.д. и т.п. Мы слишком часто выбираем путь наименьшего сопротивления. Например, родители, организовывая бар-мицву для своего сына, иногда ищут сокращенный вариант: "Может, мы проведем это по облегченной программе?. Он очень активно занят в спортивной школе, так что у него будет не так уж много времени на подготовку". Люди, собирающиеся пожениться, не всегда ценят красоту образа жизни, который иудаизм предлаггает им в области самых интимных отношений: "Мы правда должны посещать занятия? Миква – это что, обязательно?"
Разница между успехом и провалом в том, что провал ищет оправдания, а успех ищет пути достижения цели.
Давайте не будем искать оправданий. Не выбирайте легкий путь. Давайте учиться у людей, которые в пустыне могли бы найти целую книгу оправданий, и все же с радостью решили исполнить еще одну заповедь и принять участие в добром деле их общины.
Перевод Анны Калер


4.    Слова в сердце

Рав Арье Кацин, коментарии Льва Кацина
«Никогда не ругайте в сердцах своих детей, — говорил главный раввин Иерусалима рав Хаим Зоненфельд (1848—1931 гг.). — Не обижайте, не унижайте их оскорблениями, ибо слова, сказанные от сердца, обладают силой проклятия… или благословения, если вы желаете добра».
«Чтобы ты был здоров!» — говорил он домашним в ситуациях, в которых можно было бы рассердиться, рассказывала внучка раввина.
Что делать, если ваш сын-подросток отбился от рук? Вы умоляли его, чтобы он не приходил поздно домой, а он продолжает возвращаться под утро. Устраивали скандалы, требуя, чтобы он не проводил время в плохих компаниях, он же полностью игнорирует ваши слова, проявляя неуважение или даже дерзость. Не раз у вас возникало острое желание поставить его на место, потребовать немедленного подчинения. Однако вы опасаетесь, что окрики могут привести лишь к противоположному результату, еще больше подтолкнув сына к его уличным друзьям. Ведь насилие над его волей, как любое действие, порождает противодействие.
Мудрейший из людей царь Соломон учил в своих притчах, что воспитатель должен ставить своей целью долгосрочное поведение ученика в будущем, а не его сиюминутное подчинение из-под палки. «Воспитывай ребенка его путем, тогда, даже состарившись, он не свернет с него». Любопытно, что «ханох» — «воспитывай», на иврите означает и «очищай»: отсюда название праздника Ханука, отмечающее очищение Храма и чудо света Меноры.
Наша недельная глава начинается с рассказа о том, что Всевышний обратился к Моисею: «Когда будешь зажигать свечи (Меноры)…» (Бамидбар 8:2). Мудрецы спрашивают, почему Тора использует здесь слово «бехаалотха» — «зажигать», которое дословно означает на иврите «возвышать»?
«Поскольку пламя поднимается, возносится, зажигание (свечей) названо возвышением, ибо зажигать нужно до тех пор, пока пламя не станет подниматься само по себе», — приводит Раши мнение Талмуда (Шабат 21).
Рав Моше Файнштейн (1895—1986 гг.) видел в этом важный символ того, как следует воспитывать детей. Иногда человек подносит огонь к свече, и фитиль загорается, однако если он преждевременно уберет огонь, то фитиль погаснет. Потому священнослужитель должен был держать огонь у свечи до тех пор, пока ее фитиль не разгорался так, чтобы огонь «поднимался сам по себе». Точно так же родители и учителя должны направлять и вдохновлять своих детей и учеников до тех пор, пока они не достигнут уровня внутренней мотивации. Если огонь вдохновения начнет подниматься в их сердцах сам по себе, то не исчезнет даже тогда, когда родителей и учителей не будет с ними.
Как же вдохновить наших детей, как способствовать их духовному росту? Объясняя, почему зажигание Меноры названо в Торе возвышением, Раши приводит второе мнение: «Наши мудрецы учили также, что перед светильником имелась ступень (возвышение), стоя на которой священнослужитель зажигал свечи». Для того чтобы зажигать чьи-то души, твоя душа должна гореть вдохновением, и для того чтобы возвысить кого-то, ты сам должен сначала возвыситься, став примером для подражания. Каждому родителю следует помнить, что воспитание детей — это, прежде всего, непрерывный процесс воспитания себя самого.


5.    О национальной инфантильности




1. Первые трудности в пустыне - потеря привычного "рациона"

Рассказывая о начальном этапе долгого пути еврейского народа через Синайскую пустыню, Тора описывает нам один из первых кризисов национальной жизни в следующих словах: "И заплакали сыны Израилевы, и говорили: кто же накормит нас мясом? Мы помним рыбу, и огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок, которые ели мы в Египте. А теперь душа наша высохла, ибо нет ничего этого, только манна одна перед глазами нашими". Талмуд видит в этих словах ключ к пониманию всех последующих грехов народа Израиля и основную причину, по которой тому поколению не было дано войти в Землю Обетованную. Хотя Мидраш рассказывает, что вкус манны был "небесным" - евреи в начале пути еще не могли постичь его. Более того, потеря привычного "рациона" и привычного образа жизни кажется им крушением всех жизненных устоев. Проблема манны является внешним выражением кризиса нереализации ожиданий, охватившего еврейский народ. Выходя из Египта, он был полон энтузиазма.

2. Инфантильность народа

Но уже первые трудности пути, который мог оказаться долгим и сложным, приводят к тому, что евреи ищут основания обвинить своего вождя Моисея во всевозможных ошибках и говорят о возвращении в Египет. Но разве евреи в действительности хотели отказаться выполнять задачу, полученную от Бога на Синае? Разве они действительно хотели вернуться в Египет к рабскому труду?! Какие, собственно, были у них альтернативы? Объективно, у них не было иного выхода, кроме как идти выполнять ту миссию, которую они приняли на себя. Однако, мы видим, что объективная реальность, которая казалось бы должна быть понятна даже самым наивным, вовсе не всегда соразмерно учитывается. Особенно это характерно для инфантильных людей, инфантильных социальных групп и даже целых инфантильных народов. И комментаторы Торы видят причину поведения народа Израиля в условиях Исхода именно в его инфантильности в тот период. Ему еще трудно было выдерживать давление ответственности, связанное с его избранностью, с присутствием Бога в его стане. Он еще мечется от капризных (и зачастую нелепых) требований, предъявляемых им к всесильному Господину, до гордости за свою собственную силу и за то доверие, которое оказывает Творец своему избранному народу. Народу Израиля предстоит еще долгий путь взросления, который только начинается у подножия Синая.

3. Рав Кук об инфантильном характере молодого израильского общества

И здесь напрашивается прямая аналогия с современной ситуацией возрождения еврейского народа в Земле Израиля в наше время. Рав Кук, один из основоположников религиозного сионизма, обращает наше внимание на инфантильный характер, в общем, еще очень молодого израильского общества, которое постепенно должно пройти все стадии взросления. (И, значит, наша задача не в том, чтобы жаловаться на те или иные - весьма многочисленные - недостатки израильского общества, но в том, чтобы своим собственным участием в жизни этого общества постепенно воспитать его и самих себя.) Без понимания и учета этого обстоятельства нам невозможно, пожалуй, правильно ориентироваться в динамике происходящих сегодня событий. Причем так же, как ребенок не может повзрослеть, пока не набьет себе шишек на лбу, и никакие нотации не могут этого заменить, так и процесс "взросления" народа проходит, к сожалению, через череду ошибок, чреватых болью и потерями. И так же, как у ребенка различные области его тела и психики развиваются весьма неравномерно, так и у взрослеющего народа различные социальные группы, его составляющие, проходят процесс взросления с весьма разной скоростью, которая зависит от многих, часто противоречивых факторов.

4. Зрелость народа определяется тем, насколько легко он поддается пропаганде

Отметим, что Мидраш, опираясь на слова Торы, обращает наше внимание на то, что и в эпоху Исхода инициаторами фактически всех этих "инфантильных" общественных движений были небольшие группы людей, не составлявших настоящего ядра народа. Однако степень зрелости народа проявляется, в частности, и в том, как он реагирует на эти движения. Если основная масса народа легко поддается пропаганде, призывающей к быстрому решению объективно очень трудных проблем, для реального решения которых необходима большая ответственность и напряженная, порой полная опасностей, длительная деятельность, - то это один из серьезных признаков инфантильности народа в целом. Так было, по мнению наших мудрецов, тогда в Синайской пустыне, так выглядит и происходящее в современном Израиле. Задача, стоявшая тогда перед народом Израиля и его стартовое положение - выход из галута - во многом совпадают с современными, а наша вера подсказывает нам, что сегодня, также как и тогда, судьба избранного народа не безразлична Творцу. И сегодня, как и в далеком прошлом, все зависит от нашей ответственности и от нашей зрелости.
Рав Меир Швайгер (под редакцией ШулимаБершадского)     






Тема занятия: «МЯСА! РЫБЫ! ОВОЩЕЙ!»

(по «Бемидбар», 11:4, 5, 10)

Недельный раздел «Беѓаалотха»


                                              «Семьдесят ликов Торы»  

                                                            Институт Изучения Иудаизма в СНГ

под руководством раввина А. Штейнзальца


Варианты перевода:
(4) А СБРОД, КОТОРЫЙ СРЕДИ НИХ, СТАЛ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИХОТИ, И СНОВА ЗАПЛАКАЛИ
СЫНЫ ИЗРАИЛЯ И СКАЗАЛИ: «КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ? (5) ПОМНИМ МЫ РЫБУ, КОТОРУЮ МЫ ЕЛИ В ЕГИПТЕ ДАРОМ, ОГУРЦЫ, И ДЫНИ, И ЗЕЛЕНЬ, И ЛУК, И ЧЕСНОК…» <...> (10) И УСЛЫШАЛ МОШЕ,КАК НАРОД ПЛАЧЕТ ПО СЕМЕЙСТВАМ СВОИМ, КАЖДЫЙ У ВХОДА В СВОЙ ШАТЕР, И ВЕСЬМА ВОСПЛАМЕНИЛСЯ ГНЕВ Б-ГА, И МОШЕ БЫЛО ПРИСКОРБНО. (П. Гиль)

(4) СБОР ЖЕ, КОТОРЫЙ СРЕДИ НИХ, СТАЛ ЗАЯВЛЯТЬ ПРИХОТИ, ЗАПЛАКАЛИ ОПЯТЬ И СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ И СКАЗАЛИ: «АХ, ЕСЛИ БЫ ДАЛИ НАМ ПОЕСТЬ МЯСА!» (О. Штейнберг)

(10) …И ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ Г-СПОДЕНЬ ОЧЕНЬ; И В ГЛАЗАХ МОШЕ ХУДО. (Ф. Гурфинкель)


Комментарии:

Раши: Сброд <...> стал проявлять прихоти – Ведь в пустыне они ни в чем не испытывали недостатка: манна (ман) не только насыщала их, но они приготовляли из нее самые разные кушанья на любой вкус. Кто накормит нас мясом? – Но разве у них не было мяса? Когда уходили сыны Израиля
из Египта, то «…многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними, и скот мелкий, и скот крупный – очень много скота» («Шмот»,12:38). Но, может быть,они съели весь этот скот во время странствий в
пустыне? Нет, ибо сказано, что когда вступали они в Страну Израиля, то «…много скота было у сынов Реувена и у сынов Гада, весьма много…» («Бемидбар», 32:1). Дело в том, что они искали лишь повод
для жалоб. Помним мы рыбу, которую мы ели в Египте даром – Но ведь в Египте им даже солому не давали даром! Почему же они говорят, что ели рыбу даром? Потому что в Египте от них не требовали исполнения заповедей.
Ибн Эзра: Народ плачет по семействам своим – Они собирались всем семейством, чтобы плакать, как плачут по умершему. У входа в свой шатер – Чтобы все видели.
Рамбан: Стал проявлять прихоти – Несмотря на изначальное отсутствие желания, они старались вызвать у себя вожделение искусственным образом. И хотя знали, что манна обладает различными
вкусовыми качествами, им хотелось чего-то нового, доселе неизведанного. Помним мы рыбу, которую мы ели в Египте даром – Поскольку на этом условии они должны были трудиться на поработителей. Евреи ловили рыбу неводами, и египтяне действительно позволяли им взять немного
из того, что оставалось. Овощей же в Египте было вдоволь – лишь копни! Возможно, им как подневольным разрешалось питаться тем, что они найдут в садах и огородах или брать мелкую рыбешку, которая не имеет ценности. И снова заплакали сыны Израиля – Поддавшись влиянию сброда.
«Ак е д а т - И ц х а к »: Не надо полагать, будто перечисленные в Торе продукты были ими особенно любимы. В действительности их жалоба – это попытка освободиться из-под власти нравственного и духовного авторитета. Если выход из Египта принес собой физическое освобождение их телам, а душам – подчинение законам Всевышнего, то сейчас они решили сбросить путы предписаний и требований, отказываясь отныне быть послушными воле Творца и не желая расти духовно. И хотя это намерение и не высказано в тексте Торы открыто, Всевышний знает все тайное. Ему известна их подлинная цель, но, чтобы замаскировать свои нечестивые намерения, они изобретают предлог, прикрываются фальшивыми жалобами и претензиями. <...> Не в отсутствии мяса у них была проблема, а в отсутствии аппетита. Они жаловались на то, что вкус пищи, которую они ели без приправ, был пресен, и хотели разнообразить и сделать более пикантным вкус продуктов. Проявлять прихоти – буквальное значение этого оборота  – «вожделеть вожделением», ибо они не испытывали влечения ни к какому виду пищи. Они требовали горчицу или хрен, которые возбуждают
аппетит. Однако Тора свидетельствует о том, что манна, которой они питались, имела «вкус нежного масла» (11:8), а внешне была похожа на «семя кориандровое» (11:7) – одну из лучших приправ! Ведь из манны можно было печь лепешки или изготовлять другие кушанья…Абраванель: Когда они
изложили свою основную претензию: «Кто накормит нас мясом?», – им на это ответили: «А разве вы ели в Египте мясо?» Тогда им пришлось сказать, что, по крайней мере, там они ели рыбу и зелень, которые заменяют мясную пищу, однако в пустыне у них и этого нет.

«Ознаим ле-Тора»: В самой Торе буквально сказано: «Помним мы рыбу, которую будем  есть в Египте даром». Будущее время отражает надежду иноплеменного сброда на то, что они снова вернутся в Египет и станут есть рыбу «даром».


Вопросы:

 
* В чем, по вашему мнению, заключается рабство? Можно ли вывести из рабства того, кто
сам не желает обрести свободу?
* Как можно было так быстро забыть о притеснениях и рабстве, неужели еда играет столь
важную роль в жизни людей?
* Каким образом «путы предписаний и требований» («Акедат-Ицхак») могут способствовать
духовному росту?
* Чем отличаются претензии жалобщиков, с точки зрения Раши и «Акедат-Ицхак»?
* Чем может быть чревато, кроме ожирения, гурманство, удовольствие, получаемое от пищи? Ведь с медицинской точки зрения невкусная пища приносит не пользу, а вред!
* В какой мере материальные неудобства – или, напротив, комфорт – могут повлиять на
сознание человека? Способны ли они поколебать веру?
* Вели бы себя евреи иначе, если бы их не подстрекал сброд примкнувших?
* Кто из переводчиков, согласно «Ознаим ле-Тора», точно отобразил слова жалующихся в
стихе 5?
* Почему, по мнению Абраванеля и «Акедат-Ицхак», жалующиеся начинают свои претензии с упоминания мяса и заканчивают рыбой и овощами?
* Почему Абраванель считает, что основная претензия евреев заключалась в словах «Кто
накормит нас мясом»?

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.