Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Недельная глава Ваэра

Краткое содержание главы "Ваэра"

Шмот (Исход) 6:2 - 9:35


 
Всевышний являет себя Моше и обещает вывести Сынов Израилевых из Египта, избавить их от рабства, спасти их и взять себе избранным народом у горы Синай, а также привести их в Страну, которую Он обещал праотцам во владение вечное.
Моше и Аарон несколько раз являются к фараону, требуя от имени Б-га: "Отпусти народ Мой, чтобы они послужили мне в пустыне!" Фараон всякий раз отвечает отказом. Посох Аарона превращается в змея и пожирает волшебные жезлы египетских колдунов. Вслед за этим Всевышний насылает казни на Египет.
Воды Нила превращаются в кровь. Полчища жаб заполоняют землю. Вши заводятся у людей и животных. Стаи диких зверей вторгаются в города. Домашние животные гибнут от мора. Нарывы покрывают египтян. Град с огнем обрушивается с небес. И, тем не менее - "ужесточилось сердце фараона и не отпустил он Сынов Израилевых, как и предупреждал Б-г Моше".


Уроки недельной главы:


1.    Не падайте духом!

Р-н Йоси Голдман
Представьте, что вам приходится годами корпеть на своей работе. Это тяжелый физический труд и вы не просто устали, а измучены, деморализованы, истощены и подавлены. И вот в один прекрасный день появляется кто-то и начинает обещать, что скоро наступит совершенно новый мир равенства, справедливости и абсолютной свободы. Вы поверите ему или вы уже оставили все надежды? Осмелитесь ли вы поверить в лучшее "завтра", несмотря на риск снова разочароваться, или вы просто миритесь со своей судьбой и не мечтаете о большем?
Так было с нашими предками в Египте. Они были порабощены уже многие годы к тому моменту, как появился новый человек и начал давать обещания. Моше принес им весть от Всевышнего, что скоро грядет освобождение. Впереди ждет Земля Обетованная. Ничто не потеряно. Есть свет в конце тоннеля.
Как отреагировали евреи? "Но не послушали они Моше из-за короткого дыхания и из-за тяжелой работы".
Один из комментариев объясняет, что фраза "короткое дыхание" не должна пониматься лишь буквально. На иврите дыхание – руах, что также означает "дух". Другими словами, они не были способны воспринять призыв Моше не только из-за физической одышки, но и потому что они пали духом. Страдая в рабстве столь долго, они оставили всякую веру и надежду на то, что свобода для них все еще в пределах возможного. Это было им не по силам. Они пали духом.
За всю историю Египта оттуда еще не сбежал ни один раб. Так как же может свободно уйти целый народ? Должно быть, они подумали, что Моше - мечтатель. Это просто абсурдно - лелеять такие большие надежды только для того, чтобы они снова рухнули. И поэтому люди были чрезвычайно мрачны и подавлены, и попросту не могли воспринять слова Моше.
Так случается очень часто. Люди настолько привыкают к рутине, что теряют надежду на то, чтоб достичь чего-то большего. Семьи погрязают в повседневном быте и продолжают катиться по накатанной дорожке до тех пор, пока супруги не теряют даже желание мечтать. И люди в Израиле, даже некогда смелые лидеры, настолько подавлены годами войн и террора, что хватаются за воображаемые соломинки, просто потому, если говорить честно, что потеряли решительность.
Я люблю цитировать мудрое высказывание легендарного хасида реб Мендела Футерфаса: "Если ты потерял деньги, ты ничего не потерял. Деньги приходят и уходят. Если ты потерял здоровье, ты потерял половину. Ты уже не тот человек, что был раньше. Но если ты потерял свою решительность - ты потерял все".
Моше принес новую надежду подавленному, разучившемуся мечтать народу. Он вернул им утраченный дух и в итоге, при помощи чудес Всевышнего, обещание было выполнено, и мечта стала реальностью. Потерять дыхание это нормально, случается. Но еврейский народ не может позволить себе потерять дух. Дай Б-г нам никогда не падать не духом.
Перевод Анны Каллер


2.    Услышать того кто рядом

Рав Зелиг Плискин,
Не только Всевышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой.
И Я ТОЖЕ УСЛЫШАЛ ВОПЛЬ СЫНОВЕЙ ИЗРАИЛЯ (Шмот, 6:5)
Р. Моше Софер, автор книги Хатам Софер, объясняет, что слово «тоже» здесь означает, что не только Всевышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой. Хотя порабощен был весь еврейский народ, и все страдали, они сочувствовали боли других и не забывали об их нуждах.
Никогда не говорите никому: «Не надо мне твоих проблем, не хочу слушать, мне хватает своих неприятностей».
Когда р. Дов Бариш Вайденфельд, ребе из Чабина, услышал, что его жена умерла, ему стало очень больно. Но сразу после этого он спросил, как здоровье женщины, с которой та лежала в палате, и выразил надежду на то, что смерть жены не усугубит болезни соседки (Работейну).
И БОГ СКАЗАЛ МОШЕ, СКАЖИ АЃАРОНУ: ВОЗЬМИ ТВОЙ ПОСОХ И ПРОТЯНИ РУКУ НАД ВОДАМИ ЕГИПТА, НАД РУЧЬЯМИ, РЕКАМИ И ОЗЕРАМИ, И НАД ВСЕМИ СОБРАНИЯМИ ВОД, И СТАНУТ КРОВЬЮ. И БУДЕТ КРОВЬ ВО ВСЕМ ЕГИПТЕ И В СОСУДАХ ИЗ ДЕРЕВА И КАМНЯ (Шмот, 7:19)
Раши цитирует мидраш (Шмот раба), согласно которому АШем поручил произвести две первые казни — «кровь» и «лягушки» — Аѓарону, а не Моше, потому что тот был обязан воде своим спасением: младенцем его бросили в корзинке в Нил, и он не утонул. Вода оказала ему благодеяние, и ему было бы неудобно ее наказывать.
Вода — неодушевленный объект, лишенный свободы воли. Но если человек получил удовольствие даже от неодушевленного предмета, он должен относиться к нему бережно, с уважением, не ломать и не портить, хотя тот не чувствует боли. Как сказано в Талмуде (Бава кама): «Если напился из колодца, не бросай в него камни». Смысл: будь благодарен тому, кто сделал тебе хорошее. Однако нельзя пренебрегать и буквальным значением этого высказывания[1].
Р. Йехезкель Сарна, рош ешива «Хеврон», говорил, что обязанность быть благодарным колодцу относится, прежде всего, к духовному колодцу. Если вы изучали Тору у учителя или в ешиве, цените, чего достигли. Не бросайте камни — не говорите плохо о духовных колодцах, из которых вы пили (Длиот Йехезкель).
Однажды вечером Хафец Хаим ел суп и все время нахвалил. Присутствующим показалось странным, что рав столько внимания уделяет еде. Потом они поняли, что он хотел доставить удовольствие хозяйке. Он прекрасно понимал, что ей, которая так много времени и сил тратит на приготовление пищи, будет очень приятно слышать, что ее труд оценили (Ѓамеорот агдолим)[2].
Когда в его ешиве была какая-нибудь особая встреча, р. Моше Файнштейн шел на кухню и благодарил повариху за работу. Однажды в конце особой трапезы несколько человек подошли краву с галахическим вопросом. Р. Файнштейн углубился в проблему и забыл зайти на кухню. На следующий день повариха была очень взволнована, когда рав специально позвал ее к телефону, чтобы сказать спасибо (слышал от р. Моше Лазеруса).


3.    Тонкая настройка.

Странную вещь совершает Единый: с одной стороны, Он снова и снова ожесточает сердце фараона, с другой стороны - снова и снова наказывает его за это жестокосердие. Разве так честно?
Посмотрим с другой стороны. От кого мы знаем, что Единый ожесточит сердце фараона? От Моше. Ему это Бог сообщает заранее. А если бы Он просто сказал Моше: "фараон будет жестоким, он будет сопротивляться, а Я его накажу"? Ведь Моше - пророк, это - как бы предсказание будущего! Что ж, в таком случае мы тоже нашли бы, к чему придраться: как же, Господи, свобода выбора, если Ты заранее решил, что фараон будет жестоким?
Единый - Автор той Книги, герои которой - мы с вами, Моше, фараон и все, кого мы можем себе представить. Когда мы думаем, это Он думает за нас (сказано: "создающий вместе мысли их всех" - Псалом 33, стих 15). При этом свобода выбора всё равно остается - ведь каждый из нас и есть та часть мысли Единого, которою Он нас придумал: так царь Давид просит Бога "всегда храни это [чистоту помыслов], когда Ты производишь мысли Своего народа, и настраивай сердце их [евреев] к Тебе" (1-я кн. Диврей ха-Ямим /Паралипоменон/, гл. 29, ст. 18 ).
Поэтому, зная всё в Своем вне-временнОм состоянии, Единый, говоря с человеком-пророком, должен дать шанс и фараону. Он не скажет "фараон поступит так". Он скажет: "я настрою сердце фараона поступить так".
Позвольте, а не одно ли и то же?
Нет.
Как часто в нашем сердце возникают мысли, о которых мы потом сожалеем! Мы говорим, что это "бес попутал" - но до чего же эти мысли свойственны не какому-то бесу, а теневым сторонам нашего собственного характера! Такие мысли - урок, испытание, которому нас подвергает Единый. Пройдя испытание успешно, мы становимся чище, можем перейти на другую ступень нашего развития. Если же мы поддаемся этим мыслям - не Единый (и уж точно не "попутавший бес") повинен в этом, но мы сами.
Ожесточил Господь сердце фараона - и ничего удивительного в этом не было: ведь фараон (без всякого "ожесточения" повелевший прекратить евреем поставку стройматериалов и увеличить норму производства кирпичей) и так был жестоким. Но фараон, рассудив, мог выбрать - идти ли ему вслед за своим жестоким сердцем, или избрать путь милосердия.
Пророк Амос говорит: "ненавидьте зло; любите добро; и выставляйте суд на воротах; тогда, может быть, смилостивится Единый". Что такое "суд на воротах"? Зло и добро присутствуют в нашей душе как два полюса одной магнитной системы. Добрые и злые мысли проникают (из подсознания, из мира идей, из космоса - неважно) в "ворота" нашего сознания, туда, где осуществляется Свобода Выбора. На этих воротах должен стоять "суд": наш внутренний суд, который отбрасывал бы неизбежные злые мысли, а пропускал бы добрые. Этакий вратарь, или демон Максвелла по Стругацким. Ожесточил Единый наше сердце? Много у нас сегодня злых мыслей? Пусть Суд-на-Воротах поработает, пусть не пропустит ни одной из них! Это - проверка на прочность!
В еврейской терминологии воплощение воли Бога, связанное с проверкой творения на прочность, называется "Сатан", Ангел-Прокурор (отсюда и "попутал бес"...). Но во времена Моше, когда светлячок веры в Единого Творца Всего еле теплился среди тысяч языческих культов, Бог не захотел сказать "Сатан по моей просьбе ужесточит сердце фараона": вдруг Моше воспримет Сатана как бога, пусть подвластного Единому? И Бог говорит единственно правильную вещь в этом контексте: "Я ОЖЕСТОЧУ". Не сам фараон, не Ангел-Обвинитель - Я, Бог.
Фараон не выставил "суд на воротах": его внутренний вратарь пропустил злые мысли, и испытание было им провалено. Тем самым открылся путь для другого испытания - великого испытания евреев: перед ними открылся долгий, долгий путь на Землю Обетованную.


4.    Почему такие казни?

Начало освобождению из Египта положили десять казней, о которых рассказывается в недельной главы Торы «Ваэра». Сначала вода в Египте превратилась в кровь, затем Египет подвергся нашествию лягушек и т.д.
Первая из казней, разрушивших египетское изгнание, заключалась в том, что вода Нила превратилась в кровь. По своей природе вода холодная и мокрая. Кровь же, напротив, несет тепло и энергию. Но мы видим, что в результате этой казни холод превратился в тепло.
Вторая казнь, которую Всевышний наслал на Египет, была нашествием лягушек, которые появились из Нила и распространились по всей земле Египта. Лягушка это мокрое, холоднокровное животное — полная противоположность теплу и огню, но во время этой казни лягушки лезли даже в горящие печи.
Эти две казни поразили всю подвластную фараону территорию. В духовном смысле это намекает на то, что мы должны подчинить себе злое начало.
Цель, которую стремится достичь злое начало — остудить пыл еврея и заставить его равнодушно относиться к святости; это является источником всей египетской нечистоты.
Поэтому необходимо помнить, что прежде всего нужно наказать его «кровью», то есть начать с жаром относиться ко всему, что связано с еврейством и заповедями Торы. Это работа по превращению воды в кровь, холода в тепло. Другими словами — «делай добро».
Вместе с этим нужно воспитывать в себе прохладное отношение ко всему, что связано с делами этого мира («лягушка»). Это работа в направлении «удались от зла».
Хотя мы знаем, что работа «удались от зла» предшествует исполнению заповеди «делай добро», это происходит при движении снизу вверх. Но когда речь идет о движении сверху вниз, порядок действий обратный: сначала — «делай добро», а уж потом — «удались от зла». И поскольку египтян наказал сам Всевышний (сверху вниз), то первой казнью была кровь («делай добро»), а только потом — лягушки («удались от зла»).
Каждый день мы должны выходить из Египта. В начале этого пути мы с жаром приближаемся к святости, а после этого отстраняемся от зла. Когда же человек полностью отталкивает от себя абсолютное зло, то все разрешенные Торой вещи сами собой поднимаются в святость. Таким образом еврей добивается своего личного освобождения из «Египта» — освобождения своей души от ограничений материального мира. И в результате наступает истинное и полное освобождение.

  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.