Проекткешер
Преобразуем мир энергией и делами женщин
facebook Однокласники facebook
Присоединяйтесь к нам:

Шмот

Краткое содержание главы "Шмот"

Шмот (Исход) 1:1 - 6:1


 
После того, как Дети Израилевы чрезвычайно размножились в Египте, напуганный их числом фараон делает евреев рабами и приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. После того, как повитухи проявляют неповиновение, фараон приказывает своим людям бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков.
У Йохевед, дочери Леви, и ее мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют ее в камышах у берега Нила. Дочь фараона, придя купаться к Нилу, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше.
Выросший молодой Моше, выйдя из дворца, видит мучения своих собратьев. Увидев избивающего еврея египтянина, Моше убивает последнего. На следующий день он видит двух повздоривших евреев. В ответ на упрек Моше, они раскрывают то, что он содеял днем раньше, и Моше, спасаясь от возмездия фараона, вынужден бежать в Мидьян. Там он выручает дочерей Итро, женится на одной из них по имени Ципора и поселяется там, пася стада своего тестя.
У горы Синай Б-г являет себя Моше в пламени горящего терновника и велит ему явиться к фараону и потребовать: "Отпусти народ Мой, чтобы они служили мне!" Аарону, брату Моше, предписывается быть оратором брата. В Египте Моше и Аарон собирают старейшин народа Израиля, чтобы возвестить им, что время их освобождения пришло. Народ верит Моше, но фараон отказывается отпустить евреев и, напротив, даже ужесточает их тяготы.
Моше обращается к Б-гу с протестом: "Почему Ты сделал зло этому народу?!" Но Всевышний обещает, что освобождение уже близко.


Уроки недельной главы:

1.    Забота о мелочах - признак материнской любви.
2.    Совершенный дом
3.    Какой труд непосилен


1.    Забота о мелочах – признак материнской любви.

«Шифра – это Йохевед, которая улучшала (мешаперет) состояние ребенка. Пуа – это Мирьям, которая по-младенчески кричала (поа) и разговаривала, и щебетала с ребенком, как свойственно женщинам успокаивать плач малышей». Комментарий Раши.
Тора рассказывает, что фараон приказал повитухам убивать новорожденных еврейских младенцев,но они ослушались приказа. В заслугу за это Вс-ний обещал им, что от них произойдут еврейские династии царей и священников
Итак, Раши открывает нам, кто были эти повитухи: Йохевед, мать Моше-рабейну, и его старшая сестра, пророчица Мирьям.
А ведь Йохевед была очень важная, почитаемая женщина своего поколения. Дочь самого Леви, третьего сына праотца Якова. А Тора включает ее в счет семидесяти евреев, вошедших в Египет. Мирьям также была не простой девочкой, а настоящей пророчицей. Но почему же Тора упоминает их не по их знатным, величественным именами, а совсем под другими именами? Да еще что за имена? Не имена, а рабочие клич-
ки какие-то. Одна – делает ребенку лучше, другая – гугукает с ним. Будто бы какие-то простые, рядовые повитухи. Разве суть этих имен передает в полной мере их великий дух и самоотверженность, когда они, рискуя собой, спасали жизни еврейским детям? Но на самом деле именно эти простые, «рабочие» имена и отражают в наибольшей мере их величие.
Представьте себе больного ребенка в критическом состоянии в больнице. Все врачи и медсестры суетятся, хлопочут вокруг, самоотверженно,
не покладая рук и не жалея сил, делают все возможное и невозможное для спасения его жизни. Но если в этой ситуации мы увидим у его изголовья женщину, которая его ласкает и забавляет – можно быть уверенными: это – его мать. Поскольку те, кто поглощены спасением жизни, заняты великими делами, и у них нет времени отвлечься на незначительные мелочи. И только любовь – материнская любовь – помогает человеку обращать внимание на каждую, самую незначительную деталь, которая может хоть чуточку облегчить состояние больного.
Исходя из того, что Тора подчеркивает, что награда пришла именно за эти «материнские» черты праведниц, мы делаем вывод, что рискуя своей жизнью ради спасения еврейских младенцев, Мирьям и Йохевед, доказали свои чувства ответственности и долга. Но, несмотря на величие этого поступка, это не гарантировало того, что от них произойдут славные еврейские династии царей и священников. Ведь когда еврейских младенцев хватали и бросали в воды Нила, они не только спасали их жизни, но и не забывали о таких «мелочах», как мягкая улыбка или приветливое слово – в этом проявилась их сущность Шифры и Пуа. Не ограничиваясь решением самых насущных проблем, вопросов жизни и смерти, а заботясь обо всех, самых незначительных нуждах младенцев, включая бантики для костюмчиков и сюсюканье с ними, они доказали, что они – истинные матери еврейского народа, и удостоились стать прародительницами величайших его династий.
Есть история об одном из великих глав ешив прошлого поколения – раби Шломо Аймане. Он сам занимался обучением Торе, а его праведная жена всю жизнь посвятила заповедям милосердия. Главным делом своей жизни она считала помощь в выдаче замуж бедных сирот. Однажды они с мужем собрались на одну такую свадьбу сироты, о нуждах которой (включая организацию самой свадьбы) рабанит позаботилась лично от А до Я. «А цветы невесте ты купила?» обратился к ней раби Шломо. «Ой, а я подумала, что это не так уж и необходимо. Это же деньги пожертвований, которые я собрала, и их нужно расходовать только на важные дела, не так ли?»- «Нет, это — необходимо, — ответил муж. – Так что пойдем и купим цветы невесте».
Конечно, было важно, чтобы невеста не почувствовала, что она хоть в чем-то хуже своих подруг. Ведь у всех них на свадьбах были букеты. Но, кроме того, раби Шломо хотел подчеркнуть еще один, более глубокий аспект: родная мать никогда не поступится букетом цветов своей дочери на свадьбу, и миссию своей жены он рассматривал не как сборщицу милостыни, а как мать. Вот почему именно имена Шифра и Пуа отражают истинное величие Йохевед и Мирьям.
Рав Шимшон-Давид Пинкус


2.    Совершенный дом

Эстер Гринберг
Когда девушка мечтает о семье, которую она хотела бы создать, она представляет себе не только внешний, бытовой уклад, но и духовный настрой будущего дома. У каждой свои мечты. И все, чего вы по-настоящему желаете и к чему стремитесь всей душой, может быть достигнут. Если вы имеете ясное представление об облике семьи, к которому вы стремитесь, вы добьетесь успеха, так как духовный настрой дома полностью определяется женщиной — тем, какую линию поведения она избирает.
Дом — намного больше, чем просто четыре стены, потолок и крыша. Наши мудрецы говорят, что «дом — это женщина». Она — оплот дома, и без нее — дома не».
Женщина сравнивается с землей, на которую опираются стены дома. Она названа шатром, поскольку она оберегает всю семью.
Она названа славой дома, потому что именно она прославляет дом, возводя его на основаниях еврейской веры. Именно она выполняет чудесные, укрепляющие семью заповеди Торы, приучая себя и своих детей следовать по верной дороге.
Женщина также названа основой семьи. К сожалению, может также произойти и обратное. На иврите корень слова основа может также означать выкорчевывать. Женщина может стать разрушителем дома — выбор за ней.
Как созидается семья? Мы можем научиться этому у Сары и Ривки, которые показывают нам, каким путем можно построить идеальный дом. Когда Ицхак женился на Ривке, он сначала «…ввел ее в шатер Сары, своей матери, и взял Ривку, и она стала его женой, и он полюбил ее и утешился после смерти своей матери»3. В настоящее время люди думают, что последовательность этих событий должна быть другой, но именно таким путем строится еврейский дом, и эта последовательность должна служить нам моделью.
Ицхак начал строить свою семью с того, что привел Ривку в шатер своей матери, чтобы показать ей облик дома, в котором он вырос и подобный которому он бы хотел создать, вступая в брак. «Когда моя мать была жива, — объяснил он, — этот шатер отличали три уникальные особенности. Прежде всего, когда моя мать, Сара, зажигала субботние свечи, они горели от одной Субботы до другой. Во-вторых, когда моя мать замешивала тесто, на хлебе было такое благословение, что тот, кто съедал даже крошку он него, бывал сыт. И третье, над ее шатром всегда было Облако Славы, показывающее, что Б-жественное Присутствие осеняет шатер». Затем Ицхак спросил Ривку: «Ты чувствуешь, что ты сможешь создать атмосферу, подобную той, что окружала мою мать?».
Что делало настолько уникальным этот шатер — дом, созданный Сарой? Он напоминает нам о другом месте, которому были присущи все эти особенности, — о Храме, месте Б-жественного Присутствия. В Храме, когда коэн накануне Субботы зажигал светильники на Золотой Меноре, они горели до следующего кануна Субботы. Каждую пятницу двенадцать хлебов заменялись вновь испеченными. Затем хлеба предыдущей недели, которые чудом оставались свежими, делились между коэнами. И хотя было много тысяч коэнов, наши мудрецы рассказывают, что даже если коэну доставалась маленькая крошка, он чувствовал себя сытым.
На самом деле Ицхак спрашивал Ривку, способна ли она построить Храм! Если да — то она была подходящей женой для него.
После того, как он показал ей шатер и она согласилась следовать по пути его матери, — и после того, как он убедился, что она могла бы стать подобной его матери Саре, — он принял ее, и она стала его женой. И затем — после того, как она стала его женой, — он полюбил ее, ведь любовь в еврейской семье рождается из того, что каждый из супругов отдает для семьи. И, наконец, только после того, как Ицхак увидел, что его жена уподобилась его матери, он обрел утешение.
Их дом был Храмом. И, в сущности, каждый еврейский дом — малый Храм.
Если мы понимаем и помним, что находимся всегда в присутствии Ашема, это чувство поможет выверять наши поступки и облагораживать их. Мы будем вести себя иначе — и с мужем, и с детьми, и в других делах.
Во всех поколениях вклад еврейских женщин в спасение и избавление нашего народа был очень значительным. «В любом месте, где мужчины разрушали стену, женщины отстраивали и восстанавливали ее»6. Когда мужчины делали Золотого Тельца, женщины отказались предоставить для этого свои золотые украшения. Позже, когда возвратившиеся разведчики, отговаривая народ от вступления в Землю Израиля, утверждали, что она истребляет своих обитателей, дочери Целофхада пришли к Моше и сказали: «Мы хотим унаследовать надел в Земле Израиля.» И всегда женщины — великие женщины еврейского народа — восстанавливали разрушенное.
В Египте акушерки Шифра и Пуа спасали новорожденных и заботились о них, хотя фараон мог казнить их за неподчинение его приказу. В награду за то, что они боялись Б-га больше, чем царя из плоти и крови, их потомки стали царями и священниками.
Все женщины в Египте столкнулись со страшными указами. Их мужей изнуряли тяжелым, рабским трудом. Люди были так измучены, что даже никогда не возвращались домой — они просто падали на месте, где работали, и ненадолго засыпали; их поднимали побоями, чтобы они снова продолжали работу. Когда женщины шли к источнику, чтобы набрать воды, им попадались мелкие рыбешки, которых они варили для своих мужей. Женщина прихорашивалась и затем, захватив приготовленную пищу, приходила к мужу на поле. Он был так изнурен, что не мог даже поднять голову, чтобы посмотреть на нее. Ей приходилось доставать свое начищенное медное зеркальце и держать перед ним так, чтобы он увидел в нем ее и себя вместе. А затем она говорила: «Посмотри на меня.» Благодаря этим зеркалам наш народ обрел жизнь.
Когда подошло время построить Мишкан, женщины пришли к Моше и пожертвовали на строительство свои медные зеркала. Моше сомневался, принять ли их. В конце концов, как можно использовать для святой цели то, что применялось для возбуждения плотских желаний? Но Ашем сказал ему: «Возьми эти зеркала. Они дороже Мне всего остального — с помощью этих зеркал женщины подарили еврейскому народу жизнь».
Моше принял женские зеркала и из них изготовили киёр — сосуд, в котором содержалась вода для ритуального омовения коэнов. Это свидетельствовало, что стремления женщин были чисты — ведь этот медный сосуд, изготовленный из их зеркал, содержал воду, которая очищала руки и ноги коэнов в час, когда они несли священную службу перед Ашемом.
Мы учим, что «искупление даровалось каждому поколению только в заслугу праведных женщин каждого поколения»7. В каждом поколении были праведные женщины, в заслугу которых продлевалось существование нашего народа. И поддержание жизни возложено на женщин, потому что они несут факел Торы и заповедей, передавая его каждому новому поколению.


3.    Какой труд непосилен

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
 
С главы "Шмот" начинается чтение второй части Пятикнижия. Центральное место в ней занимает рассказ об освобождении народа Израиля из Египетского рабства. Важность этого сюжета настолько очевидна даже для неевреев, что они называют всю книгу Шмот "Книгой Исхода". Да вот только все ли понимают, об исходе из чего идёт речь в старой еврейской истории?
Нашли, что омрачать
Многих из нас наверняка посещала мысль, что истинная жизнь еврея – это процесс не физический, а духовный. Ведь если не удовлетворены эмоциональные и духовные потребности человека, его не удовлетворит никакой материальный успех. Мы нуждаемся в осознании того, что выполняемая нами работа ведёт нас к высшей цели, что мы оставляем в этом мире заметный след.
Основной целью нашей работы является использование своих талантов и способностей для улучшения материального мира, превращение его в более Б-жественное место. Для этого мы должны признать, чтоглавная сила нашей жизни – это духовность, а материальное, физическое – лишь средство для выражения души.
Но если это так, тогда вызывают удивление слова Торы о порабощении евреев в Египте: "И стали египтяне порабощать сынов Израиля тяжкой работой: горькой сделали их жизнь…" С одной стороны, в силу приведенных рассуждений, очевидно, что если Тора говорит о жизни евреев, то речь идёт не только об их физическом состоянии, но и (или даже в первую очередь) о жизни духовной. Но, с другой стороны, абсолютно неясно, как египтяне при помощи возложенного на евреев тяжкого физического труда – "труда над глиной и кирпичами" – умудрились сделать горькой их духовную жизнь?
Кого засосала опасная трясина?
Тот рабский труд, бремя которого несли евреи и о котором нам повествует Тора, был работой бессмысленной и бесконечной. Сколько бы сыны Израиля ни трудились – работы не становилось меньше, сколько бы ни старались – результата не наблюдалось!
Тора, конечно, призывает каждого из нас к созидательному труду в материальной сфере. Но работа, по определению Торы, всегда осмысленная, и самое главное: нормированная по времени, она не может длиться бесконечно. Еврей должен точно знать, что до начала работы у него есть время и возможность возложить Тфилин и помолиться. Что у него будет обеденный перерыв, во время которого он сможет подкрепиться кошерной едой. Что его рабочий день когда-то закончится, и тогда он сможет вернуться домой, чтобы уделить внимание своей семье.
Другими словами, мы должны работать, но нам нельзя вкладывать все свои силы, всё своё естество в процесс зарабатывания денег. Как говорили наши мудрецы: "Руки пусть работают, но разум и сердце должны оставаться свободными от физического труда для служения Творцу". Однако, когда вопреки законам Торы, еврей вкладывает всю свою голову в финансовые вопросы, весь его день превращается в поиск ответа на вопрос: где бы и как бы заработать еще пару долларов. Если он уже не помнит, когда в последний раз отдыхал, когда разговаривал со своими детьми, если даже ночью его заботит развитие его бизнеса, то всё это, бесспорно, указывает на то, что этот еврей находится в рабстве, и что его работа – "рабский труд"! Ведь у такой работы нет ни сроков её окончания, ни конечной цели.
Нарушение правил
Египтяне, поработив евреев, возложив на них ярмо тяжкого рабского труда – труда бессмысленного и бесконечного, грубо нарушили главное правило мироздания: все, что создано Творцом во Вселенной, имеет своё назначение и свой предел. Поэтому и всякий труд должен иметь свою цель и, конечно же, своё достойное вознаграждение.
Только Б-жественная душа может работать на Всевышнего непрерывно и абсолютно бесплатно. И то лишь потому, что она, как и сам Творец, бесконечна и не нуждается в какой-либо дополнительной "оплате" своего труда. Изучение Торы и исполнение заповедей – вот главная награда для Б-жественной души.
Египтяне использовали самый высокий потенциал еврейского народа для своих меркантильных целей. Бесконечную Б-жественную душу – частицу Всевышнего – они заставили выполнять грубую физическую работу, тем самым лишив еврея "иммунитета" от духовного рабства. Вот почему Тора называет горькой не только физическую, но и духовную жизнь сынов и дочерей Израиля в Египте.
В наших с вами силах не позволить "злому началу" – личному фараону каждого из нас – беспрепятственно пользоваться бесконечным потенциалом нашей святой Б-жественной души. Сбросить с себя его власть – это и есть то, что наша традиция называет личным Освобождением. А без него не может быть и Освобождения общенародного, которого мы все так ждём.
(По материалам беседы на главу "Шмот"; "Ликутей Сихот", том 3.)
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана


  

  
   
            
 
Все фотографии и тексты на сайте являются собственностью Проекта Кешер.