Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Балак

Краткое содержание главы "Балак"

Бэмидбар (Числа) 22:2-25:9

 
Балак, царь Моава, призывает к себе пророка Билъама, чтобы тот проклял народ Израиля. В пути Билъама порицает его ослица, которая видит ангела, по велению Б-га преграждающего путь Билъаму.
Трижды, с трех различных мест Билъам пытается произнести проклятия, но всякий раз вместо этого из уст его исходят благословения. Кроме того, Билъам предрекает конец дней и приход Машиаха.
Евреи, прельщенные чарами дочерей Моава, поклоняются их идолу Пеору. Когда один из знатнейших евреев публично приводит мидьянскую принцессу в свой шатер, Пинхас, сын Элазара, убивает их обоих, тем самым прекращая мор, начавшийся среди народа.


Уроки недельной главы:

1.    Символика истории Билама и его ослицы
2.    «...Всякий благословляющий тебя да будет благословен»



1.    Символика истории Билама и его ослицы


Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.
Каков же внутренний смысл истории Билама, его ослицы, ангела Б-га и всех прочих подробностей, приведенных в этой главе? Мне представляется верным вот что. Билам был астрологом и колдуном, а незадолго до этих событий получил пророчество от Б-га. Поскольку он был астрологом, он был сведущ в неизменных принципах действия небесных сфер и умел понимать то, что сообщают звезды своим движением по этим небесным сферам. А поскольку он был пророком, он знал, что существует и другой путь управления миром — путь прямого Б-жественного вмешательства. Одного он не знал: может ли Б-жественное вмешательство изменить природные законы, или же происходит наоборот, то есть, небесные законы остаются постоянными и продолжают действовать в любом случае, и Б-жественное управление не сможет проявиться там, где окажется противоречащим этим законам.
И в отношении Израиля у Билама возникло именно это сомнение. Б-г сказал Биламу: «…Не проклинай этот народ, поскольку он благословен». Из этих слов можно было заключить, что Б-гу известно, что если Билам все же проклянет их, то есть, изменит с помощью колдовского проклятия закон небесных сфер в отношении Израиля, — тогда и благословение, данное им Б-гом, не сможет сохраниться и пропадет. А иначе, почему Б-г запретил Биламу проклинать их?
Для того чтобы доказать ошибочность этого нечестивого мнения, Б-г поставил самого Билама в положение, из которого эта ошибочность должна была стать очевидной. Это и была история с ослицей. Билам ехал на ней верхом, а небесный ангел остановил ее и не дал ей двигаться дальше. В этой ситуации ангел выступал как орудие Б-жественного управления, согласно сказанному (Теилим 91:11): «Ибо ангелов Он направит к тебе, чтобы оберегать тебя на всех твоих путях». Сам Билам, управляющий ослицей, воплощал чистый разум. Ведь духовные сущности движут небесными сферами в точности так же, как всадник — своим животным! А двое слуг Билама, шедших за ослицей, представляли астрологов, слепо следующих за движением небесных сфер.
Когда ослица увидела ангела или, если расшифровать символический смысл происходящего, когда неизменная система небесных законов движения ощутила воздействие Б-жественного управления, будь оно к добру или ко злу, — она со всей очевидностью не смогла ничего противопоставить желанию Б-га, никак не помешала его проявлению. Ослица свернула с дороги и направилась в поле. Другими словами, воздействие системы небесных сфер в подобном случае по-прежнему проявляется по отношению к прочим явлениям материального мира и к прочим народам, но не к тому, который защищен Б-жественной волей. Тем, на кого направлено Б-жественное управление, система природных законов никак не сможет повредить, никак не заденет их! Давление небесных сил на них прекращается, и они отступают, как отступила ослица и отошла от ангела и от места, занятого им. При этом общее проявление этих законов в мире отнюдь не прекращается: небесные разумные сущности продолжают вращать небесные сферы по тем же законам и по тем же путям, что и раньше. Это и означает стих «И ударил Билам свою ослицу, чтобы повернуть ее на дорогу»: движущие силы всегда заставляют великие небесные сферы перемещаться в соответствии с их природой.
Затем Б-г пожелал показать Биламу, что иногда система природных законов и Б-жественное управление действуют на избранную ими цель одновременно. Об этом говорит стих «И встал ангел Б-га на тропинке среди виноградников, ограда с этой стороны и ограда с этой стороны», иными словами: ограда природных законов с одной стороны и ограда Б-жественного управления — с другой. «И увидела ослица ангела Б-га, и прижалась к стене, и прижала ногу Билама к стене». Иными словами: в этом случае, когда воздействие небесных законов и Б-жественной воли сталкиваются, Б-жественная воля исполнится и полностью воплотится, а небесным силам придется потесниться, уменьшиться и освободить место. И Билам, то есть, разум, управляющий небесными силами, будет в этом случае притиснут к стене, то есть, уже не сможет управлять небесными сферами в соответствии с их природой.
Итак, в некоторых случаях путь небесных природных законов и путь Б-жественного управления параллельны, то есть, Б-жественная воля не мешает проявлению небесных законов, — и это и есть поворот ослицы с дороги, о котором рассказывает первый стих. А бывает, что требования естественных законов и Б-жественного управления сталкиваются и пересекаются настолько, что не могут воплотиться одновременно, и в этом случае сжимается, уменьшается и уступает свое место именно система природных законов, но не Б-жественная воля. Так и ослица прижалась к противоположной от ангела стене: ей пришлось вжиматься в стену, а ангел не сдвинулся с места.
А затем Б-г показывает нам, что иногда система природных законов и повеление Б-жественного управления противоречат друг другу, то есть, предъявляют к одному и тому же явлению противоположные требования, так что одна сторона может реализоваться лишь ценой отмены другой. Чтобы разъяснить эту возможность, ангел встал перед ослицей в таком месте, где некуда свернуть ни вправо, ни влево. Это и есть тот случай, исход которого был для Билама сомнительным. Когда два эти пути противоречат непримиримо, какому из них придется измениться — небесному или Б-жественному? И здесь Б-г показывает ему ослицу, которая полностью прекратила свое движение и легла под Биламом. Движение небесных сфер может даже вовсе прекратиться, а Б-жественное управление ни в чем не потерпит ущерба и заключенный Б-гом мирный союз ни в чем не будет поколеблен. В этом замечательном примере содержатся многие дополнительные подробности, делающие его еще красивее, а содержащуюся в нем мораль — еще очевиднее. Их перечисляет Рамбам в книге Морэ невухим.
После того как все это произошло, Б-г раскрыл глаза Билама и тот смог увидеть ангела Б-га. Теперь он полностью убедился, что «решение Б-га — оно будет исполнено», что Его воля в состоянии воспрепятствовать действию жестких природных законов, определяемых небесными сферами, а эти законы не могут помешать исполнению Б-жественной воли ни в коем случае.
Итак, нам стало ясно, сколько мудрости заключено в этой истории, и мы убедились, что описанные в Торе события произошли на самом деле буквально так, как они описаны. А смысл их состоял в том, чтобы разъяснить Биламу истинную мудрость, заключенную в них.


2.    «...Всякий благословляющий тебя да будет благословен»

Прежде чем приступить к рассмотрению главы «Балак», припомним, чем закончи–лась предыдущая глава «Хукат». Там рас–сказывается, что израильтяне овладели зем–лями двух эморейских царей, Сихона и Ога.-Подойдя к границам владений Сихона, ев–реи обратились к нему с просьбой разрешить • им пройти его землею. Просьба эта была высказана весьма миролюбиво и сопровождалась заверением: «Не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воду из колодцев; дорогою царскою пойдем, пока не перейдем границу твою». Однако Сихон не только не дал разрешения перейти его границу, но и выступил против Израиля во главе всего своего войска. Сыны Израиля приняли бой и в результате стали обладателями земли между рекой Арнон на юге, впадающей в Мертвое море напротив местности Эйн-Геди, и рекой Ябок, впадающей в Иор-Дэн на севере. Аналогичным образом обстояло дело и с правителем страны Башан, Огом. Так Израиль неожиданно овладел всем восточным берегом Иордана. Узнав об этом, забеспокоился моавитский царь Балак.
«И видел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эмореям. И весьма боялся Моав народа сего, ибо многочислен он; и невмоготу стало Моаву из-за сынов Израиля. И сказал Моав старейшинам Мидиана: теперь объест народ этот все вокруг нас, как поедает бык зелень полевую. А Балак, сын Ципора – царь Моава в то время. И послал он послов к Биламу, сыну Беора, в Птор... чтобы позвать его, сказав: вот, народ вышел из Египта; уже покрыл он лик земли и расположился он против меня. Пойди же, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня... ведь я знаю: кого ты благословишь, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят».
Кто был Билам, к помощи которого решил прибегнуть царь Моава? Талмуд в трактате «Сангедрин» (1056) утверждает, что Билам происходил от известного своим вероломством арамейца Лавана, брата жены праотца Ицхака и тестя праотца Яакова. В свое время он почитался во всем мире как мудрец, пророк и кудесник. О его популярности можно судить по рассказу рабби Элеазара Модаи в талмудическом трактате «Зевахим» (116а):
– Когда давали Тору Израилю, гром проносился от края мира до края и все языческие цари дрожали в своих дворцах. Собрались все они у злодея Билама и спросили у него:
иго за шум это? Может быть, потоп приходит в мир? Ответил Билам: «...Уже поклялся Вс-вышний, что не уничтожит впредь все живое.., но есть сокровище в Его казне, которое было спрятано у Него задолго до сотворения мира, и сейчас Он решил дать его детям своим, как сказано («Псалмы» 29, 11): «Б-г мощь дает народу своему». Тотчас воскликнули они: «Б-г да благословит народ свой миром!»
Неудивительно, что, очутившись в затруднительном положении, Балак решил обратиться к знаменитому чародею. Кроме того, Балак хорошо знал о ненависти Билама к евреям, ведь, как утверждает Талмуд («Сота» 116), именно Билам, в бытность свою личным советником египетского правителя, посоветовал фараону распорядиться, чтобы еврейских младенцев топили в Ниле, рассчитывая подобными акциями ослабить и полностью поработить еврейский народ. И взывая к Биламу о помощи, Балак неспроста напомнил ему, что народ этот вышел из Египта и стал весьма многочисленным вопреки желанию и советам Билама. Так что ему следует сейчас употребить все свои силы на то, чтобы исправить свою ошибку.
И все же и на этот раз у Билама ничего не вышло. Как ни старался Балак ублажить Творца вселенной многочисленными жертвоприношениями перед каждой попыткой обрушить на народ Израиля проклятия, все было впустую.
Правда, нельзя сказать, что совсем впустую. Благородное деяние всегда приносит плоды, даже если оно было совершено с нечестивой целью. Талмуд в трактате «Сангед-рин» (105б) утверждает, что жертвы, принесенные Балаком во Имя Вс-вышнего, удостоили его стать пращуром царя Давида: ведь знаменитая Рут, прабабка великого основателя династии царей иудейских, была по отцовской линии прямым потомком Балака.
Но проклясть евреев Биламу не удалось. Вообще это была заведомо обреченная затея. Ведь в самом начале Вс-вышний открылся Биламу и предупредил его: «Не проклянешь ты этот народ, ибо благословен он». И все же опьяненный ненавистью Билам решил попытаться. И всякий раз, когда он открывал рот, чтобы обрушить на головы евреев страшные проклятия, из его уст исходили восторженные благословения, исполненные такой силы, что только ими, утверждает Мидраш («Деварим Рабба», гл. 6), и питаются евреи в этом мире.
Один из стихов, в которых Тора излагает Биламовы благословения, читается евреями ежедневно в начале утренней молитвы. По поводу этого стиха талмудический ученый рабби Йоханан говорит («Сангед-рин», 1056), что из благословений Билама можно заключить, какие именно проклятия он уготовил в адрес евреев. Он хотел проклясть их, чтобы у них не было домов для молитв и изучения Торы, а вместо этого у него вышло: «Как хороши шатры твои, Яаков, обиталища твои, Израиль!» – где имеются в виду синагоги и дома изучения Торы.
Рабби Шнеерсон из Любавичей обращает в одной из своих философских статей («Маамарим-Кунтрейсим», «Ма Тову») внимание на то, что в этом стихе при «шатрах» упоминается имя Яаков, а при «обиталищах» – «Израиль». Каждым из этих двух имен, которые носил один из праотцев еврейского народа, в Торе обычно именуется весь еврейский народ. При этом именем Яаков называется преимущественно та часть нашего народа, которая большую часть своего времени отдает работе, добыванию хлеба насущного, и лишь небольшую часть суток может посвятить изучению Торы. Поэтому, когда речь идет об этих людях, дома изучения Торы называются временными жилищами, шатрами. Иное дело, та часть нашего народа, которая именуется Израиль. Это – ученые, раввины, преподаватели Торы. Для них дом изучения Торы – постоянное обиталище. Но если малограмотный портной или даже выдающийся физик, но по причинам, не от него зависящим, знающий в Торе не более этого портного и поэтому относящийся к категории Яаков, отрывает от постоянной борьбы за существование и посвящает приобщению к великой мудрости Торы несколько минут в день, то эти несколько минут не менее дороги Вс-вышнему, чем все достижения великого раввина и толкователя Моисеева закона. И поэтому Тора устами Билама восклицает: «Как хороши твои шатры, Яаков! Не менее хороши, чем обиталища Израиля!»
Комментируя слова: «И обратился Моав к старейшинам Мидиана», РАШИ говорит: «Испокон веков они враждовали друг с другом... Мидиан воевал против Моава, но в страхе перед Израилем они заключили мир между собой. А почему Моав обратился именно к мидианитянам? Увидев, что Израиль одерживает столь удивительные победы, сказали они: «Предводитель евреев вырос в Мидиане. Расспросим-ка о нем у мидианитян». Те ответили: «Его сила лишь в устах». Сказали моавитяне: «Тогда и мы пойдем на них с человеком, сила которого в его устах».
Таким человеком был в ту пору ясновидец Билам, сын Беора. Сила уст этого человека была известна всем и, уж конечно, Балаку, ведь это он предсказал мидианитянину Балаку власть над Моавом.
Посулив крупное вознаграждение, Балак пригласил к себе Билама, чтобы тот проклял народ Израиля. Однако, едва увидев стан израильтян, Билам, вместо того чтобы применить свою силу во вред им, применяет ее в пользу Израиля и благословляет его. Свой отказ проклясть Израиль Билам мотивирует словами: «Ибо с самого истока могучими скалами я вижу его». Билам увидел в еврейском народе непреходящую связь с первоисточником: в каждом мужчине он видел наследие праотцев: Авраама, Ицха-ка и Яакова, а в каждой женщине видно было ее происхождение от Сарры, Ревекки, Рахели и Леи. И увидев это, Билам, которому величие и святость прародителей были хорошо известны, восклицает: «Могучими силами я вижу его!»
«Могучими силами» были и многочисленные неевреи, влившиеся в еврейский народ после освобождения из египетского плена. Поэтому не физическая наследственность и исключительность еврейской расы (если такое понятие вообще существует) поразили Билама, а духовное наследие отцов, выделившее этот народ, включая присоединившихся к нему из других народов. И поэтому Билам продолжает: «Народ этот живет отдельно и среди народов не числится». Поэтому к нему нельзя подходить с теми же критериями, что и к другим нациям.
То, что увидел тогда Билам в еврейском народе, к сожалению, не всегда можно увидеть в нашем Израиле. Не каждый еврейский мальчик, юноша и мужчина походит своим обликом и поведением на потомка Авраама, и не в каждой девушке и женщине видна дочь Рахели.
В Израиле и во всем мире все громче слышатся голоса, говорящие о необходимости еврейского воспитания в духе наших святых праотцев. Надо надеяться, что усилия в этой области уже в скором будущем принесут плоды – и тогда даже враги еврейского народа подобно своему библейскому прообразу Биламу, признав, что «никто не видит нечестия в Яакове», воскликнут: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!.. Всякий благословляющий тебя да будет благословлен».
Когда Билам увидел, что никак не сможет выполнить поручение Балака и проклясть Израиль, он, стремясь оправдать возложенные на него надежды, обратился к Балаку с советом: «Знайте, что, даже если вы соберете все армии мира, не сможете вы одолеть Израиль. Пока они выполняют волю Вс-вышнего, Он воюет за них. Вот, что вы должны сделать. Как известно, Б-г этих людей ненавидит разврат. Вы должны совратить их».
Балак внял совету Билама. Он приказал разбить вдоль дороги, ведущей к стану израильтян, шатры, в которых находились блудницы. Внешне эти шатры выглядели, как палатки для продажи льна. Балак принял во внимание, что, должно быть, за долгие годы жизни в Египте евреи привыкли ко льну, которым Египет богат, и, будучи лишены его в пустыне, не откажутся от возможности приобрести его. Когда израильтянин подходил к шатру, его встречали приветливо и угощали вином. А от опьянения уж было недалеко до греха. Многие израильтяне стали жертвой соблазна. В большинстве своем это были молодые люди из колена Шимона. Поистине вопиющим было поведение их предводителя, Зимри бен-Салу.
Талмуд рассказывает, что Зимри явился к Моше с мидианитянкой по имени Козби. Агада говорит, что это была дочь самого Балака. Столь велика была его ненависть к евреям: ради того, чтобы повредить им, он предал дочь свою бесчестью.
«Сын Амрама! – обратился Зимри к Моше. ~ Эта женщина запрещена мне или разрешена? А если скажешь ты, что она запрещена, то кто разрешил тебе дочь Итро, мидианитянку?» Это был нелепый вопрос, так как, приняв Тору, жена Моше стала еврейкой вместе со всем народом Израиля. Но Зимри не ждал ответа. На глазах Моше и всего Израиля он вошел с Коэби в шатер и совершил с нею грех.
Билам был прав, утверждая, что Б-г евреев ненавидит разврат. В народе начался мор, который унес 24 тысячи жизней. Моше, старейшины и судьи были бессильны что-либо предпринять, потому что Тора не дает еврейскому суду права наказывать за сожительство с нееврейкой. И тогда Пинхас, внук Аарона, вспомнил закон, слышанный им из уст учителя. Он сказал Моше: «Слышал я от тебя, что прелюбодействующего с язычницей поражают мстители. Так учил ты нас, спустившись с Синайской горы». Моше ответил: «Прочитавший приказ да будет его исполнителем».
А затем произошло то, о чем рассказывается в последних стихах нашей главы:
«И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою, и вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину в чрево ее. И прекратился мор среди сынов Израиля».
В талмудическом трактате «Гиттин» рассказывается, что, когда племянник Тита, будущий автор знаменитого перевода Торы на арамейский язык, Онкелос бар-Клонимос, решил перейти в иудаизм, он пожелал сначала посоветоваться с авторитетными людьми. Парапсихология не является достижением двадцатого века, поэтому Онкелосу не так уж трудно было связаться с людьми, давно ушедшими из мира сего.
Сначала он вызвал душу своего дяди Тита. Между ними произошел такой диалог: «Кто почитаем на том свете?» – «Израиль». – «Присоединиться ли к ним?» – «У них много предписаний, и ты не сможешь их выполнить. Лучше враждуй с ними – и ты станешь главой, ибо сказано: «Притеснители их стали правителями». Затем Онкелос обратился к душе Билама. Тот тоже признал, что на том свете евреи весьма почитаемы, но на вопрос, стоит ли к ним присоединиться, Билам ответил: «Не ищи мира для них и блага...» Наконец неугомонный искатель истины вызвал душу «грешного еврея». Он сказал Онкелосу: «Блага для них ищи, зла – не ищи. Кто тронет их – будто тронет зеницу ока Вс-вышнего». Заканчивая рассказ, Талмуд восклицает: «Смотри, какова разница между грешным евреем и языческим пророком!»
По поводу неудачи Балака, пытавшегося с помощью Биламовых проклятий уничтожить еврейский народ, Мидраш говорит: «Израиль подобен песку, а иные племена – волнам моря. Катится огромная волна, грохоча: сейчас весь мир затоплю. Но, подкатившись к песку, она падает перед ним сломавшись. Не следовало ли второй волне поучиться от первой? Так пришел фараон и вознесся над евреями, но поразил его Вс-вышний. Не следовало ли Амалеку поучиться у фараона? Не следовало ли Сихону и Огу поучиться от Амалека? А также Балак. Не следовало ли ему поучиться от Сихона и Ога?»
История с Балаком произошла осенью 2488 года от сотворения мира (1272 г. до н. э.). С тех пор прошло больше трех тысяч лет, и приводимый в Мидраше перечень можно дополнить сотнями новых имен. Не затрудняя себя честным анализом человеческой истории, обуянные животной злобой, эти люди или группы ставили перед собой цель столь же бессмысленную, сколь чудовищную: уничтожение еврейского народа. Конец их немногим отличался от кон-Ца фараона, Амалека и Балака.
Р. Яаков Кранц, известный под именем Дубненский магид» (проповедник), обладал удивительным талантом: любую фразу из Торы и пророков он мог тут же объяснить нравоучительной притчей.
– Была однажды очень нервная, вспыльчивая женщина. Чуть что, она проклинала всех, даже своих детей. Они часто болели, и она очень переживала, вспоминая проклятия, которыми осыпала их.
Решила она обратиться к праведнику. Праведник ей посоветовал: «Всякий раз, когда захочешь изречь проклятие, произнеси благословение. Хочешь сказать: «Чтоб ты сдох!» – скажи: «Чтобы ты долго жил!» Хочешь крикнуть: «Чтоб ты сгорел!» – скажи вместо этого: «Чтобы тебе ничего не болело!»
Она стала поступать по совету праведника. Но как ей было тяжело! С каким трудом произносила она свои «благословения»!
То же было и с Биламом.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.